76RS0024-01-2023-002745-56
Дело № 2-132/2024
Принято в окончательной форме 29.05.2024г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,
при секретаре Щукиной Д.И.,
с участием представителя ответчика Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля Хватовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаленко А.Н., Рыженковой Н.Ю. к Мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о возложении обязанностей,
установил:
Истцы Чаленко А.Н., Рыженкова Н.Ю. обратились в суд с иском к Мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля со следующими требованиями:
1. Обязать мэрию города Ярославля осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества транзитные сети теплоснабжения, расположенные в подвале домов <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
2. Обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля осуществить передачу транзитной сети теплоснабжения, расположенных в подвале <адрес> на содержание и ремонт сроком на один год организаций, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение 1 месяца с момента постановки указанного объекта на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля.
В обоснование иска указано, что Чаленко А.Н. является собственником <адрес>. Рыженкова Н.Ю. является собственником <адрес>.
В подвале домов <адрес> проходят транзитные сети теплоснабжения.
Согласно информации, представленной управляющей организацией ООО «УФР» и теплоснабжающей организацией АО «Яргортеплоэнерго», обязанность по облуживанию названной транзитной сети у данных организаций отсутствует, так как ни к общему имуществу вышеуказанных домов, ни к имуществу теплоснабжающей организации данная сеть не относится.
Таким образом, спорные сети не входят в состав общего имущества собственников многоквартирных домов <адрес> в связи с чем обязанности по их содержанию у собственников отсутствует.
Истцы, их представители в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Кроме того, ранее Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля в суд представлен отзыв, из которого следует, что обязанность у органа местного самоуправления по определению обслуживающей организации возникает только с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения. Органом, осуществляющим постановку на учет бесхозяйного имущества, является КУМИ мэрии г. Ярославля. Доказательства того, что спорный участок тепловой сети, расположенный внутри дома, не служит только для обеспечения теплоснабжения жилого дома и является бесхозяйным, отсутствуют.
Из дополнения к отзыву Департамента городского хозяйства мэрии города следует, что на основании изменений НОМЕР к СП 124.13330.2012 «СНиП 41-022003 «Тепловые сети» п. 3.15 транзитная тепловая сеть - это тепловая сеть, походящая по земельному участку и (или) через здание, но не имеющая ответвлений для присоединения теплопотребляющих установок на таком земельном участке или в здании. Принимая во внимание изложенное, сеть в подвале домов <адрес> не является транзитной.
КУМИ мэрии города Ярославля в суд представлены возражения на исковое заявление, из которых следует, что, в первую очередь, необходимо установить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах №<адрес>.
Кроме того, следует увеличить срок для исполнения решения, так как в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать необходимую документацию и провести процедуры в соответствии с законодательством для постановки на учёт в столь короткий и непродолжительный срок не представляется возможным.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в подвале/техподполье домов НОМЕР и НОМЕР, расположенных по адресу: <адрес>, проходит участок тепловых сетей, транзитными не являющимися.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между ОАО «Яргортеплоэнерго» (теплоснабжающая организация) и ООО «УФР» (потребитель) заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя НОМЕР, предметом которого является поставка теплоснабжающей организацией тепловой энергии и теплоносителя (коммунальных ресурсов) в точку поставки потребителя, а обязанностью потребителя является принимать и оплачивать принимаемые коммунальные ресурсы в объеме, сроках и на условиях настоящего договора.
Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон договора следует, что ОАО «Яргортеплоэнерго» и ООО «УФР» составили настоящий акт на предмет того, что границей балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию и техническое состояние тепловых сетей и теплового оборудования «Энергоснабжающей организацией» и «Абонента» являются жилые помещения, расположенные в т.ч. по адресу: г. <адрес>
Из ответа ООО «УФР» (л.д. 10) следует, что ООО «УФР» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Через <адрес> проходит транзитный участок тепловых сетей, который не относится к общему имуществу домов НОМЕР
Сведения в ЕГРН об объекте недвижимости, а именно –транзитных сетях теплоснабжения, расположенных в подвале домов <адрес>, отсутствуют.
