Решение по делу № 3а-1183/2020 от 03.08.2020

Дело № 3а-1183/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Брянск 20 ноября 2020 г.

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Фроловой И.М.,

при секретаре     Мурей Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прудникова Николая Ивановича к Управлению имущественных отношений Брянской области, государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Прудников Н.И. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве аренды объектов недвижимости:

- земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с условным видом разрешенного использования: отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, площадью 819 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 431 566 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.,

- земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с условным видом разрешенного использования: отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, площадью 2 348 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 1 237 261 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.,

- земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для использования склада № 17 с 2-мя козловыми кранами, площадью 3 512 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 1 850 622 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.,

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 411,3 кв.м, этаж 1, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, в размере его рыночной стоимости 4 978 800 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.,

- нежилого здания, наименование: здание универсального назначения, общей площадью 1 626,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, в размере его рыночной стоимости 24 332 530 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

- нежилого здания, наименование: склад, общей площадью 2 950,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, в размере его рыночной стоимости 19 313 980 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

Считает, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости, значительно превышает их рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемых арендных платежей, размер которых зависит от кадастровой стоимости.

В судебное заседание административный истец Прудников Н.И., представитель административного истца Кузьмина Е.В., представители административных ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Брянской городской администрации, ООО «Специализированное финансовое общество ТКБ МСП1», ПАО «Транскапиталбанк», ООО «Фокинское», ООО «Нептун-Сервис», ООО «МегаДом», ООО «Гранд», заинтересованное лицо Морозов В.А. не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд на основании ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

На территории Брянской области государственная кадастровая оценка в 2019 г. в отношении всех видов объектов недвижимости проводилась государственным бюджетным учреждением «Брянскоблтехинвентаризация» в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 2 октября 2018 г. №1196 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Брянской области».

Как следует из материалов дела, административный истец Прудников Н.И. является арендатором:

- земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с условным видом разрешенного использования: отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, площадью 819 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> (собственник – ООО «Фокинское»),

- земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с условным видом разрешенного использования: отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, площадью 2 348 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (собственник – ООО «Фокинское»),

- земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для использования склада № 17 с двумя козловыми кранами, площадью 3 512 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> (собственник – ООО «Гранд»),

- помещения, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, расположенное на 1 этаже, площадью 411,3 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (собственник – ООО «Фокинское»),

- здания, назначение: нежилое здание, наименование: здание универсального назначения, количество этажей: 2, площадью 1 626,2 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (собственник – ООО «Нептун-Сервис», ипотека в пользу ПАО «Транскапиталбанк, ООО «Специализированное финансовое общество ТКБ МСП1»),

- здания, назначение: нежилое здание, наименование: склад, количество этажей: 2, площадью 2 950,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (собственник – ООО «МегаДом», аренда в пользу Морозова В.А.).

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2019 г. была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 4 775 023,89 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 250 370,16 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 365 971,04 руб., помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 8 760 751,04 руб., здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 36 719 573,05 руб., здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 38 483 040,11 руб.

В силу ст. 245 КАС РФ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.

Из представленных административным истцом договоров аренды следует, что размер арендной платы установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости арендуемых объектов недвижимости.

Суд считает, что поскольку административный истец уплачивает арендные платежи, размер которых зависит от кадастровой стоимости, то он вправе оспаривать кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости.

Возражений против установления новой кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости от собственников данных объектов в суд не поступило.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с п. 1.3 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 (далее - Методические указания) при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний.

В силу ч. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Согласно ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец в обоснование заявленного требования представил отчет об оценке №К-20-46 от 6 мая 2020 г., выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО11 согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 431 566 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 1 237 261 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 1 850 622 руб., нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 4 978 800 руб., здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 19 313 980 руб., здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 24 332 530 руб.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в п.п. 20, 23 Постановления Пленума от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с возникшими сомнениями о величине действительной рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по ходатайству представителя административного истца определением Брянского областного суда от 16 сентября 2020 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО «<данные изъяты>» ФИО13

Согласно заключению эксперта ООО «<данные изъяты>» ФИО15 №01-203/Э-2020 от 21 октября 2020 г. нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, а также технических ошибок, которые способны повлиять на итоговый результат рыночной стоимости объекта оценки с кадастровым номером <данные изъяты>, не выявлено.

Суд, оценивая заключение эксперта, приходит к выводу о том, что оснований не доверять заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, эксперт ФИО17. имеет образование по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», является членом в саморегулируемой организации оценщиков, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, диплом судебного эксперта в сфере судебной оценочной экспертизы.

Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, полные выводы на поставленные судом вопросы, составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

Доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в отчете об оценке, представленном истцом, и в судебном экспертном заключении, суду не представлено.

Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости принадлежащих истцу на праве аренды объектов недвижимости в размере, определенном оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО19

Согласно абз. 3 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Суд считает необходимым указать дату подачи административного искового заявления согласно штампу почты – 27 июля 2020 г.

Сведения об изменении кадастровой стоимости недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 25 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943.

Доводы представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» о том, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости, определенная оценщиком не соответствует действительности, судом отклоняется, поскольку правильность определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подтверждена проведенной по делу судебной оценочной экспертизой. Выводы судебного эксперта участниками процесса не опровергнуты, как и рыночная стоимость других объектов недвижимости.

Доводы представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области о том, что установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом ответом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области судом отклоняются, поскольку исчисление арендной платы исходя из завышенной кадастровой стоимости возлагает на административного истца необоснованные обязательства, что является нарушением его прав.

Доводы представителя о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области не является надлежащим ответчиком по делу, противоречит положениям ч. 2 ст. 247 КАС РФ, в соответствии с которой к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Прудникова Николая Ивановича к Управлению имущественных отношений Брянской области, государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с условным видом разрешенного использования: отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, площадью 819 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 431 566 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.,

- земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с условным видом разрешенного использования: отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, площадью 2 348 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 237 261 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.,

- земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для использования склада № 17 с 2-мя козловыми кранами, площадью 3 512 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 1 850 622 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.,

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 411,3 кв.м, этаж 1, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 4 978 800 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.,

- нежилого здания, наименование: здание универсального назначения, общей площадью 1 626,2 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 24 332 530 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

- нежилого здания, наименование: склад, общей площадью 2 950,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 19 313 980 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 июля 2020 г.

Вновь установленная кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2020 г.

Председательствующий И.М. Фролова

3а-1183/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прудников Николай Иванович
Ответчики
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Брянская городская администрация
ООО "Фокинское"
ПАО "ТРАНСКАПИТАЛБАНК"
Морозов Владимир Александрович
ООО "ГРАНД"
ООО "Специализированное финансовое общество ТКБ МСП1"
ООО "Мегадом"
ООО "Нептун-Сервис"
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
05.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Подготовка дела (собеседование)
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
06.11.2020Производство по делу возобновлено
20.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее