Дело № 2а-2425/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Кармолина Е.А.
при секретаре Кийченко Н.В.
16 июля 2020 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению ООО «Русский Инновационный Фонд» к старшему судебному приставу Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Таджитдиновой А.Г., УФССП России по <адрес>, судебному приставу - исполнителю Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Евдокимовой Т.В. о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Инициировав судебное разбирательство, представитель ООО «Русский Инновационный Фонд», указал, что ООО «Русский Инновационный Фонд» является взыскателем по исполнительному производству №...-ИП, возбужденному "дата" на основании исполнительного листа серии ФС №... от "дата", которым с Р.Н.Ш. в пользу ООО «Русский Инновационный Фонд» взыскана сумма долга в размере 178 227 рублей 64 копейки. Согласно банка данных исполнительных производств, "дата" представителю ООО «Русский Инновационный Фонд» стало известно, что указанное исполнительное производство окончено "дата" на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от "дата" № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Между тем, акт о наличии обстоятельств, утвержденный старшим судебным приставом или его заместителем, постановление об окончании исполнительного производства ООО «Русский Инновационный Фонд» не направлялись и ими не получены. При этом задолженность по указанному исполнительному документу должником не погашена. В свою очередь, старший судебный пристав, в силу полномочий, организует работу подразделения, обеспечивает принятие мер по своевременному и правильному исполнению судебными приставами - исполнителями судебных актов, допустил отсутствие надлежащего контроля. Просит суд признать незаконным бездействие старшего судебного пристава Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Таджитдиновой А.Г., выразившееся в необеспечении надлежащего контроля за действиями подчиненного судебного пристава - исполнителя Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП по <адрес> повлекшее нарушение прав взыскателя в виде не получения оригинала исполнительного листа, постановления об окончании исполнительного производства и акта о наличии обстоятельств. Возложить на старшего судебного пристава Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП по <адрес> Таджитдиновой А.Г. восстановить нарушенные права ООО «Русский Инновационный Фонд», возвратив оригинал исполнительного производства, выслав исполнительный лист, постановление об окончании исполнительного производства и акта о наличии обстоятельств, заказной почтой.
Представитель административного истца – ООО «Русский Инновационный Фонд» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик старший судебный пристав Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Таджитдиновой А.Г., административный ответчик УФССП России по <адрес>, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП по <адрес> Евдокимовой Т.В., в судебное заседание не явились, извещены в установленном порядке.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, исследовав материалы дела, считает поданное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Граждане могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от "дата" N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (статья 1).
На основании ст. 121 Федерального закона РФ N 229-ФЗ от "дата" "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от "дата" N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ч.ч.1-3 Федерального закона от "дата" N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).
Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов;
обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;
взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;
организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений органов принудительного исполнения;
организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;
имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;
является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);
осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия;
осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя, а в случае, если они прошли специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Перечисленные в статье 2 Федерального закона от "дата" N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачи исполнительного производства - правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций могут быть достигнуты только предусмотренными законодательством правовыми средствами. Таковыми являются перечисленные в главе 7 Закона исполнительные действия и меры принудительного исполнения.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от "дата" N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от "дата" N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 12, ст. 13 Федерального закона от "дата" N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Из материалов дела следует и судом установлено, что "дата" судебным приставом - исполнителем Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Евдокимовой Т.В. на основании исполнительного листа серии ФС №... от "дата", выданного Волжским городским судом <адрес> по делу №... от "дата" в отношении должника Р.Н.Ш. было возбуждено исполнительное производство №...-ИП, предмет исполнения: взыскание задолженности в пользу ООО «Русский Инновационный Фонд» в размере 178 227 рублей 64 копейки.
"дата" судебным приставом - исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства №...-ИП от "дата" на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от "дата" № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный лист возвращен взыскателю.
Согласно списка внутренних почтовых отправлений, вышеуказанное постановление было направлено в адрес взыскателя ООО «Русский Инновационный Фонд» "дата".
Доводы административного истца о незаконности бездействия начальника отдела – старшего судебного пристава Таджитдиновой А.Г., суд не принимает, поскольку, непосредственное исполнение судебных актов, в том числе направление оригиналов исполнительных документов и вынесенных судебным приставом - исполнителем постановлений, относится к компетенции судебного пристава-исполнителя, так как старший судебный пристав, хотя и контролирует деятельность судебного пристава-исполнителя, вместе с тем ответственность за ненадлежащую организацию исполнения требований каждого исполнительного документа перед взыскателем несет конкретный судебный пристав-исполнитель, в производстве которого находится исполнительное производство.
При таком положении по данному делу отсутствуют правовые основания для признания незаконным бездействие старшего судебного пристава, выразившего, по мнению административного истца, в отсутствии надлежащего контроля за своевременностью направления судебным приставом - исполнителем оригинала исполнительного документа, акта о наличии обстоятельств и постановления об окончании исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе ООО «Русский Инновационный Фонд» в удовлетворении административных исковых требований.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Русский Инновационный Фонд» к старшему судебному приставу Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Таджитдиновой А.Г., УФССП России по <адрес>, судебному приставу - исполнителю Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Евдокимовой Т.В. о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить допущенное нарушение - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Справка: мотивированное решение суда изготовлено 29 июля 2020 года.
Судья: