КОПИЯ
Гражданское дело № г.
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ 2024 года <адрес>
<адрес> городской суд ФИО2 края в составе: председательствующего – судьи Шемигоновой И.В.,
при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО4,
с участием: истца ФИО1,
представителей истца ФИО1 – ФИО6, ФИО5, выступающих на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей истца ФИО3 – ФИО6, ФИО5, выступающих на основании ст. 53 ГПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, ФИО2 края, ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края о возложении обязанности направить сведения для зачета в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, произвести ежемесячные компенсационные выплаты, о взыскании компенсационных выплат, о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
установил:
Истцы ФИО1 и ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением, последствии уточнённым в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Министерству обороны Российской Федерации, ФИО2 края, ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт <адрес> ФИО2 края о возложении обязанности направить сведения для зачета в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, произвести ежемесячные компенсационные выплаты, о взыскании компенсационных выплат, о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование иска указывают, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет уход за пенсионером МО РФ ФИО3, 1938 года рождения, что подтверждается справкой, выданной ФИО2 комиссаром городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт <адрес> ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № СПО/26. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О страховых пенсиях» период ухода, осуществляемого за трудоспособным лицом за инвали<адрес> группы, ребенком - инвалидом иди за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности. В отношении лиц, которым в соответствии с Указами Президента РФ производились (производятся) ежемесячные компенсационные выплаты. Пенсионным фондом Российской Федерации ежегодно не позднее 1 апреля текущего года сведения о периоде ухода за прошлый календарный год включаются в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в автоматизированном режиме: без истребования заявления по документам, имеющимся в распоряжении ПФР. Таким образом, сведения о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином в 2022 году, должны были быть включены в индивидуальные лицевые счета до ДД.ММ.ГГГГ, сведения о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином в 2023 году, должны были быть включены в индивидуальные лицевые счета до ДД.ММ.ГГГГ. Но период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время не включен в страховой стаж истца ФИО1 Следовательно, в период с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ нетрудоспособному гражданину должна была производиться выплата в размере определенном в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 "О компенсационных выплатах, лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а именно в размере 1200 (одной тысячи двухсот) рублей ежемесячно органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину. Учитывая, что ФИО3 является пенсионером МО РФ выплату пенсии и компенсационной выплаты осуществляет соответствующее ведомство. В августе 2022 года истцом, ФИО1 был предоставлен в ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края пакет документов в соответствии с п. 6 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвали<адрес> группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 343, при этом по факту рассмотрения представленного пакета документов в адрес истца ФИО1 никакого документа не поступило, несмотря на то, что заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами, рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема. В случае отказа в удовлетворении заявления лица, осуществляющего уход, орган, осуществляющий выплату пенсии в течение 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом лицо, осуществляющее уход, и нетрудоспособного гражданина (законного представителя) путем направления указанного решения с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения. В феврале 2023 года у истца ФИО1 возникла необходимость в получении документа подтверждающего, что она осуществляет уход за пенсионером МО РФ ФИО3, 1938 года рождения. ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края ей об этом на руки была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ № СПО/26. В июле 2023 года истцу ФИО1 стало известно, что сотрудниками ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края, в нарушение действующих норм не было произведено надлежащее оформление и формирование пакета документов с последующим направлением в Пенсионный Фонд Российской Федерации для включения в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведений о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидов I группы, ребенком - инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, которые должны были засчитаны в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности. Если трудоспособный гражданин осуществляет уход за инвалидом I группы, инвалидом с детства I группы, ребенком-инвалидом, престарелым гражданином, достигшим возраста 80 лет, эти периоды ухода засчитываются ему в стаж. В размере его пенсии за эти периоды учитываются пенсионные баллы - 1,8 балла за каждый полный год такого ухода. Коэффициент за каждый год ухода составляет 1,8 пенсионных балла (п. 6 ч. 1 ст. 12. ч. 12 ст. 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ; абз. 7 пп. "в" п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). В случае, если продолжительность иного периода (НПО в соответствующем календарном году (в том числе иных периодов, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 12, частью 12.1 настоящей статьи, совпадающих по времени) составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего иного периода. При этом один месяц иного периода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год - ч. 14 ст. 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ. Истцом ФИО1 были получены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в которых за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не учтен в страховой стаж. Истец ФИО1 неоднократно обращалась в ФИО2 прокуратуру 55 ФИО2 прокуратуры гарнизона с просьбой принять меры и устранить нарушение прав истцов, но кроме ответов подтверждающих допущенные нарушения прав истцов никаких действий по восстановлению нарушенных прав истцов произведено не было. В июле 2023 года ФИО1 повторно представила в ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края пакет документов о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином. В нарушение п. 7 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат в адрес истца не поступило решение по результатам рассмотрения заявления лица, осуществляющего уход. Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий(бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомернымидействиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099, 1100 ГК РФ). Вина в причинении морального вредапредполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вредаосуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, ст. ст. 1095 и 1100 ГК РФ). Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага)означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего. Моральный вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, подлежит компенсации работодателем (абзац первый пункта 1 статьи 1068 ГК РФ). Осуждение или привлечение к административной ответственности работника как непосредственного причинителя вреда, прекращение в отношении его уголовного дела и (или) уголовного преследования, производства по делу об административном правонарушении не освобождают работодателя от обязанности компенсировать моральный вред, причиненный таким работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Обязанность компенсировать моральный вред, причиненный гражданином, выполняющим работу на основании гражданско-правового договора, может быть возложена на юридическое лицо или гражданина, которыми с причинителем вреда был заключен такой договор. Моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя, вреда (статья 1101 ГК РФ) Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их иных лиц в совершений незаконных действий (бездействии) за исключённом случаев» установленных законом. На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц» нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности. Учитывая нарушения прав истцов ответчиками и перенесенные нравственные страдания, а так же не устранения нарушенных прав истцов ответчиками во внесудебном порядке, в результате приведшее к необходимости истцам восстанавливать нарушенные права путем обращения в суд, истцы оценивают перенесенные нравственные страдания и причиненный моральный вред в размере 1.000.000 рублей. Кроме того для восстановления нарушенных прав истец была вынуждена обратиться за юридической помощью, в связи с чем понесла судебные расходы. Со ссылками на Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утв. Постановлением Правительства ПРФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах, лица, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», ст. ст.. 2, 18 Конституции РФ, ст. 12, ст. 151, ГК РФ, ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», с учетом уточненных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ просит суд возложить на ответчиков обязанность направить сведения для зачета в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11, п. 6 ч. 1 ст. 12, ч. 12 ст. 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в Отделение Фонда Пенсионного и Социального Страхования Российской Федерации по ФИО2 краю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность произвести компенсационные ежемесячные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, по 1200 рублей за каждый месяц, взыскать ежемесячные компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, в размере 13200 рублей, по 1200 рублей за каждый месяц, взыскать расходы, понесенные истцами для обращения в суд на оплату государственной пошлины и услуг по оказанию юридической помощи в размере 36176 рублей. Взыскать компенсацию морального вреда за понесенные нравственные страдания и допущенные нарушения прав истцов в размере 1.000.000 рублей, вынести частное определение за допущенные нарушения прав истцов и не устранения нарушения прав истцов во внесудебном порядке.
В судебном заседании истец ФИО1, ее представители ФИО6 и ФИО5 полностью поддержала заявленные исковые требования, уточненные в порядке ст. 39 ГПК РФ ДД.ММ.ГГГГ, просили суд удовлетворить их в полном объеме по изложенные в исковом заявлении основаниям.
Истец ФИО1 также показала, что она осуществляет уход за своим отцом – ФИО2 пенсионером ФИО3, проживают они на соседних улицах, она каждый день приходит к нему, покупает продукты, помогает по хозяйству, осуществляет лечение и уход в лечебных учреждениях. Она действительно обращалась в ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края в августе 2022 года, предоставила необходимый документ, при этом никакого подтверждающего документа о принятии ей выдано не было, в связи с длительным не рассмотрением данного вопроса и не получением денежных средств она повторно обратилась, в ФИО2, на что ей была выдана соответствующая справка. Однако впоследствии включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж ей было отказано со ссылкой о том, что она не обращалась с таким заявлением. Решение о проведенной проверке по ее жалобе ей не выдавалось.
От представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации поступили возражения на исковое заявление, в обоснование которых указано, что в силу п. 1 и 2 Положения Министерстве обороны РФ (утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области и осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления ФИО2 округов, иные органы ФИО2 управления, территориальные органы. Материалы дела не содержат доказательств издания Министром обороны РФ незаконного приказа, приказания или распоряжения в отношении истцов. Пунктом 2 Положения о ФИО2, утвержденного Указом Президента РФ от 07.112.2012 г. № определено, что ФИО2 создается в субъекте РФ в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с ФИО2 службы, и членов и семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ. Основными задачами ФИО2 в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уводенных с ФИО2 службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством РФ, реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уводенных с ФИО2 службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подп. 40 п. 17 Положения о ФИО2). Таким образом, пенсионное обеспечение в Министерстве обороны РФ, включающее в себя том числе работу по назначению пособий и компенсаций, контролю за их выплатой, осуществляется ФИО2и. Полагает, что Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, так как им является ФИО2 края. Порядок выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации носит заявительный характер, истец должен обратиться с соответствующим заявлением о выплате и необходимыми документами в уполномоченный пенсионный орган, а из материалов дела следует, что заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ поступило в ФИО2 края было отработано ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1200 рублей. Каких-либо заявлений от ФИО1 по назначению и выплате спорной ежемесячной компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФИО2 края не поступало, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных к Министерству обороны РФ исковых требованиях отказать в полном объеме.
От ответчика – представителя ФИО2 края также поступили возражения на исковое заявление, в которых указано, что необходимым условием включения периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет в страховой стаж является обращение претендующего на то лица с заявлением и предусмотренным законодательством документами в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, то есть, установлен заявительный порядок реализации данного права. Заявление истца ФИО1 поступило в ФИО2 края ДД.ММ.ГГГГ, документы были отработано ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ назначена компенсационная выплата в размере 1200 рублей. Заявление рассмотрено и удовлетворено в срок, установленный п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Каких-либо документов от ФИО1 по назначению и выплате ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1200 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поступало. Полагает, что заявленная истцами сумма по возмещению судебных расходов в сумме 36176 рублей является чрезмерной и подлежит уменьшению. В отношении истца ФИО2 никакого нарушения допущено не было, поэтому полагает, что вынесение частного определения как и взыскание морального вреда в указанной сумме также удовлетворению не подлежит. Просит суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Ответчик ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края в своем заявлении также просил в удовлетворении иска отказать, поскольку не является надлежащим ответчиком по делу, так как не является юридическим лицом, поясняя при этом, что проверенной комиссией по факту поступившего обращения ФИО1 книга письменных обращений граждан за сентябрь 2022 года и журнал исходящей документации за сентябрь 2022 года регистрацию и отправку заявления не подтверждают. Опросить должностное лицо, оформлявшего пакет документов, полученный от ФИО1 не представляется возможным в связи с его увольнением, опросить должностное лицо, выдавшего справку ФИО1, подтверждающую факт ухода не представляется возможным в связи с его увольнением. Поступившее от ФИО1 заявление ДД.ММ.ГГГГ о назначении ей компенсационной выплаты было направлено в ФИО2 края ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в случае обращения истца с указанным заявлением в сентябре 2022 года, оно было бы соответствующем порядке направлено для рассмотрения, а представленная истцами справка, выданная ФИО2 комиссаром городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края не отражает реального положения дел.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФИО2 края, ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края, представитель третьего лица Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по ФИО2 краю в судебное заседание не явились.
Сведения о движении дела, были своевременно размещены в системе "ГАС Правосудие" и на официальном сайте Железноводского городского суда ФИО2 края.
Ходатайств об отложении дела не поступало, иных ходатайств не поступало.
С согласия истца и его представителей судебное разбирательство проведено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ без участия представителей ответчиков и третьего лица.
Выслушав истца ФИО1, ее представителей ФИО6 и ФИО5, изучив представленные ответчиками возражения на исковое заявление, поступившие ответы на судебные запросы, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в страховой стаж подлежит включению период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015, предусмотрено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих возраст лица, за которым осуществляется уход (п. 34).
При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения такого письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования, проводимого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Пунктом 2 Положения о ФИО2, утвержденного Указом Президента РФ от 07.112.2012 г. № определено, что ФИО2 создается в субъекте РФ в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с ФИО2 службы, и членов и семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ. Основными задачами ФИО2 в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уводенных с ФИО2 службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством РФ, реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уводенных с ФИО2 службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подп. 40 п. 17 Положения о ФИО2). Таким образом, пенсионное обеспечение в Министерстве обороны РФ, включающее в себя том числе работу по назначению пособий и компенсаций, контролю за их выплатой, осуществляется ФИО2и.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истец должна доказать как сам факт осуществления ухода за престарелым лицом в течение заявленного периода времени, так и факт обращения в ФИО2 с заявлением об установлении периода ухода в целях его зачета в страховой стаж.
Судом установлено, что истец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ФИО2 пенсионером, что подтверждается исследованным удостоверением серии Н № (л.д. 20).
Истец ФИО1 является дочерью ФИО3 В августе 2022 года она обратилась в ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края с заявлением и пакетом необходимых документов для получения компенсационной выплаты, лицу, осуществляющим уход за престарелым нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет, что подтверждается представленной истцом на обозрение суду оригиналом справки, выданной ФИО2 комиссаром городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края В. Султановым ДД.ММ.ГГГГ № СПО/26, о том, что ФИО1 действительно осуществляет уход с ДД.ММ.ГГГГ за пенсионером МО РФ ФИО3 (л.д. 31).
Таким образом, судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика – ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края о том, что указанная справка, выданная ФИО2 комиссаром городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края не отражает реального положения дел, а опросить лицо, ее выдавшее, не представляется возможным ввиду его увольнения, поскольку указанная справка содержит себе все необходимые реквизиты документа: наименование организации ее выдавшей, должность, инициалы и подпись лица, гербовую печать организации. Сомнений в подлинности представленного оригинала указанной справки у суда не возникло.
Более того, судом в ФИО2 прокуратуру Южного ФИО2 округа 55 ФИО2 прокуратуру был направлен запрос о предоставлении материалов проверки по обращению ФИО1 о противоправных действиях должностных лиц ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края, на который были получены сведения, в частности информация о нарушении закона, из которой следует, что в ходе проверки установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ (указание 2023 года суд признает технической опиской) ФИО1 осуществляет уход за пенсионером Минобороны РФ ФИО3, достигшим 80-летнего возраста, что подтверждается соответствующей справкой ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № СПО/26. При этом в нарушение своих должностных обязанностей старший помощник начальника отделения (социального и пенсионного обеспечения, финансово-экономического) ФИО7 заявление ФИО1 о выплате ежемесячной компенсации по уходу за пенсионером, предусмотренной Указом Президента РФ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в центр социального обеспечения ФИО2 края не направила, что привело к существенному нарушению прав ФИО1
Таким образом, нашли свое подтверждение доводы истца об обращении в сентябре 2022 года в ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края с заявлением об установлении компенсационной выплате и необходимым пакетом документов.
