Дело № 2-5189/2018
32RS0027-01-2018-005793-18
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Брянск 19 октября 2018 года
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рвановой Р.Р®.
при секретаре Шило В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянской городской администрации к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Брянской области о снижении исполнительского сбора,
установил:
Брянская городская администрация обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Брянской области о снижении исполнительского сбора.
В обоснование указала, что решением Советского районного суда г. Брянска от 16.08.2016 г. по гражданскому делу № 2-4140/2016 на Брянскую городскую администрацию возложена обязанность предоставить Б. составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в черте муниципального образования «г. Брянск».
23.07.2018 Рі. вынесено постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–...-РРџ. Рстцом получено постановление судебного пристава-исполнителя РѕС‚ 31.08.2018 Рі. Рѕ взыскании исполнительного СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 СЂСѓР±.
Брянская городская администрация является бюджетной организацией с объемом муниципального долга по состоянию на 01.01.2018 г. в размере 2 352265,3 тыс. руб. Кредиторская задолженность по состоянию на 10.01.2018 г. составила 137152,8 тыс. руб., бюджет города Брянска имеет социальную направленность. Неуменьшение исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава – исполнителя, повлечет еще большие расходы Брянской городской администрации, что скажется на ее эффективности работы в отношении иных исполнительных производств.
РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ уменьшить исполнительский СЃР±РѕСЂ, наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя РѕС‚ 31.08.2018 Рі. РїРѕ исполнительному производству в„–...-РРџ.
Представитель Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Представители службы судебных приставов в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Установлено, что на основании решения Советского районного суда г. Брянска 16.08.2016 года по гражданскому делу № 2-4140/2016 на Брянскую городскую администрацию возложена обязанность предоставить Б. составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в черте муниципального образования «г. Брянск».
23.07.2018 РіРѕРґР° вынесено постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–...-РРџ. Рстцом получено постановление судебного пристава-исполнителя РѕС‚ 31.08.2018 Рі. Рѕ взыскании исполнительного СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 СЂСѓР±.
В соответствии со статьей 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1,2,3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ зачисляется РІ федеральный бюджет. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° утверждается старшим судебным приставом. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается РІ размере семи процентов РѕС‚ подлежащей взысканию СЃСѓРјРјС‹ или стоимости взыскиваемого имущества, РЅРѕ РЅРµ менее РѕРґРЅРѕР№ тысячи рублей СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя Рё десяти тысяч рублей СЃ должника-организации. Р’ случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается РІ размере пяти тысяч рублей, СЃ должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом в случае если должник полагает, что установленный размер исполнительского сбора принят без учета имущественного положения общества, иных обстоятельств дела, должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, об отсрочке или рассрочке его взыскания. Следовательно, окончательное определение размера исполнительского сбора является компетенцией суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001г. N 13-П в части 4 указывает на то, что исполнительский сбор в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статьи 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
В связи с тем, что в большинстве случаев исполнительский сбор должнику устанавливается в максимальном размере - 7%, а денежный долг по исполнительному производству возникает из гражданско-правового обязательства, следовательно, имеет место нарушение гражданско-правового принципа разумности и справедливости, что подтверждается частью 2 статьи 6 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что принятым судебным решением предусмотрено выполнение мероприятий капитального характера, в связи с чем для его исполнения необходимы значительные денежные средства, истцом принимались меры к исполнению требований исполнительных документов, но в связи с недостаточностью финансовых средств, необходимых для этих целей, требования не были выполнены.
Неуменьшение исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава – исполнителя, повлечет еще большие расходы Брянской городской администрации, что скажется на ее эффективности работы в отношении иных исполнительных производств.
Учитывая недостаточность финансирования и отсутствие вины должника в этом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Брянской городской администрации и полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть - 12500 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Рсковые требования Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации Рє Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Брянской области, Межрайонному отделу судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП РїРѕ Брянской области Рѕ снижении исполнительского СЃР±РѕСЂР° удовлетворить.
Уменьшить Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации размер исполнительского СЃР±РѕСЂР°, взыскиваемого РїРѕ постановлению судебного пристава-исполнителя РѕС‚ 31.08.2018 РіРѕРґР° РїРѕ исполнительному производству в„–...-РРџ РЅР° РѕРґРЅСѓ четверть – 12 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р®. Рванова
Мотивированное решение изготовлено 24.10.2018 г.