Дело № 12-580/2020
УИД 39RS0001-01-2020-003909-18
РЕШЕНИЕ
7 октября 2020 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Пичурина О.С.
при секретаре Ружниковой Н.В., рассмотрев жалобу ФГУП «Росморпорт», ИНН 7702352454, ОГРН 1037702023831, юридический адрес: 127055 г. Москва, ул. Сущёвская, 19 строение 7, почтовый адрес: г. Калининград, ул. Петра Великого, 7, на постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора, Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Кузина И.С. по делу об административном правонарушении № 279/2020 от 22.06.2020 по ст. 80 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в отношении ФГУП «Росморпорт»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора, Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Кузина И.С. ФГУП «Росморпорт» привлечено к административной ответственности по ст. 80 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях за неисполнение обязательных требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2, 5, 6 Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 04.05.2018 № 202, а также требований приказов Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22.04.2020 № 139 «О продлении срока предоставления данных в региональный кадастр отходов производства и потребления на территории Калининградской области» и от 18.05.2020 № 159 «О внесении изменения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22.04.2020 № 139» и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
ФГУП «Росморпорт» в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что вынесенное должностным лицом постановление не отвечает требованиям ст. 26.1, 29.10 КоАП РФ, не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а именно дата и место совершения административного правонарушения. Должностным лицом оставлено без внимания и оценки нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, в котором также в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ не указаны дата и место совершения административного правонарушения. Возможность возвращения протокола об административном правонарушении на данной стадии производства по делу об административном правонарушении утрачена. Считают, что допущенные в ходе производства по делу нарушения являются существенными, которые повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решения, принятого должностным лицом, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статьей 24.1, 26.1 КоАП РФ. Кроме того, полагают, что возможно признать данное деяния малозначительным. Просит принять во внимание, что 2020 год - первый год, когда ФГУП «Росморпорт» было обязано предоставить требуемую информацию за отчетный год в соответствии с Приказом Минприроды Калининградской области № 202 от 04.05.2018. Таким образом, нарушение порядка ведения Регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Калининградской области совершено ФГУП «Росморпорт» впервые. По получении 09.06.2020 телеграммы Минприроды Калининградской области с уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении Калининградское управление СЗБ филиала ФГУП «Росморпорт» незамедлительно приняло меры к предоставлению пакета сведений о деятельности ФГУП «Росморпорт» по обращению с отходами за 2019 год в Региональный кадастр отходов Калининградской области. Пакет сведений был представлен 10.06.2020, сопроводительное письмо было представлено в Минприроды Калининградской области за исх. №Ф 1030-14/ 1577-ИС от 10.06.2020 и зарегистрировано за вход. № 8808-ОС от 10.06.2020. Калининградское управление СЗБ филиала ФГУП «Росморпорт» в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ежегодно в установленные сроки представляет отчетность по обращению с отходами по форме статотчетности 2-ТП (отходы) в территориальное управление Росприроднадзора, к ведению которого относится ведение государственного кадастра отходов (ГКО), который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Отчет за 2019 год был представлен в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора за исх. №176/22-20 от 31.01.2020. Информация, которую ФГУП «Росморпорт» предоставило в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора, полностью аналогична информации, которую необходимо было предоставить в Региональный кадастр отходов Калининградской области.
Таким образом, сведения, ежегодно представляемые хозяйствующими субъектами в Росприроднадзор по форме статистической отчетности 2-ТП (отходы) и в РКО Калининградской области, по своему составу являются идентичными и доступными одновременно как Росприроднадзору, так и Минприроды Калининградской области, поскольку сведения из ГКО (полномочия по ведению которого находятся у Росприроднадзора) являются открытыми данными и предназначены, в том числе, для информационного обеспечения органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
ФГУП «Росморпорт» не осуществляет на территории Калининградской области деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Предоставляемые в региональные и федеральные государственные органы сведения об обращении с отходами содержат информацию только об образовании, накоплении отходов и их передаче специализированным лицензированным организациям для дальнейшего транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. Также просили применить положения ст. ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и заменить наказание на предупреждение.
В судебном заседании защитник ФГУП «Росморпорт» по доверенности Рахманина С.М. доводы жалобы поддержала за исключением, доводов указанных в п. 3, дала пояснения по обстоятельствам, указанным в жалобе. Полагала, что предприятие привлечено к ответственности за пределами сроков давности.
Выслушав защитника, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 80 Кодекса об административных правонарушениях Калининградской области нарушение порядка предоставления юридическими лицами информации, необходимой для ведения регионального кадастра отходов Калининградской области, если ответственность за соответствующие действия не установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 9 Закона Калининградской области от 25.11.2015 №477 «Об отходах производства и потребления в Калининградской области» ведение регионального кадастра отходов Калининградской области осуществляется уполномоченным органом, определенным Правительством Калининградской области.
Региональный кадастр отходов Калининградской области включает в себя классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов, а также систематизированный банк данных об отходах и технологиях утилизации и обезвреживания отходов.
