Решение по делу № 33а-3387/2020 от 13.10.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0021-01-2020-003254-52

судья Тумурова А.А., № 2а-2110/2020

дело № 33а-3387 пост. ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ                                11 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Назимовой П.С.,

судей коллегии Ихисеевой М.В., Кирилловой А.А.,

при секретаре Эрдынеевой Е.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чэнь Ч. к МВД по Республике Бурятия о признании решения об отказе в предоставлении временного убежища незаконным, возложении обязанности предоставить временное убежище на территории Российской Федерации по апелляционной жалобе Чэнь Ч. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2020 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

                                                     установила:

обращаясь в суд, гражданка Китайской Народной Республики Чэнь Ч. просила признать незаконным и отменить решение МВД по Республике Бурятия от 25 мая 2020 года № 1181-03-2113, которым ей отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; также просила обязать административного ответчика рассмотреть ее заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Требования основаны на том, что 18 марта 2020 года Чэнь Ч. подала заявление в МВД по Республике Бурятия о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. 21 июля 2020 года представителем административного истца получено решение об отказе в предоставлении временного убежища. По мнению административного истца, оспариваемое решение является незаконным, поскольку основанием для его принятия явился подпункт 1 пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах» (далее также - Закон о беженцах), который в данном случае применению не подлежит. Чэнь Ч. в силу неблагоприятной эпидемиологической обстановки в мире в связи с распространением коронавирусной инфекции обратилась с заявлением о предоставлении ей временного убежища для пребывания на территории Российской Федерации, при этом она не отказывается от проживания в своей стране (Китае) и вопрос о признании её беженкой не ставит. Административный ответчик неверно определил обстоятельства, на которые ссылается Чэнь Ч., и неправильно применил пункт 2 статьи 2 Закона о беженцах, по смыслу которого заявление о предоставлении временного убежища иностранного гражданина не подлежит удовлетворению в том числе, когда этот гражданин покинул свою страну из-за эпидемии. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила, что вспышка коронавирусной инфекции приобрела характер пандемии. Однако пункт 2 статьи 2 Закона о беженцах не содержит условий о пандемии. Таким образом, административный ответчик при принятии оспариваемого решения неправильно применил нормы закона, регулирующие спорные отношения, что повлекло нарушение прав административного истца на предоставление временного убежища в Российской Федерации.

В суд первой инстанции административный истец Чэнь Ч. не явилась, ее представитель Шаракшанэ Б.В. требования поддержал.

Представитель административного ответчика МВД по Республике Бурятия Шульгин Ф.И. возражал против удовлетворения требований.

Районным судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Чэнь Ч. - Шаракшанэ Б.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что Чэнь Ч., осознавая отсутствие оснований для признания ее беженкой, обратилась с заявлением о предоставлении временного убежища на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 12 Закона о беженцах, а потому ссылка суда на подпункт 1 пункта 1 статьи 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 12 указанного закона необоснованна. Оспариваемое решение принято в период действия Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274, по смыслу которого в связи с ситуацией распространения коронавирусной инфекции Российской Федерацией приняты меры гуманного характера в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако административным ответчиком и судом указанная позиция оставлена без внимания. Вывод суда о намерении административного истца воспользоваться альтернативным способом легализации своего положения является несостоятельным.

В заседание судебной коллегии Чэнь Ч., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась; ее представитель Шаракшанэ Б.В. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель административного ответчика МВД по Республике Бурятия Шатонова М.В. возражала против отмены решения суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона о беженцах беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).

Пунктом 1 статьи 12 Закона о беженцах предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о беженцах временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 1), либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 2).

Судом установлено, что Чэнь Ч. является гражданкой Китайской Народной Республики и имеет российскую въездную визу со сроком действия с 17 декабря 2019 года до 1 апреля 2020 года.

18 марта 2020 года Чэнь Ч. обратилась в МВД по Республике Бурятия с заявлением о предоставлении ей временного убежища на территории Российской Федерации. В качестве причины нежелания возвращения в государство гражданской принадлежности административный истец указала на вспышку эпидемии коронавирусной инфекции в Китае, опасение за жизнь и здоровье.

Решением МВД по Республике Бурятия от 25 мая 2020 года л/д № 1181-03-2113 Чэнь Ч. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Закона о беженцах, а также на пункт 2 статьи 2 данного Закона. Кроме того, указано, что решение принято с учетом ситуации по распространению коронавирусной инфекции на территории России (которая остается сложной) и Китайской Народной Республики (где заблокировано распространение инфекции).

Разрешая возникший между сторонами спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение МВД по Республике Бурятия по своему содержанию соответствует действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, не нарушают прав административного истца, который не отвечает установленным положениями Закона о беженцах критериям для лиц, которым предоставляется временное убежище, а также критериям понятия «беженец».

Данный вывод следует признать правильным.

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 (далее также – Порядок), решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

При этом по смыслу Закона о беженцах причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Из дела видно, что рассматривая заявление Чэнь Ч. о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, МВД по Республике Бурятия в рамках своей компетенции проверило сведения об этом лице, обстоятельства его прибытия на территорию Российской Федерации, наличие гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации.

В результате данной проверки административным ответчиком было установлено, что Чэнь Ч. на территории Российской Федерации родственников не имеет, ее отец, мать проживают в КНР. Она прибыла в Российскую Федерацию      6 января 2020 года и в качестве причины, по которой она покинула государство гражданской принадлежности, в анкете лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища, указала «деловая поездка».

Поскольку Чэнь Ч. к категории беженцев не относится, административный ответчик, руководствуясь пунктом 7 указанного выше Порядка, обоснованно указал в оспариваемом решении на подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Закона о беженцах при проверке наличия оснований для признания Чэнь Чэнь беженкой.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о беженцах данный Закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из анкеты Чэнь Ч. следует, что причиной ее выезда из Китая являлась деловая поездка, что не связано к экономическим причинами, с последствиями голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В качестве обоснования предоставления временного убежища на территории РФ Чэнь Ч. в анкете указала на вспышку эпидемии коронавирусной инфекцией в Китае, опасение за жизнь и здоровье.

Поскольку в пункте 2 статьи 2 Закона о беженцах говорится о причинах выезда иностранных граждан из государства своей гражданской принадлежности, а не о причинах, по которым они не желают туда возвращаться, суд первой инстанции признал необоснованной ссылку административного ответчика на указанную норму права. Однако данное обстоятельство само по себе на законность оспариваемого решения МВД по Республике Бурятия не повлияло.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении административного иска.

По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

Ссылка в жалобе на то, что Правительством Российской Федерации в настоящее время приняты меры гуманного характера в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, во внимание не принимается.

Оспариваемое решение административного ответчика является обоснованным, принято без нарушения прав и законных интересов административного истца, желание которого находиться в Российской Федерации является вполне законным; вместе с тем, применительно к законодательству о предоставлении временного убежища, оно решающим не является. Решение МВД по Республике Бурятия не затрагивает интересы иностранного гражданина на свободу передвижения; не носит принудительного характера в сфере миграционной политики и не исключают для истца возможности находиться в Российской Федерации с соблюдением требований закона.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3387/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Чэнь Чэнь
Ответчики
МВД по РБ
Другие
Шаракшанэ Булат Валерьевич
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Назимова Полина Савельевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
14.10.2020Передача дела судье
11.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2020Передано в экспедицию
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее