УИД63RS0№-03
5-44/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 марта 2024 года г.о.Самара
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ю., с участием заявителя Индивидуального предпринимателя ФИО2, помощника прокурора <адрес> г.о.Самара ФИО3, рассмотрев административное дело в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО2, 01.03.1986 года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, паспорт серия 3620 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> код подразделения 630-005, ИНН 631927905617, ОГРНИП № о привлечении к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 14.56 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
прокуратурой <адрес> г.о.Самара проверено исполнение ИП ФИО2 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма, о предоставлении потребительских кредитов (займов).
В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ИП ФИО2 дата государственной регистрации ИП ДД.ММ.ГГГГ, основным видом экономической деятельности является «47.79» - торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах, и не имеет разрешение на осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов. Согласно выписки из ЕГРИП основным и дополнительным видами деятельности ИП ФИО2 являются торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами, торговля оптовая драгоценными камнями, торговля розничная предметами антиквариата, торговля розничная товарами бывшими в употреблении.
ИП ФИО2 осуществляет деятельность под наименованием «Комиссионный магазин №», в том числе в магазинах по адресам: <адрес>. 121, <адрес> по заключению с гражданами договоров комиссии товара бывшего в употреблении, покупателем в данном магазине выступает ИП ФИО2, но фактически осуществляет завуалированную деятельность ломбарда, то есть выдачу займов гражданам под залог имущества, что выражается в следующих признаках: фактически денежные средства гражданам передаются непосредственно при заключении договора комиссии; форма договора комиссий предусматривает условия, являющиеся существенными условиями договора займа: наименование заложенной вещи, сумма ее оценки (сумма предоставленного займа), процентная ставка по займу и(или) сумма вознаграждения и срок предоставления займа.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор; комиссии №, согласно которому ИП ФИО2 принимает на себя обязательства реализовать товар, принадлежащий ФИО1 (Дрель ударная Makita М0801, 500 ВТ) за комиссионное вознаграждение в размере 200 руб. Согласованная сторонами цена реализации товара составляет 1800 руб., из которых 200,00 руб. комиссионное вознаграждение. Таким образом, ИП ФИО2 берет у ФИО1 товар в реализацию.
В судебном заседание ИП ФИО2 вину в совершении административного правонарушения признал, просил назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.56 КоАП РФ.
В судебном заседание помощник прокурора <адрес> г.о.Самара ФИО3 просила привлечь ИП ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.56 КоАП РФ.
Изучив доказательства, содержащиеся в материалах дела об административном правонарушении, выслушав стороны, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно части 1 статьи 14.56 КоАП РФ осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до пятнадцати суток.
Согласно п. 4.2 Выплата денежной суммы за проданный товар, производится в течение 10 календарных дней после реализации Товара Комиссионером. В счет будущих продаж Комиссионер вправе передать авансом комитенту денежные средства. В таком случае уплаченные денежные суммы засчитываются в счет исполнения обязательства Комиссионера передать Комитенту денежную сумму после реализации товара третьему лицу. В случае расторжения настоящего Договора денежные суммы, переданные комиссионером Комитенту в качестве аванса, подлежат возврату.
В соответствии с п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
В силу ст. 999 Гражданского кодекса Российской Федерации по исполнении поручения комиссионер обязан представить отчет комитенту и передать ему все полученное по договору комиссии.
Пункт 31 Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает, что деньги за проданный товар выплачиваются комиссионером комитенту не позднее, чем на третий день после продажи товара. Выплата денег за проданный товар, а также возврат принятого на комиссию, но непроданного товара производятся по предъявлении комитентом документа,
подтверждающего заключение договора комиссии, паспорта или иного документа,
удостоверяющего личность комитента.
При таком положении в силу существа договора комиссии обязательство комиссионера выплатить комитенту денежные средства возникает лишь после продажи переданного на комиссию имущества.
Несмотря на указанные правила денежные средства в размере 1800 руб. (полная сумма оценки товара) после оценки имущества переданы ФИО1 в день заключения договора комиссии ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается расходным кассовым ордером. Указанные условия договора с учетом отмеченных особенностей принятия товара на комиссионную продажу, а также воля граждан, направленных именно на получение потребительского займа (кредита) позволяют заключить, что ИП ФИО2 авансировал комитентов, сразу выплачивая им достигнутую стоимость переданного на комиссию имущества и фактически предоставляя им возможность возвратить полученный аванс с учетом комиссионного вознаграждения.
