РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
<адрес> суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО5ФИО6. при секретаре ФИО3, с участием представителя истца –помощника <адрес> транспортного прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску <адрес> транспортного прокурора к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Тайшетский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФИО1, указывая в его обоснование, что прокуратурой в ходе осуществления надзора за предварительным следствием по уголовному делу №, возбужденному по ч.1 ст. 228 УК РФ в отношении ФИО1 установлено, что в соответствии со сведениями РЭО ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО1 имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения № категории «В», выданного ДД.ММ.ГГГГ года сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с заключением амбулаторной судебной-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №/и, проведенной судебно-психиатрической комиссией экспертов филиала № КГБУЗ «<адрес>вой психоневрологический диспансер» №, проведенной в рамках расследования уголовного дела, у ФИО1 имеются признаки смешанного расстройства личности (F 61.0), то есть в настоящее время ответчик не годен к управлению транспортными средствами.
Пунктом 3 ст. 8 Конвенции о дорожном движении, подписанной в Вене ДД.ММ.ГГГГ и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-VIII, предусмотрено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По смыслу статьи 1079 ГК РФ управление транспортными средствами относится к деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации установлены Федеральным законом № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон).
Статьей 5 Закона установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры и др.
Согласно ст. 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодательством РФ в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие у лица права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя, отсутствия медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Медицинские противопоказания, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, общими медицинскими противопоказаниями для водителей автомототранспортных средств являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями. Дополнительными медицинскими противопоказаниями к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в частности, водители автомототранспортных средств, является пограничная умственная отсталость, задержки умственного развития, эпилепсия, синкопальные состояния, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В соответствии с п. 48 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), алкоголизм, токсикомания, наркомания является общим медицинским противопоказанием к допуску к выполнению работ, при проведении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
Имеющееся у ФИО1 заболевание, относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), а, следовательно, деятельность ФИО1 по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушения прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем, ввиду чего деятельность ФИО1, связанная с управлением транспортными средствами, подлежит прекращению.
В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, наличие у лиц заболеваний: «Эпилепсия» код заболевания по МКБ-10 «G40» является противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ) возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из этого следует, что после утраты такого основания для прекращения действия права на управление транспортными средствами, как наличие медицинских противопоказаний, предусмотренного ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», водительское удостоверение может быть возвращено, если не истек срок его действия.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Согласно требованиям п. 3 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В исковом заявлении прокурор просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до устранения предусмотренных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, выданное ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 водительское удостоверение № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ изъять для передачи в ОМВД РФ по <адрес> ГУВМД России по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования Тайшетского транспортного прокурора поддержал по основаниям указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО1, представитель ОМВД России по <адрес> о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной
Поскольку явка сторон не признана судом обязательной, о дате и времени судебного заседания они извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты> Срок действия водительского удостоверения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ приговором Тайшетского городского суда ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ с назначением наказания в виде 11 месяцев исправительных работ с удержанием 5% заработка в доход государства с отбыванием наказания в местах, определяемых органами местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе мест жительства осужденного.
При проведении предварительного расследования уголовного дела по обвинению ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ, проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза.
Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ №/и ФИО1 хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики не страдает и не страдал, а обнаруживает признаки смешанного расстройства личности (F 61.0). По своему психическому состоянию в настоящее время ФИО1 может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими.
Оснований не доверять заключению судебно-психиатрической экспертизы не имеется, поскольку перед проведением экспертизы эксперты предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Более того, экспертиза проведена компетентными лицами - специалистами в области медицины, имеющими определенную квалификацию.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащий законодательству условий договора.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета ССР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
Согласно статье 1 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
Как следует из статьи 3 указанного закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами может являться выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу императивных (не допускающих выбора) предписаний, изложенных в статье 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", заболевания (состояния), перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, препятствуют возможности управления транспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 5 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 страдает заболеванием, которое относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, то его деятельность как водителя автотранспортными средствами, имеющего медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, что является самостоятельным и безусловным основанием для прекращения у гражданина права управления транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Суд считает необходимым отметить, что в силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ и пункта 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1191 "Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами" в случае, если у ответчика отпадут основания прекращения права управления транспортными средствами, указанное право восстанавливается путем возврата водительского удостоверения.
Решение суда является основанием для изъятия у ФИО1 водительского удостоверения 9901523597 на право управления транспортными средствами категории «В, В1 (AS)», сроком действия водительского удостоверения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц при обращении в суды общей юрисдикции освобождены от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, с административного ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «<адрес>», взыскатель МИ ФНС России № по <адрес> в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тайшетского транспортного прокурора удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты> действия водительского удостоверения до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ и пункта 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1191 "Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами" в случае, если у ответчика отпадут основания прекращения права управления транспортными средствами, указанное право восстанавливается путем возврата водительского удостоверения.
Решение суда является основанием для изъятия у ФИО1 водительского удостоверения № на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты> срок действия водительского удостоверения до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> государственную пошлину в сумме 300 рублей в доход бюджета муниципального образования «<адрес>», взыскатель МИ ФНС России № по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение 1 месяца.
Судья