Региональный кадастр отходов Калининградской области ведется на основе государственных классификаторов, технико-экономической и социальной информации в порядке, установленном уполномоченным исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области обращения с отходами
В соответствии со ст. 5 указанного закона к полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Калининградской области в области обращения с отходами относится в том числе установление порядка ведения регионального кадастра отходов Калининградской области, организация его ведения.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 04.05.2018 № 202 «Об установлении порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Калининградской области» с учетом внесения изменений приказом № 04 от 9.01.2019 установлен Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Калининградской области (далее - Порядок).
В соответствии с данными ГП КО «ЕСОО» (регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области) у юридического лица - ФГУП «Росморпорт» в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности в 2019 году образовалось 292,79 м3 твердых коммунальных отходов.
В соответствии с письмом ГАУ КО «Экологический центр «ЕКАТ-Калининград» от 2.06.2020 № 150/04 юридическое лицо - ФГУП «Росморпорт» не предоставило сведения в региональный кадастр отходов Калининградской области за 2019 год в установленные сроки.
Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Калининградской области (Приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 г. N 202) устанавливает процедуру ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Калининградской области, его действие распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, включая органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Отчетный период охватывает 1 календарный год. Данные в региональный кадастр отходов представляются до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Отчет о региональном кадастре отходов подлежит периодической публикации (не реже одного раза в год) на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 6 Порядка ведение регионального кадастра отходов осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Сведения для внесения в региональный кадастр отходов представляются пользователями в Министерство по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде с использованием бесплатного программного обеспечения «Региональный кадастр отходов производства и потребления Калининградской области» на официальном сайте в сети Интернет. После того как отчет проверен и отчету поставлен статус «Ожидается бумажный документ», пользователю необходимо распечатать сопроводительное письмо со штрихкодом, которое подписывается и заверяется печатью организации (при наличии) в двух экземплярах, один экземпляр направить в Министерство, что является подтверждением сдачи отчета (п. 14, 20 Порядка).
Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22.04.2020 № 139 «О продлении срока предоставления данных в региональный кадастр отходов производства и потребления на территории Калининградской области» и от 18.05.2020 № 159 «О внесении изменения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22.04.2020 № 139» срок предоставления данных в региональный кадастр отходов производства и потребления на территории Калининградской области продлен до 12.05.2020 включительно.
ФГУП «Росморпорт» не предоставило данные в региональный кадастр отходов производства и потребления на территории Калининградской области, что подтверждается письмом ГАУ КО «Экологический центр «ЕКАТ-Калининград» от 2.06.2020. Указанные сведения были поданы предприятием 10.06.2020, то есть не в установленный срок.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 279/2020 от 15.06.2020, письмом ГАУ КО «Экологический центр «ЕКАТ-Калининград» от 2.06.2020 и иными материалами дела.
Должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, была дана оценка собранным по делу доказательствам на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях ФГУП «Росморпорт» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 80 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении на указаны дата и место совершения правонарушения не принимаются судом в силу следующего. Исходя из разъяснений, данных в п.п. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. В протоколе об административном правонарушении и в постановлении должностного лица указаны место нахождения юридического лица. При этом при рассмотрении дела по существу должностным лицом был также установлен адрес предприятия в г. Калининграде, где надлежало совершить определенные действия. Существенных недостатков, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
В данном случае предприятием предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, то есть до 12.05.2020 включительно, из чего следует, что не предоставив требуемые сведения к определенному сроку предприятие совершило правонарушение. Таким образом, дата правонарушения в процессуальных документах указана.
Будучи допрошенным в качестве свидетеля ведущий консультант отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Кузин И.С. пояснил, что в протоколе указано, что должны были подать сведения до 12 мая включительно, 13 мая время совершения правонарушения, место совершения расписано в постановлении - московский адрес предприятия и калининградский адрес. В протоколе согласно выписке указан московский адрес организации, после подписания протокола было вручено возражение, где имелся адрес в г. Калининграде и при вынесении постановления был указан адрес юридического лица и адрес Управления.
Доводы подателя жалобы о признании правонарушения малозначительным не принимаются судом, поскольку совершено правонарушение в нарушение установленных требований определяющих правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 80 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие такого обязательного при применении статьи 2.9 КоАП РФ признака, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как следует из разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным не усматривается.
Доводы о том, что аналогичные сведения были предоставлены в Росприродназдзор, являлись общедоступными не являются основанием для освобождения от ответственности за непредставление сведений в региональный кадастр отходов.
Административное наказание назначено ФГУП «Росморпорт» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией ст. 80 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в ходе производства по делу существенных нарушений процессуальных требований допущено не было.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Кузина И.С. по делу об административном правонарушении № 279/2020 от 22.06.2020 по ст. 80 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ФГУП «Росморпорт», оставить без изменения, а жалобу ФГУП «Росморпорт» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Пичурина О.С.