Кроме того, в договор включены положения, касающиеся возмездного хранения вещи, неполученной комитентом по истечении срока договора комиссии.
Согласно п. 2.1 Договор вступает в силу с момента подписания Сторонами и заключается на срок 10 календарных дней до ДД.ММ.ГГГГ.
В случае если товар не реализован в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, ИП ФИО2 осуществляет возмездное хранение Товара в размере 8,00 руб. за каждый день хранения, которые ФИО1 должен оплатить при возврате товара.
Указанные условия договора и фактически сложившиеся отношения между ИП ФИО2 и ФИО1, воспользовавшимся его услугами, указывают на то, что под видом комиссионной он осуществляет систематическую деятельность по извлечению прибыли от размещения денежных средств среди населения под залог движимых вещей и последующего хранения этих вещей, которая урегулирована Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее по тексту - Закон№-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 196-ФЗ по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.
В силу ч.ч. 2 и 3 той же статьи договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со ст. 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 9 данного Закона по условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) - поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со ст. 5 настоящего Федерального закона, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.
Изложенные положения в совокупности с установленными обстоятельствами дела указывают на то, что ИП ФИО2 договорами комиссии пытался скрыть отношения, возникающие из ломбардной деятельности.
Правом на осуществление такого рода деятельности в силу ч. 1 ст. 2 Закона № 176-ФЗ и ст. 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» обладают лишь специализированные юридические лица - некредитные финансовые организации.
В ходе мониторинга реестра Центрального банка Российской Федерации выяснилось, что ИП ФИО2 лицензии на осуществление данной деятельности не имеет, следовательно, ИП ФИО2 занимается профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов, без соответствующей лицензии.
Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) определены положения, направленные на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статьей 7 Закона № 115-ФЗ определен перечень обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
В силу ст. 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и микрофинансовые организации. ч.1 ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.
Согласно ч. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Часть 3 статьи 23 ГК РФ предусматривает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не
вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В соответствии с 4.1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документа (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
По смыслу ст. 23 ГК РФ, перечисленных норм закона, индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, и не является некредитной финансовой организацией, он не обладает правом осуществления деятельности по предоставлению потребительских займов. Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц, поэтому осуществление ее индивидуальным предпринимателем без получения лицензии или специального статуса не допускается вне зависимости от содержания видом деятельности, указанных в ЕГРИП.
Установлено, что ИП ФИО2 отсутствует в государственном peecтре ломбардов, который ведется Банком России, в связи с чем, он не вправе осуществлять деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, в помещении по адресам: <адрес> как установлено прокурорской проверкой в течение длительного времени под видом комиссионного магазина функционирует ломбард, следовательно, данную деятельность ИП ФИО2 осуществляет, не имея на то законных прав и оснований.
Договоры, заключаемые с потребителем, являются типовыми и содержат одинаковые для всех условия, за исключением цены реализации товара, размеров комиссионного вознаграждения и расходов по реализации товара, подлежащих возмещению комиссионеру при досрочном расторжении договора по инициативе комитента.
Статьей 14.56 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими нрава на её осуществление.
Таким образом в действиях ИП ФИО2 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.56 КоАП РФ.
Правонарушение является оконченным, факт нарушения установлен в ходе проверки. Дата совершения административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ.
Местом совершения административного правонарушения является место осуществления деятельности ИП ФИО2 по адресу: <адрес>.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, юридическое лицо обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Вина ИП ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.56 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами, исследованными судом:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
- свидетельством о постановке на учет и регистрации физического лица в налоговый орган от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ;
- договорами комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;
- уведомлением о возбуждении дела об административном правонарушении;
- договором комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и отчетом комиссионеров о продажах к договору комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ;
- расходно-кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Административное наказание в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.
При назначении административного наказания судья должен исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
На основании изложенного, изучив материалы дела, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в действиях ИП ФИО2 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.56 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.56 КоАП РФ не истек.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
С учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения суд считает возможным и достаточным назначение ИП ФИО2 административного наказания в административного штрафа 30000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.16.2, 23.1, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
признать Индивидуального предпринимателя ФИО2, 01.03.1986 года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, паспорт серия 3620 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> код подразделения 630-005, ИНН 631927905617, ОГРНИП №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.56 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в доход государства в размере 30 000 рублей.
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Самарской областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.Ю.Кузнецова