Решение по делу № 2а-6187/2021 от 19.07.2021

дело № 2а-6187/2021

66RS0048-01-2021-000828-97

мотивированное решение

составлено 07.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2021 года                             г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,

при секретаре Глухове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области к Самчуку Демьяну Александровичу о взыскании недоимки по налогам, пени,

установил:

МИФНС России № 30 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Самчуку Д.А. о взыскании недоимки по пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 26.02.2017, с 02.12.2016 по 21.02.2017 в размере 24 руб. 05 коп., налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 92 руб. 48 коп., пени за период с 02.12.2017 по 21.06.2018 год в размере 1 руб. 16 коп., пени по земельному налогу за период с 02.12.2015 по 16.06.2016, 02.12.2016 по 12.02.2017 в размере 188 руб. 14 коп., налогу на доходы физических лиц в размере 32 292 руб., пени по НДФЛ в размере 16 руб. 15 коп.

В обоснование требований указано, что административный ответчик в спорный период являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, плательщиком по транспортному налогу, по земельному налогу, по налогу на доходы физических лиц, обязанность по уплате налогов надлежащим образом им не исполнена. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в адрес Самчука направлены налоговые уведомления от 15.07.2018, от 25.08.2016, от 12.10.2017, а также требования об уплате налогов и пени по состоянию на 06.12.2018 со сроком добровольной оплаты до 26.12.2018, по состоянию на 27.02.2017 срок добровольной оплаты до 07.04.2017, по состоянию на 22.02.2017 , срок до 12.04.2017, по состоянию на 22.06.2018, срок до 24.07.2018, по состоянию на 17.08.2016 , срок до 11.10.2016, по состоянию на 13.02.2017, срок до 10.04.2017. Требования в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения МИФНС России по Свердловской области к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в суд с настоящим административным иском.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО СК "Росгосстрах".

В судебном заседании административный ответчик Самчук просил в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд.

Представители административного истца МИФНС России № 30 по Свердловской области, заинтересованного лица ПАО СК "Росгосстрах", извещенные надлежащим образом и в срок, не явились, в связи с чем, суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу положений п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог, установлены ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался гл. 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Кроме того, согласно ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу п. 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пп. 1 и 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 данного Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

В соответствии с пп. 3 и 4 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 данного Кодекса (пункт 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.     Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.    

В соответствии с ч. 1 – 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Самчук в спорный период являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: Свердловская область. <адрес>, земельного участка, расположенного по адресу <адрес> транспортного средства Шевроле Круз, государственный регистрационный знак ;

Кроме того, 02.10.2018 в налоговую инспекцию от ПАО СК "Росгосстрах" поступили сведения по форме 2-НДФЛ .

18.07.2018, 12.10.2017 через личный кабинет налогоплательщика Самчуку направлены налоговые уведомления , , а также требования , , , , , об уплате НДФЛ, пени по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество.

Данные требования Самчуком оставлены без исполнения.

Поскольку административным ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки требования не исполнены, МИФНС России № 25 по Свердловской области 06.12.2019 обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены 14.10.2020, в суд с указанным административным исковым заявлением – 15.04.2021.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как установлено судом, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском 15.04.2021, то есть с пропуском установленного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока, который истек 14.04.2021.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О и 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Исследовав материалы дела, суд не находит уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены с административным исковым заявлением. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд заявлением в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (ст. 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции обратиться в суд, у последней не имелось.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Таким образом, несоблюдение МИФНС России № 30 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд о взыскании недоимки по налогу и пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области к Самчуку Демьяну Александровичу о взыскании недоимки по налогам, пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий             

2а-6187/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 30 по Свердловской области
Ответчики
Самчук Демьян Александрович
Другие
ПАО СК Росгострах
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Коблов Николай Владимирович
Дело на странице суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
19.07.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
19.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Рассмотрение дела начато с начала
21.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2021Дело оформлено
08.10.2021Дело передано в архив
24.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее