Судья Борщенко Т.А. Дело 33-9541/2020 (2-2346/2020)
25RS0004-01-2020-003750-07
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«17» ноября 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Ильиных Е.А.,
судей Рябенко Е.М., Юдановой С.В.
при ведении протокола помощником судьи Камышенко Т.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Владивостока в интересах прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №185 г. Владивостока», администрации города Владивостока, Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока о возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Советского районного суда города Владивостока от 7 сентября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., выслушав прокурора Рубан А.В., представителя администрации города Владивостока – Бадаеву А.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор города Владивостока обратился в суд с иском в интересах прав неопределенного круга лиц, указав в обоснование, что прокуратурой города Владивостока на основании п.2.16 приказа прокурора Приморского края от 17.11.2015 №167 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведен мониторинг состояния оснащенности муниципальных дошкольных образовательных учреждений системами автоматической пожарной сигнализацией (АУПС) и системами оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре (СОУЭ). Согласно информации, предоставленной ОНД и ПР по г. Владивостоку от 05.06.2020 №2453-3-5 на объекте защиты - МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №185 г.Владивостока» не обеспечено исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации, не обеспечено исправное состояние системы оповещения людей о пожаре. Выявленные в ходе проверки МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №185 г. Владивостока» нарушения могут повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан при возникновении пожара. Кроме того, в связи с выявленными нарушениями прокурором города 12.05.2020 внесено представление главе города Владивостока о необходимости устранения выявленных нарушений. Однако, в ответе на представление, поступившее в прокуратуру города 18.06.2020 № 21-1-2020, администрация города указала, что мероприятия по замене автоматических установок пожарной сигнализации в образовательных организациях реализуются в рамках подпрограммы «Безопасность муниципальных образовательных учреждений» на 2014 - 2020 годы муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 20.09.2013 №2713. В 2020 году работы по замене АУПС и СОЭУ будут выполняться в зависимости от наличия экономии. Нарушение требований пожарной безопасности в образовательной организации может подвергнуть опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних. Соответственно, нахождение в неудовлетворительном состоянии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения, в первую очередь, является нарушением условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников данного образовательного учреждения, а также нарушением правовой обязанности учреждения по предоставлению территории с соответствующими условиями для безопасного пребывания обучающихся в указанном образовательном учреждении, и, как следствие этого, нарушением вышеуказанного конституционного права граждан, а также нарушением права несовершеннолетних на благополучные условия обучения. Просил суд обязать МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 185 г.Владивостока» после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение 3 месяцев произвести работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 185 г.Владивостока» в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115, обязать администрацию г. Владивостока, Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по приведению автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 185 г. Владивостока в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала.
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №185 г.Владивостока» в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Суду пояснила, что в действительности система пожарной безопасности в учреждении требует замены, для этого необходимо бюджетное финансирование из администрации г.Владивостока. При выделении соответствующих денежных средств в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №185 г. Владивостока» будут произведены работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании учреждения. Соответствующие заявки подавались в администрацию г.Владивостока неоднократно. Разработана проектно-сметная документация.
Представитель администрации города Владивостока и Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены.На Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №185 г.Владивостока» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств из администрации г.Владивостока произвести работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребенка -детский сад №185 г.Владивостока» в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115. На администрацию г.Владивостока возложена обязанность произвести финансирование расходов по выполнению работ по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №185 г.Владивостока», в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
С постановленным решением не согласился представитель администрации города Владивостока, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы и отмене постановленного решения.
По делу установлено, что прокуратурой г. Владивостока на основании п.2.16 приказа прокурора Приморского края от 17.11.2015 №167 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведен мониторинг состояния оснащенности муниципальных дошкольных образовательных учреждений системами автоматической пожарной сигнализацией (АУПС) и системами оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре (СОУЭ).
Согласно информации, предоставленной ОНД и ПР по г. Владивостоку от 05.06.2020 №2453-3-5 на объекте защиты - МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №185 г.Владивостока» не обеспечено исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации, не обеспечено исправное состояние системы оповещения людей о пожаре (л.д.7-12).
В адрес главы города Владивостока прокурором г. Владивостока 12.05.2018 внесено представление о необходимости устранения выявленных нарушений.
Из ответа администрации г. Владивостока от 18.06.2020 № 21-1-2020, мероприятия по замене автоматических установок пожарной сигнализации в образовательных организациях реализуются в рамках подпрограммы «Безопасность муниципальных образовательных учреждений» на 2014-2020 годы муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 20.09.2013 № 2713.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.ст. 34, 37, 38 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", установив, что ответчиками допущены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, выразившиеся в том, что в образовательном учреждении автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре выработала срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем – 10 лет и не соответствует нормам пожарной безопасности, требует замены, правомерно возложил на ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений в пределах их полномочий.
Принимая во внимание, что МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 185 г. Владивостока» является бюджетным учреждением и финансируется за счет субсидий из бюджета Владивостокского городского округа, обоснованно возложил обязанность по обеспечению финансирования расходов на устранение нарушений требований пожарной безопасности на администрацию г. Владивостока, которая обеспечивает финансирование учреждения, а на МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 185 г. Владивостока», после доведения лимитов бюджетных обязательств, произвести работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в соответствие с требованием действующего законодательства о пожарной безопасности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязанность по соблюдению требований противопожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, возложена на руководителей организаций.
В соответствии со ст. 38 указанного выше Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности в целях предотвращения пожара, обеспечения безопасности людей и защиты имущества при пожаре.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
С учетом указанного, суд правомерно возложил обязанность обеспечить финансирование расходов МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 185 г. Владивостока» на проведение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности на администрацию г. Владивостока.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в соответствии со ст. 30 Устава г. Владивостока, принятого решением Думы 30.03.2015 № 49, администрация г. Владивостока является исполнительно-распорядительным органом, наделена правами юридического лица. В силу ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" администрация г. Владивостока несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции. Принимая во внимание, что решением суда за неопределенным кругом лиц, и в первую очередь детьми, признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, оснований для отмены судебного решения по настоящему делу судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного решения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда города Владивостока от 7 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Судьи