Дело № 2а-1037/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при секретаре Юдине Д.И., с участием:
представителя административного истца Варнаковой А.В.,
представителя административного ответчика Судаева К.А.,
заинтересованного лица Корытовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта
26 марта 2018 года административное дело по заявлению администрации МОГО «Ухта» об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
Администрация МОГО «Ухта», являясь должником по исполнительному производству № ...., просит освободить от исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухта УФССП России по Республике Коми от 12.02.2018 в размере 50000руб., указав в обоснование, что по объективным причинам не имеет возможности исполнить решение суда.
Представитель административного истца требование поддержала.
Представитель административного ответчика был против удовлетворения требования.
Заинтересованное лицо – взыскатель по исполнительному производству Корытова А.Е., в судебном заседании оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
Судебный пристав-исполнитель Мальцева Ю.Ю., а также старший судебный пристав Кувшинова Г.А., несмотря на надлежащее извещение, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь статьей 358 КАС РФ, рассмотрел поставленный вопрос при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса и исследовав материалы дела, в том числе материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. по делу .... постановлено: обязать администрацию МОГО «Ухта» предоставить Корытовой А.Е., жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры, на состав семьи 1 человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения в пределах территории МОГО «Ухта».
<...> г. на основании исполнительного листа, выданного по судебному акту, возбуждено исполнительное производство ....-ИП.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства поступила в администрацию МОГО «Ухта» <...> г..
Судебный пристав-исполнитель вынес предупреждение от <...> г. о привлечении руководителя к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
Далее, <...> г. судебный пристав-исполнитель направил требование о предоставлении в трехдневный срок документов, подтверждающих исполнение судебного постановления.
Письмом от <...> г. администрация МОГО «Ухта» сообщила, что Корытова А.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Корытова А.Е. числится под номером .... в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные акты о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. В связи с тем, что имеются исполнительные производства, возбужденные ранее на основании исполнительных документов по аналогичным предметам исполнения, то в 2017 году взыскателю не будет предложено к осмотру жилое помещение.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.02.2018 с администрации МОГО «Ухта» (должник) взыскан исполнительский сбор в размере 50000руб.
Изложенное подтверждается исследованными в суде доказательствами.
Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Таким образом, в случае неисполнения требований исполнительного документа, закон наделяет обязанностью судебного пристава-исполнителя рассмотреть вопрос о взыскании исполнительского сбора с должника.
В настоящем случае, судебный пристав-исполнитель, рассмотрев материалы исполнительного производства, при наличии формального признака – неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, принял постановление о взыскании исполнительского сбора. Постановление по форме и содержанию соответствует установленным требованиям приведенного выше Федерального закона, поэтому является законным и обоснованным.
Проверив заявленные должником обстоятельства, как позволяющие освободить от взыскания исполнительского сбора, с учетом разъяснений, данных в пунктах 74 и 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд полагает их обоснованными и отмечает следующее.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в соответствующий список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
В таблице 7 приложения 18 Закона Республики Коми от 07.12.2017 № 85-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» установлено, что предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям городских округов и муниципальных районов в Республике Коми на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма осуществляется в форме иных межбюджетных трансфертов. Размер этих трансфертов на 2018 год, составил для МОГО «Ухта» – 15443900 руб.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в соответствующий период.
Приняв во внимание изложенное, и то, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит адресный характер, а реализация данными гражданами права на получении жилья возможна лишь путем предъявления соответствующего заявления, суд считает обоснованным довод представителя администрации, что несоблюдение очередности при предоставлении жилых помещений нарушит права и интересы лиц, которые воспользовались данным право ранее взыскателя Корытовой А.Е.
В таком случае отсутствие свободных жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде, подходящих под условия исполнения судебного акта, и бюджетного финансирования на их приобретение и строительство, свидетельствуют об отсутствии реальной возможности исполнить в установленные сроки исполнительный документ.
Представленные в дело доказательства подтверждают, что неисполнение судебного акта было вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне контроля администрации, с учетом того, что администрацией была обеспечена необходимая степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. При этом исполнение судебных постановлений в части предоставления жилых помещений указанным категориям граждан, будет являться нарушением принципов бюджетного законодательства, установленных абзацами 3 и 4 статей 28 и 30 Бюджетного кодекса РФ: разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ и принципа самостоятельности.
В этой связи, суд полагает возможным освободить администрацию МОГО «Ухта» от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.02.2018.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 358, 363 КАС РФ, ст. 128 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», суд
определил:
Освободить администрацию МОГО «Ухта» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухта УФССП России по РК от 12.02.2018, по исполнительному производству № ....
Определение может быть обжаловано посредством подачи частной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Председательствующий-
Мотивированное определение составлено 26 марта 2018 года.
Судья- М.О. Никулин