Дело № 2а-14/2022
УИД 11RS0014-01-2021-000756-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием административного ответчика Вологжаниной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми к Вологжаниной Маргарите Александровне о взыскании задолженности по налогам, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми (далее МИФНС России № 8 по РК) обратилась в суд с административным исковым заявлением с последующим его уточнением к Вологжаниной М.А. о взыскании задолженности на общую сумму 818,38 руб., в том числе: пеня на недоимку по транспортному налогу с физических лиц, начисленная за период с 18.12.2016 по 24.11.2017, в размере 690,94 руб.; недоимка по земельному налогу за 2017 г., в размере 43 руб.; пеня на недоимку по земельному налогу за 2015 г. за период с 18.12.2016 по 22.11.2017 в размере 9,69 руб.; почтовые расходы в сумме 74,75 руб. В обоснование требований указано, что ответчик являлся налогоплательщиком указанных выше налогов, ему направлялись налоговые уведомления в соответствующие периоды. В связи с неуплатой налога в установленные сроки налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налогов и пеней по ним, последним задолженность в полном объеме не погашена.
МИФНС России № 8 по РК надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Вологжанина М.А. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении отказать, представила письменные возражения на административное исковое заявление. Дополнительно пояснила, что транспортные средства продала в 2015 г., транспортный налог в полном объеме уплатила в 2015 или 2016 г. Земельный участок в 2019 г. безвозмездно передала администрации Корткеросского района.
Изучив материалы дела, заслушав административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно стст. 19, 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со стст. 14, 356 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам. Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В Республике Коми транспортный налог установлен Законом Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге», которым определены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя и пр.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, п. 1 ст. 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили и другие самоходные машины, механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 388, ст. 389 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.
Согласно положениям стст. 45, 69, 70 и 75 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Судом установлено, что за Вологжаниной М.А., 12.12.1960 г.р., 09.11.2013 зарегистрировано транспортное средство ИНФИНИТИ QX50, г/н <...> снятое с учета 24.04.2015; 01.03.2011 зарегистрировано транспортное средство NISSAN NP300 PICK-UP, г/н <...>, снятое с учета 23.04.2015; в связи с чем, административный ответчик являлся налогоплательщиком транспортного налога.
Налоговым органом налогоплательщику был исчислен налог за владение транспортными средствами за период с январь по прель 2015 г. в размере 6658 руб.
Кроме того, Вологжанина М.А. в период с 23.05.2014 по 27.03.2019 являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, кадастровый номер ХХХ.
Налоговым органом налогоплательщику был исчислен земельный налог за 2015 г. - 92 руб., за 2016 г. - 92 руб., за 2017 г. - 90 руб., за 2018 г. -46 руб., за 2019 г. -6 руб.
Вологжаниной М.А. направлялось налоговое уведомление по оплате транспортного и земельного налога за 2015 г. № 59066807 от 12.09.2016 с указанием срока оплаты налога - не позднее 01.12.2016; налоговое уведомление по оплате земельного налога за 2016, 2017 гг. № 58773167 от 10.08.2018 с указанием срока оплаты налога - не позднее 03.12.2018.
Вологжаниной М.А. транспортный налог за 2015 г. фактически уплачен: 24.10.2017 в сумме 1223,98 руб., 23.11.2017 в сумме 5395,99 руб., 21.12.2017 в сумме 38,03 руб.; земельный налог за 2015 г. в размере 92 руб. фактически уплачен 23.11.2017.
В соответствии с положениями стст. 45, 69, 70 и 75 НК РФ административным истцом в связи с неуплатой налогов в установленный срок Вологжаниной М.А. начислены пени и направлены требования № 5024 от 25.11.2017, № 7823 от 03.04.2019.
Однако указанная задолженность административным ответчиком не была уплачена в установленный срок, в связи с чем налоговый орган обращался к мировому судье Корткеросского судебного участка с требованием о взыскании испрашиваемых сумм, по обращению был вынесен судебный приказ № 2а-1352/2021 от 29.06.2021, который определением мирового судьи от 29.07.2021 на основании заявления Вологжаниной М.А. был отменен.
С учетом списания 28.06.2021 безнадежной ко взысканию задолженности по пени за предыдущие периоды, текущая задолженность по пени по транспортному налогу составила 726,72 руб., из них пени, рассчитанные на недоимку по транспортному налогу за 2015 г. за период с 18.12.2016 по 24.11.2017, в сумме 690,94 руб.
22.03.2021 административным истцом произведен перерасчет земельного налога за налоговые периоды 2018-2019 гг. на основании заявления о предоставлении льготы и решения Совета сельского поселения «Корткерос» от 23.05.2013 № III-9/1 «Об установлении земельного налога».
С учетом произведенного перерасчета сформировано и направлено в адрес административного ответчика уточненное налоговое уведомление № 84956813 от 26.03.2021 по оплате земельного налога за 2018-2019 гг. в сумме 46 руб. и 6 руб. соответственно.
С учетом произведенного зачета суммы переплаты из КРСБ «Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 г.» и произведенного налоговым органом перерасчета земельного налога за период 2016-2017 задолженность Вологжаниной М.А. по земельному налогу по состоянию на 13.12.2021 составляет 43 руб., пеня на недоимку по земельному налогу за 2015 г. за период с 18.12.2016 по 22.11.2017 составляет 9,69 руб.
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При этом административным ответчиком не представлено суду доказательств в подтверждение факта оплаты образовавшейся перед административным истцом задолженности, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
По сведениям административного истца до настоящего времени задолженность также не погашена.
Доводы Вологжаниной М.А., что с апреля 2015 г. она не являлась собственником вышеуказанных транспортных средств, соответственно налоги по ним должен был платить новый собственник, являются несостоятельными, поскольку налоги административным истцом были исчислены за период с январь по апрель 2015 г., то есть за период владения административным ответчиком данными транспортными средствами.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Вологжанина М.А. указывает, что налоговым органом при расчете задолженности не учтено, что она является пенсионеркой с 2010 г. и имеет льготу по уплате земельного налога.
В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий, в том числе пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Вышеуказанная норма принята на основании Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», действует с налогового периода 01.01.2018 и не распространяется на исчисленную задолженность, которая была рассчитана до принятия указанной нормы.
Доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п. 3. ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что первое требование № 5024 о начислении пени на недоимку по транспортному и земельному налогу административному ответчику выставлено 25.11.2017, в котором указан срок добровольной уплаты до 23.01.2018.
Таким образом, сроки обращения в суд с административным исковым заявлением, с учетом положений ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ налоговым органом соблюдены.
При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, положений ст. 178 КАС РФ устанавливающей, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в материалы дела административным ответчиком не представлены достоверные доказательства уплаты установленных задолженностей, либо доказательства в подтверждение возражений относительно испрашиваемых сумм.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления налоговый орган понес судебные издержки, связанные с рассмотрением административного дела в виде почтового отправления на сумму 74,75 руб.
С учетом положений п. 6 ст. 106 КАС РФ суд считает необходимым взыскать с Вологжаниной М.А. в пользу административного истца данные судебные издержки в размере 74,75 руб.
В связи с удовлетворением заявленных требований с административного ответчика надлежит взыскать с учетом положений стст. 111, 114 КАС РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в доход местного бюджета, исходя из размера удовлетворенных требований - 400 руб.
Руководствуясь стст. 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Вологжаниной Маргариты Александровны, <дата> г.р., ИНН ХХХ, проживающей по адресу: <адрес>, задолженность по обязательным платежам на общую сумму 737,63 руб., в том числе: недоимка по транспортному налогу с физических лиц за период с 18.12.2016 по 24.11.2017 в размере 690,94 руб., недоимка по земельному налогу за 2017 год в размере 43,0 руб., пени на недоимку по земельному налогу за 2015 за период с 18.12.2016 по 22.11.2017 в размере 9,69 руб.; а также почтовые расходы в сумме 74,75 руб., всего в сумме 818,38 руб.
Взыскать с Вологжаниной Маргариты Александровны в доход бюджета муниципального района «Корткеросский» государственную пошлину в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья - М.В. Федотова
В окончательной форме решение изготовлено 05.03.2022.