Решение по делу № 2а-268/2018 от 18.04.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Уяр Красноярского края 28 мая 2018 года

Уярский районный суд в составе:

председательствующего судьи Груздева С.В.,

с участием помощника прокурора Уярского района Красноярского края Величевой Е.Н.,

при секретаре Борисовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Уярского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации Толстихинского сельсовета Уярского района незаконным и обязании совершить действия, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Уярского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Толстихинского сельсовета Уярского района от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, муниципальной собственности в части непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, не оформлении земельных участков, используемых в качестве кладбища в муниципальную собственность, не проведении межевания, не постановки на кадастровый учет земельных участков, использовании в качестве кладбища и обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела до 01.01.2019 года, оформить земельный участок, используемый в качестве кладбища в собственность, в том числе провести работы по межеванию земельного участка, поставив на кадастровый учет до 01.01.2019 года, мотивировав требования по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлены на территории Толстихинского сельсовета Уярского района нарушения законодательства о погребении, отсутствии в нарушении ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированной службы по вопросам похоронного дела, на которую в соответствии с указанным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших и определение органом местного самоуправления порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, администрацией поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, порядок ее деятельности не разработан. Администрацией сельсовета работа по оформлению земельного участка, используемого в качестве кладбища в муниципальную собственность не начата, договор на межевание не заключен, межевание не проведено, земельный участок не поставлен на кадастровый учет.

В судебном заседании помощник прокурора Уярского района Величева Е.Н. административное исковое заявление поддержала по основаниям указанным в заявлении, уточнив требования, согласно которых просит не создать специализированную службу, а обязать организовать работу специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями законодательства. В остальной части исковые требования оставлены без изменения.

Представитель административного ответчика - глава администрации Толстихинского сельсовета Абрамова Е.Ю. с исковыми требованиями согласна только в части не проведения межевания и оформления земельных участков в соответствии с требованиями законодательства, в остальной части с иском не согласна, так как считает требования прокурора необоснованными. На протяжении длительного периода времени какие-либо захоронения безродных граждан не производились, необходимости в создании такой службы и организации ее работы не имеется, в случае необходимости, данный вопрос решается на основании муниципального контракта с хозяйствующими субъектами на которых возложена деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. На территории сельсовета имеется 5 кладбищ, расположенных около с. Толстихино,

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из административного искового заявления прокурора района и объяснений помощника прокурора в процессе, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, по тем основаниям, что неисполнение или ненадлежащее выполнение требований указанного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с требованиями ст. 1 Земельного кодекса РФ основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок.

Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» определено, что землеустройство – это мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 688.

Согласно ч. 4, ч. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

На основании ст. 35 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.

В силу ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.

На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

На основании ч. 4, ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Заявление о государственном кадастровом учете в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.
Согласно ч. 1, ч. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Уярского района Красноярского края проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Толстихинского сельсовета, в ходе которой установлено, что администрацией сельсовета в нарушение законодательства не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков расположенных на территории сельсовета возле <данные изъяты>, используемых в качестве кладбищ, в том числе проведению работ по межеванию земельных участков, расположенных на территории сельсовета, используемых в качестве кладбищ.

Не проведение межевания занятых под кладбищем земельных участков, не оформление земельных участков расположенных на территории Толстихинского сельсовета, используемых в качестве кладбищ, в муниципальную собственность в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрации в установленном законом порядке, привело к обезличиванию территорий данных общественных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации Толстихинского сельсовета на территорию кладбищ. Не проведение предусмотренных земельным законодательством землеустроительных и кадастровых работ препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым административное исковое заявление прокурора Уярского района в данной части удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации Толстихинского сельсовета Уярского района Красноярского края, выразившееся в не оформлении земельных участков, используемых в качестве кладбищ в муниципальную собственность и расположенных около <данные изъяты>, не проведении межевания, не постановки на кадастровый учет и обязать администрацию сельсовета Уярского района Красноярского края оформить земельные участки, используемые в качестве кладбищ в муниципальную собственность, в том числе провести работы по межеванию земельного участка, поставить указанный земельный участок на учет в срок до 01.01.2019 года.

Другим требованием административного истца является создание специализированной службы вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями законодательства, впоследствии требования были уточнены, просит обязать организовать администрацию сельсовета работу специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии со ст.29 ФЗ РФ от 12.01.1996 года № 8-ФЗ « Погребении и похоронном деле» на территории Толстихинского сельсовета в срок до 01.01.2019 года.

Согласно требований истца установлено, что на территории муниципального района ввиду бездействия администрации сельсовета не создана специализированная организация по вопросам похоронного дела, чем нарушены права неопределенного круга лиц.