Следовательно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нетрудоспособному гражданину должна была производиться выплата в размере определенном в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 "О компенсационных выплатах, лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвали<адрес>. группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - лица, осуществляющие уход), а именно в размере 1200 (одной тысячи двухсот) рублей ежемесячно органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (далее - орган, осуществляющий выплату пенсии). Учитывая, что ФИО3 является пенсионером МО РФ выплату пенсии и компенсационной выплаты осуществляет соответствующее ведомство.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О страховых пенсиях» период ухода, осуществляемого за трудоспособным лицом за инвали<адрес> группы, ребенком - инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности. В отношении лиц, которым в соответствии с Указами Президента РФ производились (производятся) ежемесячные компенсационные выплаты. Пенсионным фондом Российской Федерации ежегодно не позднее 1 апреля текущего года сведения о периоде ухода за прошлый календарный год включаются в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в автоматизированном режиме: без истребования заявления по документам, имеющимся в распоряжении ПФР. Таким образом, сведения о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином в 2022 году, должны были быть включены в индивидуальные лицевые счета до ДД.ММ.ГГГГ, сведения о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за нетрудоспособным гражданином в 2023 году, должны были быть включены в индивидуальные лицевые счета до ДД.ММ.ГГГГ.
Размер компенсационной выплаты в сумме 1200 рублей определен Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
Ввиду отсутствия сведений о получении пакета документов и начислении компенсационной выплаты, истец вынуждена была повторно обратиться в ФИО2 с указанным заявлением, которое на этот раз было принято, о чем истцом суду представлены: письмо врио ФИО2 комиссара городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края о принятии и направлении в адрес ФИО2 края документов для выплаты ежемесячной компенсации по уходу за ФИО2 пенсионером ФИО3, достигшим 80-летнего возраста от ДД.ММ.ГГГГ и сведения о движении денежные средств по счету ФИО3 о получении с ДД.ММ.ГГГГ компенсационной выплаты в размере 1200 рублей.
Как показала в судебном заседании ФИО1, истец ФИО3 является ее отцом, проживают они на соседних улицах, она каждый день приходит к нему, покупает продукты, помогает по хозяйству, осуществляет лечение и уход в лечебных учреждениях.
Суд приходит к выводу, что факт осуществления ухода за престарелым лицом в течение заявленного периода времени, как и доказательство обращения истца ФИО1 в ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края в августе 2022 года с заявлением об установлении периода ухода в целях его зачета в страховой стаж и установлении компенсационной выплаты, нашли свое подтверждение, ввиду чего исковые требования о возложении обязанности направить сведения для зачета в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11, п. 6 ч. 1 ст. 12, ч. 12 ст. 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в Отделение Фонда Пенсионного и Социального Страхования Российской Федерации по ФИО2 краю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести компенсационные ежемесячные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, по 1200 рублей за каждый месяц, взыскании ежемесячных компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, в размере 13200 рублей, по 1200 рублей за каждый месяц, подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные требования истцом о возмещении морального вреда в размере 1.000.000 рублей, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями, бездействием, нарушающим имущественные права граждан подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Действующим законодательством не предусмотрено оснований для компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав связанных с пенсионным обеспечением, ввиду чего в удовлетворении заявленного требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 1.000 000,00 рублей надлежит отказать в полном объеме.
Разрешая заявленные требования о взыскании судебных издержек, суд приходит к следующему.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Как следует из разъяснений, данных в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2 и 35 ГПК РФ), суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. При рассмотрении вопроса о разумности заявленных на представителя расходов учитываются следующие аспекты: объем работы, проведенной представителем; достигнутые результаты работы; сложность рассмотренного дела. При оценке объема работы, проведенной адвокатом, принимается во внимание следующие моменты: объем подготовленных документов, длительность судебной процедуры, наличие по делу устных слушаний. При оценке сложности учитываются следующие обстоятельства: сложность дела с точки зрения исследования фактов и поднимаемых правовых вопросов, продолжительность разбирательства, значимость дела.
Истцом ФИО1 представлен суду договор №-вгс на оказание юридической помощи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО6 по оказанию юридической помощи – подготовке пакета документов и представление интересов доверителя в суде по спору о восстановлении страхового стажа и взыскании морального вреда. Пунктом 3.3. указанного договора предусмотрено вознаграждение в размере 35.000 рублей (л.д. 18, оборот). Доказательство оплаты указанной суммы представлены в виде чека №it8pyvc от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о взыскании расходов по оплате услуг представителей подлежат возмещению в полном размере.
Разрешая заявленное требование о взыскании расходов по уплаченной государственной пошлине суд приходит следующему.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 91 ГПК РФ цена иска по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы. Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.
Истцом цена иска в исковом заявлении определена в сумме 13200 рублей, государственная пошлина оплачена истцом исходя из цены иска в размере 1176,00 рублей, что подтверждается чеком по операции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34) и полежит взысканию с ответчика.
Истцами ФИО1 и ФИО3 заявлены исковые требования к Министерству обороны Российской Федерации, ФИО2 края, ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края.
В силу п. 1 и 2 Положения Министерстве обороны РФ (утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области и осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления ФИО2 округов, иные органы ФИО2 управления, территориальные органы.
Пунктом 2 Положения о ФИО2, утвержденного Указом Президента РФ от 07.112.2012 г. № определено, что ФИО2 создается в субъекте РФ в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с ФИО2 службы, и членов и семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ.
Основными задачами ФИО2 в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уводенных с ФИО2 службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством РФ, реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уводенных с ФИО2 службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подп. 40 п. 17 Положения о ФИО2). Таким образом, пенсионное обеспечение в Министерстве обороны РФ, включающее в себя том числе работу по назначению пособий и компенсаций, контролю за их выплатой, осуществляется ФИО2и.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является ФИО2 края. Основания для удовлетворения исковых требований в отношении ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края, судом не установлены, в указанной части рассматриваемый иск удовлетворению не подлежит.
Требования истцов в части вынесения частного определения адрес ответчиков за допущенные нарушения прав истцов и не устранении нарушения прав во внесудебном порядке не подлежат удовлетворению, так как в силу ст. 226 ГПК РФ частное определение суд выносит по своей инициативе и лица, участвующие в деле, не вправе требовать вынесения частных определений, они могут только обратить внимание суда на наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его вынесения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, ФИО2 края, ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края о возложении обязанности направить сведения для зачета в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, произвести ежемесячные компенсационные выплаты, о взыскании компенсационных выплат, о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ФИО2 края зачесть ФИО1 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11, п. 6 ч. 1 ст. 12, ч. 12, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за нетрудоспособным, достигшим 80-летнего возраста ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и направить эти сведения в отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по ФИО2 краю.
Возложить обязанность на ФИО2 края произвести ежемесячные компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно в размере 13 200 (тринадцать тысяч двести) рублей, из расчета 1 200 (одна тысяча двести) рублей за каждый месяц.
Взыскать с ФИО2 края в пользу истца ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ (паспорт серия 0703 № выдан ДД.ММ.ГГГГ) ежемесячные компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно в размере 13 200 (тринадцать тысяч двести) рублей, из расчета 1 200 (одна тысяча двести) рублей за каждый месяц.
Взыскать с ФИО2 края в пользу истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес> ФИО2 края (паспорт серия 9219 № выдан ДД.ММ.ГГГГ) расходы по оказанию юридической помощи в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Взыскать с ФИО2 края в пользу истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес> ФИО2 края, (паспорт серия 9219 № выдан ДД.ММ.ГГГГ) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 176 (одна тысяча сто семьдесят шесть) рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО3 к ФИО2 края о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 (один миллион) рублей, вынесении частного определения за допущенные нарушения прав истцов – отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, ФИО2 городского округа Минераловодский и городского округа город-курорт Железноводск ФИО2 края о возложении обязанности направить сведения для зачета в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, произвести ежемесячные компенсационные выплаты, о взыскании компенсационных выплат, о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов и вынесении частного определения – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через <адрес> городской суд ФИО2 края в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий – судья: подпись И.В. Шемигонова