Из сообщения АО «Ярославские Энергосистемы» (л.д. 40) следует, что в 2021 году вступило в силу изменение НОМЕР к СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети, в «п. 3.15. транзитная тепловая сеть: Тепловая сеть, проходящая по земельному участку и (или) через здание, но не имеющая ответвлений для присоединения теплопотребляющих установок на таком земельном участке или в здании».
Поскольку на тепловой сети (в том числе сети ГВС), проходящей по техподполью домов НОМЕР по <адрес> есть врезки на тепловые узлы, которые являются теплопотребляющими установками и от которых запитаны НОМЕР данные сети ГВС транзитными не являются и относятся к внутридомовому имуществу, которое обслуживает собственник здания либо управляющая компания, обслуживающая дом.
Из сообщения АО «Ярославские Энергосистемы» (л.д. 91-92) следует, что в соответствии с п. 3.15 СП 124.13330.2012 (СНиП 41-02-2003 Тепловые сети) транзитная тепловая сеть – это тепловая сеть, проходящая по земельному участку и (или) через здание, но не имеющая ответвления для присоединения теплопотребляющих установок на таком земельном участке или в здании.
Поскольку на тепловой сети (в том числе сети ГВС), проходящей по техподполью домов НОМЕР по <адрес>, есть врезки на тепловые узлы, которые являются теплопотребляющими установками и от которых запитаны НОМЕР, данные тепловые сети и сети ГВС по определению не являются транзитными и относятся к общедомовому имуществу, которое обслуживает собственник здания либо управляющая компания, обслуживающая дом.
В обоснование позиции истцами в суд представлено заключение НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА строительно-технической экспертизы тепловых сетей здания, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, составленное ИП Валдаевым А.Ю.
На разрешение специалиста поставлены следующие вопросы и даны следующие выводы:
1. Проходят ли в многоквартирном доме тепловые сети, предназначенные для обслуживания иных объектов, не входящих в состав общего имущества многоквартирного <адрес>?
По результатам осмотра установлено, что в подвале многоквартирного дома проходит участок тепловой сети, предназначенный для обслуживания дома по адресу <адрес>.
2. Каковая общая длинна участка тепловой сети от стены <адрес> до стены <адрес> без учета ответвлений к тепловой камере <адрес>, которая используется для поставки коммунального ресурса для двух домов?
Общая протяженность такого участка трубы составляет 64,04 метров.
3. Есть ли в многоквартирном <адрес> участки тепловой сети, которые используются только для нужд <адрес> не используются для нужд <адрес>? Какова их общая протяженность?
Место локализации такого участка тепловой сети определяется: как участок трубы, проложенный от т-образной врезки до тепло узла. Их общая протяженность составляет 10,9 метра.
Согласно ст. 290 ГК РФ собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.
Собственник помещения, машино-места не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу его доли отдельно от права собственности на помещение, машино-место.
В силу чч. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма);
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 26.02.2024) "О теплоснабжении" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.ч. 5-6.5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 26.02.2024) "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к тепловой сети, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения.
В течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
При несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц.
До определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения.
В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения (далее - организация по содержанию и обслуживанию), если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения.
С даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя отвечает за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. После определения организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения отвечает такая организация. Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Анализ представленных в дело доказательств позволяет суду прийти к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом достоверно установлено, что на тепловой сети (в том числе сети ГВС), проходящей по техподполью домов НОМЕР по <адрес>, есть врезки на тепловые узлы, которые являются теплопотребляющими установками и от которых запитаны <адрес>, данные тепловые сети и сети ГВС по определению не являются транзитными и относятся к общедомовому имуществу, которое обслуживает собственник здания либо управляющая компания, обслуживающая дом.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
Доводы истцов несостоятельны и судом отклоняются.
Доводы ответчиков заслуживают внимания.
Представленное стороной истца заключение специалиста выводам суда не противоречит.
Исковые требования суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чаленко А.Н., паспорт НОМЕР Рыженковой Н.Ю. , паспорт НОМЕР, к Мэрии города Ярославля, ОГРН 1027600683824, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля, ОГРН 1027600677994, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, ОГРН 1027600684100, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Л. Андрианова