РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 3 мая 2017 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энерготранс» к Кабинету Министров Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Энерготранс» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....).
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере <данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....; <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером ....
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «Энерготранс» МолочковецкаяН.П. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан МорозовВ.В. административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами ...., .... принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Энерготранс» (л.д.16, 17).
Кадастровая стоимость земельных участков определена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани» по состоянию на 1 января 2013 в размере <данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ...., <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером .... (л.д.14, 15).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, общество с ограниченной ответственностью «Энерготранс» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поступило в комиссию 27 октября 2016 года, и 11 ноября 2016 года комиссией принято решение об отклонении заявления (л.д.108-110).
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов административный истец представил суду отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от <дата> №...., составленный по его инициативе оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» <данные изъяты> О.В. (л.д.18-88).Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... составила <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером .... – <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
В отношении отчета экспертом Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» <данные изъяты>.Ю. проведена экспертиза на подтверждение стоимости, о чем составлено положительное экспертное заключение от <дата> №.... (л.д.90-107).
Возражая заявленному требованию, Кабинет Министров Республики Татарстан указывает на недостоверность представленных административным истцом сведений о рыночной стоимости земельных участков, нарушение требований федеральных стандартов оценки, в частности: неправильный выбор оценщиком объектов-аналогов, неполноту информации о передаваемых правах, неверное определение оценщиком весовых коэффициентов, необоснованное использование справочных изданий и экспертного мнения при определении значения корректировок (л.д.140-141).
Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, по ходатайству Кабинета Министров Республики Татарстан по делу назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости земельных участков. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Кабинет Министров Республики Татарстан, но в установленный судом срок не исполнена.
Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным разрешить дело по имеющимся доказательствам установления рыночной стоимости земельных участков, оценив данные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При исследовании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков судом установлено, что составивший его оценщик соответствует требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков «<данные изъяты>», его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована страховым публичным акционерным обществом «ИНГОССТРАХ» и открытым акционерным обществом «АльфаСтрахование», а ответственность общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» – страховым акционерным обществом «ВСК», на что указано в отчете и приложенных к нему документах (л.д.25-26, 85-88).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 17.1 Федерального закона предусмотрен специальный порядок проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки – путем проведения соответствующей экспертизы. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
По результатам экспертизы на подтверждение стоимости, включающей в себя нормативно-методическую экспертизу, отчет, представленный административным истцом, признан соответствующим требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки, стандартам саморегулируемой организации, заданию на оценку.
Эксперт саморегулируемой организации оценщиков проверил обоснованность выбранных оценщиком подходов и методов оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке, выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам, подтвердил полноту и достоверность информации, использованной оценщиком при определении величины рыночной стоимости объекта оценки в рамках выбранного метода, достоверность и обоснованность использованных в расчетах величин, правильность выбора объектов-аналогов и величин поправочных коэффициентов к их стоимостям и согласился с выводами оценщика о величине рыночной стоимости.
В экспертном заключении содержится мотивированное суждение эксперта по результатам проверки отчета, в том числе по тем позициям, которые указаны в возражениях административного ответчика, при этом эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отличие от лица, подписавшего возражения, обладает специальными знаниями и правом на проведение соответствующих экспертиз.
Поскольку содержание отчета и положительного экспертного заключения в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную в отчете об оценке и подтвержденную экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требование общества с ограниченной ответственностью «Энерготранс» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из имеющихся в материалах административного дела доказательств обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (л.д.108-110), датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 27 октября 2016 года и применять указанные сведения о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Энерготранс» удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года:
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... – в размере <данные изъяты> рублей;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27октября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 5 мая 2017года.
Судья Сафина М.М.