Административный истец просит организовать администрацию сельсовета работу данной специализированной службы.

Однако судом установлено, что фактически данной службы на территории муниципального образования не создано и не имеется.

Согласно требований ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.9 Федерального закона № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле», оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления согласно ч.2 ст.25 Закона.

В силу ст.12 названного Закона, на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников.

В соответствии с п. «н» ч.1 ст.1 Закона Красноярского края № 9-3724 от 15 октября 2015 года « О Закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Из смысла требований законодательства следует, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий.

Также необходимо учитывать, что согласно Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности.

В силу требований Федерального закона № 8-ФЗ, данный закон не дает законодательного определения понятия "специализированная служба по вопросам похоронного дела" и не устанавливает ее организационно-правовую форму, в связи с чем суд приходит к выводу, что специализированная служба - это статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг.

Из пояснений административного ответчика установлено в судебном заседании, что в случае возникновения необходимости, услуги по погребению осуществляются на основании муниципального контракта с хозяйствующими субъектами г. Уяра, которые осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Однако за последние несколько лет данные услуги не оказывались ввиду отсутствия в необходимости их предоставления гражданам.

В данном случае муниципальным образованием требования законодательства исполняются.

Доводы административного истца о нарушении прав неопределенного круга лиц в данном случае нельзя признать убедительными, поскольку каких-либо доказательств данному обстоятельству не представлено.

Прокурором в своем исковом заявлении не указано в чем выражается нарушение по не организации работы специализированных служб по вопросам похоронного, которое не исполняется органом местного самоуправления, не приведены данные о нарушении конкретно прав граждан, кому отказывалось ранее в предоставлении услуг по захоронению, а просто содержится требование по необходимости организации работы специализированной службы, не приводя доводов в обосновании своих требований.

Само по себе требование прокурора в данной части противоречит заявленным требованиям, поскольку прокурор просит обязать администрацию сельсовета организовать работу специализированной службы в соответствии с требованиями ст.29 ФЗ № 8-ФЗ « О погребении и похоронном дела», однако данная статья указывает о необходимости создания и порядке деятельности данной службы, в связи с чем исходя из буквального содержания статьи закона следует, что истец просит создать данную специализированную службу.

В ходе рассмотрения иска установлено, что права граждан нарушены не были, проблем с организацией по вопросам похоронного дела в соответствии с требованиями законодательства на территории сельсовета не имеется, данная услуга гражданам оказывается в случае ее необходимости.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящий момент администрацией сельского поселения не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, для возможности гражданам решать вопросы по организации ритуальных услуг в случае их возникновения, данные вопросы как установлено судом решаются администрацией сельсовета.

Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием только специализированных служб. При этом в случае невозможности предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг в данном сельском поселении, данные услуги могут осуществляться ритуальной службой муниципального района, на территории которого находится сельский населенный пункт.

Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия.

Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.

Однако как установлено судом, данных о нарушении прав граждан администрацией сельсовета ввиду отсутствия специализированной службы, не имеется.

При таких обстоятельствах, с учетом всего вышеизложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований истца о необходимости организации работы специализированной службы по вопросам похоронного дела – отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-18 КАС РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Уярского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, предъявленные к администрации Толстихинского сельсовета Уярского района Красноярского края - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Толстихинского сельсовета Уярского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по оформлению пяти земельных участков Толстихинского сельсовета Уярского района Карсноярского края, расположенных около <данные изъяты> Уярского района Красноярского края, используемых в качестве кладбищ в муниципальную собственность, не проведении межевания указанных земельных участков, не постановке их на кадастровый учет.

Обязать администрацию Толстихинского сельсовета Уярского района Красноярского края оформить земельные участки, расположенные около <данные изъяты> Уярского района Красноярского края, используемых в качестве кладбищ, в муниципальную собственность, провести работы по межеванию указанных земельных участков, поставить данные земельные участки на кадастровый учет в срок до 01.01.2019 года.

В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурору района - отказать.

Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Полное решение суда составлено 28 мая 2019 года.

Председательствующий                              С.В.Груздев

2а-268/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Уярского района
Ответчики
администрация Толстихинского сельсовета
Суд
Уярский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
uyar.krk.sudrf.ru
18.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.05.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
07.05.2018[Адм.] Судебное заседание
28.05.2018[Адм.] Судебное заседание
28.05.2018[Адм.] Судебное заседание
28.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2018[Адм.] Дело оформлено
20.08.2018[Адм.] Дело передано в архив
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее