Решение по делу № 2-3484/2024 от 31.05.2024

Дело № 2-3484/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань                                       23 июля 2024 г.

Кировский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Лукьяновой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3484/2024 по исковому заявлению Борисова Владимира Михайловича, Борисова Кирилла Владимировича, Борисовой Ольги Юрьевны, Борисовой Ксении Владимировны, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей Дробышева Сергея Александровича, Дробышевой Киры Александровны к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Борисов В.М., Борисов К.В., Борисова О.Ю., Борисова К.В., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО6 обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» об обязании предоставить жилое помещение, указав, что согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ истец Борисов В.М. является нанимателем <адрес>, общей площадью 26,9 кв.м. по адресу: <адрес>, в данное жилое помещение вселены в качестве членов семьи: Борисов К.В., Борисова О.Ю., Борисова К.В. В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р многоквартирный дом литер «А,а,а1,а2» по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения граждан установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ Истец обращалась в жилищное управление администрации муниципального образования «<адрес>» по вопросу предоставления жилого помещения по договору социального найма, однако получила ответ, согласно которому в случае включения жилого дома в муниципальную программу станет возможным отселение граждан. В связи с чем, истцы с учетом уточнения исковых требований, просят суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить на состав семьи 6 человек, благоустроенное жилое помещение отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам в границах населенного пункта г. Астрахань, не менее 26,9 кв.м.

Истцы Борисов В.М., Борисов К.В., Борисова О.Ю., Борисова К.В., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель истца Борисова В.М. - ФИО8 в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования с учетом их уточнения в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» Свирепова Л.В. в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований, просила отказать.

Представитель третьего лица жилищного управления администрации муниципального образования «Город Астрахань», управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Суд, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о дне слушания дела.

Изучив доводы искового заявления, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от                   31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

В силу статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что установлено частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление № 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (часть 2 указанной выше статьи).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 26,9 кв.м., является объектом собственности муниципального образования «<адрес>».

Данное жилое помещение предоставлено Борисову Владимиру Михайловичу, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного районным жилищным управлением администрации Кировского района на состав семьи 3 человека: Борисов В.М. (основной квартиросъемщик), Борисова О.Ю. (жена), Борисова К.В. (дочь).

Согласно поквартирной карточки в указанном жилом помещении – <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стоят на учете: Борисов К.В. (1994 г.р.), Борисова О.Ю. (1963 г.р.), Борисова К.В. (1985 г.р.), Борисов В.М. (1962 г.р.), ФИО6 (2009 г.р.), ФИО2 (2013 г.р.).

Семья Борисова постоянно зарегистрированы и проживали по месту жительства: <адрес>, а именно: Борисов В.М., Борисова О.Ю., Борисова К.В., Борисов К.В. зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, ФИО2 зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

Иного жилья в собственности либо принадлежащего на праве пользования истцы не имеют.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом литер «А,а,а1,а2» по                      <адрес>, в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения граждан ДД.ММ.ГГГГ Поручено произвести необходимые действия в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, представитель истца Борисова В.М. – Павленко Д.А. обращался в жилищное управление администрации муниципального образования «<адрес>» с заявлением о предоставлении жилого помещения, ввиду опасности проживания в многоквартирном доме по                    <адрес>.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал                2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от                               16 сентября 2009 г., определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Поскольку установлено, что многоквартирный жилой дом по указанному адресу, признан аварийным и подлежащим сносу в 2020 году, то есть более четырех лет назад, что свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома, учитывая, что администрацией принято решение об отселении граждан, проживающих в указанном доме, следовательно, судом и органом местного самоуправления установлен факт невозможности проживания, в том числе и истца, и членов его семьи в многоквартирном жилом доме по указанному адресу. Поэтому администрация обязана обеспечить истцов благоустроенными жилым помещением, предоставляемым взамен жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, поскольку представленные доказательства подтверждают невозможность проживания в аварийном жилом доме.

Учитывая, что имеется заключение Межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № ЗАК-4/2, органом местного самоуправления установлены сроки сноса, совокупностью доказательств подтверждена опасность проживания в доме для жизни и здоровья истца и членов его семьи с учетом значительного износа конструкций дома, суд приходит к выводу, что требование истцов является обоснованным.

Доводы представителя администрации муниципального образования «Городской округ Город Астрахань» о том, что отселение семьи Борисова В.М. будет производиться в рамках муниципальной программы «Переселения граждан муниципального образования «Городской округ город Астрахань» из аварийного жилищного фонда в 2023-2027 годах», не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку предусмотренная Жилищным кодексом РФ обязанность администрации муниципального образования по предоставлению другого жилого помещения, возникает с момента признания жилого помещения не пригодным для проживания, и не связана с иными обстоятельствами.

Представитель ответчика возражал в удовлетворении исковых требований, указывая, что истцы вправе обратиться в жилищное управление с заявление о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, однако основанием для отказа в удовлетворении исковых требований данный довод не является, поскольку не исключает право истцов требовать обеспечения их жилыми помещениями в порядке, установленном статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, доводы представителя ответчика относительно того, что истцы не стоят на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, суд находит несостоятельными, так как в данному случае предоставление жилого помещения носит компенсационный характер и жилое помещение должно быть предоставлено истцам вне зависимости от того состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.

На настоящий момент благоустроенное жилое помещение по договору социального найма истцам не предоставлено, меры по обеспечению жилым помещением взамен аварийного администрацией города не принимаются. До настоящего времени семья проживает в указанном аварийном жилом помещении, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Поскольку обязанность администрации предоставить истцу, и членам его семьи жилое помещение предусмотрена указанными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, то предоставление истцам иного жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

При изложенных обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования Борисова В.М., Борисова К.В., Борисовой О.Ю., Борисовой К.В., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО6 о возложении на администрацию обязанности предоставить по договору социального найма на состав семьи 6 человек, благоустроенное жилое помещение отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам в границах населенного пункта г. Астрахань, не менее 26,9 кв.м.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Борисова Владимира Михайловича, Борисова Кирилла Владимировича, Борисовой Ольги Юрьевны, Борисовой Ксении Владимировны, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО6 к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ город Астрахань» предоставить Борисову Владимиру Михайловичу, Борисову Кириллу Владимировичу, Борисовой Ольге Юрьевне, Борисовой Ксении Владимировне, ФИО2, ФИО6 на состав семьи 6 человек, благоустроенное жилое помещение отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам в границах населенного пункта г. Астрахань, не менее 26,9 кв.м.

Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Кировский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 24 июля 2024 г.

Судья                                            С.В. Лукьянова

2-3484/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисова ксения Владимировна
Борисов Кирилл Владимирович
Борисов Владимир Михайлович
Дробышева Кира Александровна
Ответчики
Администрация муниципального образования "Городской округ город Астрахань"
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Лукьянова С.В.
Дело на странице суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
31.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
05.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2024Подготовка дела (собеседование)
19.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее