Решение по делу № 33-317/2022 от 21.01.2022

Судья Чикризова Н.Б. дело № 33-317/2022

дело № 2-1306/2021; 12RS0008-01-2021-002018-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 17 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Гринюк М.А. и Скворцовой О.В.,

при секретаре Муравьевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 24 сентября 2021 года, которым постановлено:

исковые требования Шабашовой Р. И., Ведесовой Е. Е. к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать за Шабашовой Р. И., Ведесовой Е. Е. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, по 1/2 доле за каждой.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Шабашовой Р. И., Ведесовой Е. Е. расходы по оплате государственной пошлины по 150 руб. в пользу каждой.

В удовлетворении исковых требований Шабашовой Р. И., Ведесовой Е. Е. к Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шабашова Р.И., Ведесова Е.Е. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации) о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение по адресу: Республика Марий Эл, <адрес> по 1/2 доле за каждой, взыскании расходов по уплате государственной пошлины по 150 руб. в пользу каждого истца.

В обоснование заявленных требований указано, что спорное жилое помещение предоставлено истцу на состав семьи из четырех человек на основании ордера <№> от <дата>, выданного КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа Министерства обороны СССР. В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают истцы. Включенный в ордер на жилое помещение ФИО1 умер в <...> году. ФИО2, также включенный в ордер на жилое помещение, дал нотариальное согласие на приватизацию данной квартиры и одновременно отказался от участия в ее приватизации. Ответчики в передаче истцам указанного жилого помещения в порядке приватизации отказали.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы указывается, что спорное жилое помещение предоставлено Шабашовой Р.И. в качестве служебного, решения об исключении его из числа служебного уполномоченным органом не принималось. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

В возражениях на апелляционную жалобу Шабашова Р.И., Ведесова Е.Е. приводят доводы в поддержку принятого решения, просят его оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от
4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: Республика Марий Эл, <адрес> предоставлено Шабашовой Р. И. на состав семьи из четырех человек – Шабашова Р.И., ФИО1, Шабашова Е.Е., ФИО2 на основании ордера <№>, выданного КЭЧ <адрес> Приволжского военного округа Министерства обороны СССР от <дата> (л.д. 9).

В данном жилом помещении зарегистрированы истцы Шабашова Р.И., Ведесова (Шабашова, Новикова, Корчемкина) Е.Е.

ФИО2 <дата> дал нотариальное согласие на приватизацию данной квартиры и одновременно отказался от участия в ее приватизации (л.д. 17). ФИО1 умер <дата> (л.д. 12).

Имея намерение приобрести указанное жилое помещение в собственность в порядке приватизации, истцы обратились к ответчикам, на что получили отказ.

Ранее истцы в приватизации жилых помещений участия не принимали. Сведения о том, что спорное жилое помещение находится в аварийном состоянии, в материалах дела отсутствуют.

Судом установлено, что жилой <адрес>
<адрес>, в котором находится квартира истцов, включен в реестр федерального имущества, состоит на балансе войсковой части <№>, находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации.

Право оперативного управления ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации в отношении спорного жилого помещения на основании приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ <№> от <дата> прекращено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> жилое помещение с кадастровым номером <№>, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, площадью 65,5 кв.м, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Учитывая, что спорное жилое помещение находится в собственности Министерства обороны Российской Федерации, право оперативного управления ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации в отношении спорного объекта недвижимости прекращено, суд пришел к выводу, что ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к данному ответчику отказал.

Доводов о несогласии с решением суда в данной части апелляционная жалоба не содержит.

Статьей 4 приведенного Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная, федеральная или муниципальная) приватизации не подлежат. К числу исключений относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

Расширительному толкованию этот перечень не подлежит.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В подпункте «м» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Исходя из положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества» при принятии решения об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда должно быть приложено соответствующее свидетельство о государственной регистрации прав. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к служебным жилым помещениям в установленном законом порядке. Из ордера <№>, выданного <дата>
КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа
Шабашовой Р.И., не следует, что он был выдан на служебное жилое помещение. Кроме того, в нем нет ссылки на решение уполномоченного органа о том, что жилое помещение предоставляется именно в качестве служебного. Сведения об отнесении занимаемой истцами квартиры к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года № 349-р внесены изменения в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Подраздел «Республика Марий Эл» исключен из данного перечня.

В связи с изданием указанного распоряжения п. Сурок Медведевского района Республики Марий Эл утратил статус закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, учитывая, что требований о прекращении с истцом договора найма жилого помещения и о выселении ответчиком никогда не предъявлялось, суд пришел к правильному выводу о том, что спорное жилое помещение не является служебным и не находится в домах закрытых военных городков, поэтому может быть приобретено истцом в собственность в порядке приватизации, поскольку к возникшим между сторонами отношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Ссылка в апелляционной жалобе о несоответствии размера жилой площади спорной квартиры отклоняется, поскольку общая площадь спорной квартиры согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости составляет 65,5 кв.м. Согласно данных технического паспорта на квартиру от <дата>, жилая площадь квартиры составляет 39,6 кв.м, общая площадь 66,5 кв.м.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, исходя из приведенного правового регулирования, верно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.

Доводы апелляционной жалобы правильность сделанного судом вывода не опровергают, основаны на ином толковании норм материального права и иной оценке обстоятельств дела, для чего судебная коллегия оснований не находит.

Таким образом, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Е. Соснин

Судьи М.А. Гринюк

О.В. Скворцова

апелляционное определение составлено в окончательной форме 18 февраля 2022 года

33-317/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шабашова Римма Ивановна
Ведесова Елена Евгеньевна
Ответчики
ФГКУ Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны России
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
Гарканова Надежда Моисеевна
ФКУ Отдел финансового обеспечения МО РФ по РМЭ, Удмуртской Республике и Кировской области
Территориальное отделение ФГКУ Центррегионжилье Министерства обороны РФ (г.Йошкар-Ола)
Департамент имущественных отношений МО РФ
ФГАУ Росжилкомплекс филиал Центральный
ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министе6рства обороны РФ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
21.01.2022Передача дела судье
17.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022Передано в экспедицию
17.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее