|
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 28 августа 2018 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего: судьи Михайлова О.В., при секретаре: Яковлевой А.Ю., с участием: истца Габдулина Т.Г. и его представителя – адвоката Латыповой И.Н., представителя ответчика: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл Семеновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
Габдулина Т. Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл, о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периода работы и понуждении назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Габдулин Т.Г. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эло признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом специального стажа работы с тяжелыми условиями труда, возложении на ответчика обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды работы и назначить досрочно страховую пенсию по старости.
В судебном заседании истец Габдулин Т.Г., его представитель – адвокат Латыпова И.Н., с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, признать за Габдулиным Т.Г. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа работы с тяжелыми условиями труда; обязать ответчика включить в специальный стаж Габдулина Т.Г. для назначения страховой пенсии по старости досрочно, период его работы с тяжелыми условиями труда с <дата> по <дата> в должности тракториста Суслонгерского лесокомбината Росколхозстройобъединения; назначить Габдулину Т.Г., досрочно, страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда со дня достижения им возраста 55 лет – <дата>, суду пояснили, что <дата> Габдулин Т.Г. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, полагая, что стаж его работы с тяжелыми условиями труда достаточен, и он может воспользоваться правом на досрочную пенсию, поскольку он работал в лесном хозяйстве в должности тракториста-трелёвочника, а именно в должности, поименованной соответствующими списками и дающими право на досрочное назначение пенсии. Однако, ответчик Решением № от <дата>, Письмом от <дата>, отказал ему в назначении указанной пенсии на основании того, что отсутствует необходимый стаж работы в тяжелых условиях труда, указанный специальный стаж, по мнению ответчика, составляет 09 лет 08 месяцев 04 дня, спорный период работы в специальный стаж не включены, поскольку, по мнению ответчика, не подтверждена занятость в едином технологическом процессе заготовки древесины, что сторона истца считает неправильным, незаконным и необоснованным, так как в спорные периоды фактически выполняемая истцом работа была связанна с тяжелыми условиями труда, поскольку рубка леса велась в полном цикле технологии: рубка, раскряжевка, трелевание, вывоз на склады, отпуск древесины, что подтверждается сведениями трудовой книжки истца и имеющимися в деле документами. Полно и мотивированно позиция стороны истца изложена в исковом заявлении и дополнении к нему, которые сторона истицы просит принять за основу. Иные исковые требования, в том числе о взыскании с ответчика судебных расходов – государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, не заявлены и не поддержаны.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл Семенова С.М., действующая на основании Доверенности № от <дата>, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ранее с п.п. 7 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ пенсия назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Истец Габдулин Т.Г. обратился в УПФР в <адрес> РМЭ <дата> с заявлением о досрочном назначением страховой пенсии по старости, Управление ПФР в <адрес> РМЭ <дата> вынесло решение № об отказе в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого стажа работы непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, в специальный стаж, в том числе, не включен спорный период работы истца с <дата> по <дата> в должности тракториста Суслонгерского лесокомбината Росколхозстройобъединения (продолжительностью <.....>), поскольку представленными документами и материалами проведенной проверки не подтверждена занятость истца в едином технологическом процессе заготовки древесины, работодателем истица не представлены индивидуальные сведения, подтверждающие работу истца с тяжелыми условиями труда. На момент обращения истца Габлулина Т.Г. за назначением пенсии его специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда составил 09 лет 08 месяцев 04 дня, при необходимом – 12 лет 06 месяцев, в связи с этим в назначении пенсии Габдулину Т.Г. было обоснованно отказано, наличие у истца страхового стажа более 25 лет не оспаривается и признается. На основании изложенного просит исковые требования оставить без удовлетворения в полном объеме, полное и мотивированное обоснование позиции ответчика изложено в отзыве на исковое заявление, которое просит принять за основу.
В судебном заседании по ходатайству стороны истца допрошены свидетели Гамиров Н.Г., Иванов С.М. и Мамаев В.Д., показавшие суду, что Габдулина Т.Г. знают, вместе работали в Суслонгерском лесокомбинате Росколхозстройобъединения, Габдулин Т.Г. работал трактористом на трелевке леса, он в течение рабочего дня находился и работал в лесу на делянке, целый день рубили деревья, обрезали сучья, трелевали, делили на сортименты, работал полный рабочий день.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которых стороны основывали свои требования и возражения, в судебном заседании истица и представитель ответчика доказывали посредством представленных доказательств, исследованных в судебном заседании.
В судебном заседании исследованы представленные сторонами материалы и доказательства: Согласно трудовой книжке № №, выданной <дата>, Габдулин Т. Г., <дата> года рождения, трудовую деятельность начал с <дата>, с <дата> по <дата> работал в должности тракториста на трелевке леса по 6 разряду в Суслонгерском лесокомбинате Росколхозстройобъединения (л/д 9-12); указанное подтверждается Архивными справками № № от <дата> и № № от <дата> (л/д 13-14), личной карточкой № Габдулина Т.Г., иными материалами дела.
Вышеуказанные документы содержатся в пенсионном деле Габдулина Т.Г., представленном суду для обозрения представителем ответчика и исследованном в судебном заседании.
Давая оценку вышеизложенному, суд считает установленным факт работы истца Габдулина Т.Г. с <дата> по <дата> в должности тракториста на трелевке леса Суслонгерского лесокомбината Росколхозстройобъединения.
Согласно Решения ГУ Управления ПФ РФ по <адрес> РМЭ от <дата> №, письма от <дата> (л/д 7-8), Габдулину Т.Г. отказано в назначении пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа работы в тяжелых условиях труда, специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда на дату обращения – <дата>, составлял 09 лет 08 месяцев 04 дня, период работы с <дата> по <дата> в должности тракториста Суслонгерского лесокомбината Росколхозстройобъединения в специальный стаж не включен, ввиду отсутствия подтверждения занятости в едином технологическом процессе заготовки древесины.
Суд рассмотрел дело в объеме заявленных, уточненных и поддержанных исковых требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 27 указанного Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Аналогичные требования установлены нормами п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (мужчины – 60 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10. При этом время выполнявшихся до 1.01.1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26.01.1991 года № 10.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 5.11.2002 года № 320-О, а также в Определении от 6.03.2003 года № 107 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период работы истца с <дата> по <дата> в должности тракториста Суслонгерского лесокомбината Росколхозстройобъединения, действовал утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Раздел XXII «Лесозаготовки» данного Списка в подразделе «Рабочие» поименована должность «трактористы на трелевке и вывозке леса», при этом время работы по данной профессии подлежало зачету в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости на льготных условиях, без каких-либо ограничений. Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, не предусматривал обязательным условием назначения пенсии на льготных условиях занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок, а также выполнение работ на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах.
Согласно абз. 2 п. «б» ч. 1 Постановления Правительства РФ от 665 от 16.07.2014 года, установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются, в том числе, Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <дата>.
Таким образом, действовавшее на период работы истца до <дата> правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой работы в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости на льготных условиях, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В связи с изложенным суд приходит к убеждению, что период работы истца с <дата> по <дата> в должности тракториста Суслонгерского лесокомбината Росколхозстройобъединения, подлежит включению в специальный стаж его работы с тяжелыми условиями труда (лесозаготовки).
В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что на день обращения истца за назначением досрочной пенсии стаж его работы с тяжелыми условиями труда, установленный и принятый ответчиком, составлял 09 лет 08 месяцев 04 дня, суммарно со спорным периодом продолжительностью <.....> специальный стаж работы истца с тяжелыми условиями труда (лесозаготовки) превышает предусмотренный п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период в 12 лет 6 месяцев; истец обратился с заявлением о назначении пенсии досрочно <дата>, из дела усматривается, что 55-летнего возраста истец достиг <дата>, следовательно, по достижении возраста 55 лет истец имеет право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Принимая во внимание обращение истца в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл с соответствующим заявлением о назначении ему льготной пенсии, суд находит необходимым и обоснованным обязать пенсионный орган назначить Габдулину Т.Г. страховую пенсию по старости досрочно, по достижении им возраста 55 лет.
На основании вышеизложенного суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя требования истца, суд приходит к убеждению, что данная позиция полностью согласуется с положениями ст. 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием, а обратное существенно ограничивает конституционное право истца на государственное социальное обеспечение, закрепленное ст. 39 Конституции РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
исковые требования Габдулина Т.Г. удовлетворить, признать за Габдулиным Т. Г., <дата> года рождения, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа работы с тяжелыми условиями труда; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл включить в специальный стаж Габдулина Т.Г. для назначения страховой пенсии по старости досрочно, период его работы с тяжелыми условиями труда с <дата> по <дата> в должности тракториста Суслонгерского лесокомбината Росколхозстройобъединения; назначить Габдулину Т. Г., <дата> года рождения, досрочно, страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда со дня достижения возраста 55 лет – <дата>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: судья О.В. Михайлов
Мотивированное решение составлено <дата>