Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Казбековский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Арсланханова З.Р.,
с участием:
представителя административного
истца - ФИО2,
представителя административного
ответчика - ФИО3,
при секретаре - ФИО4,
рассмотрев административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании незаконными бездействий по обеспечению населения благоприятной окружающей средой, возложения обязанности ликвидировать все надворные туалеты и места сброса твердых коммунальных отходов, а также понуждения к строительству хозяйственно-фекальной канализации с соблюдением требований санитарно-экологических и строительных норм,
У С Т А Н О В И Л :
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан (далее – АСП «<адрес>») о признании незаконными бездействий по обеспечению населения благоприятной окружающей средой, возложения обязанности ликвидировать все надворные туалеты и места сброса твердых коммунальных отходов, а также понуждения к строительству хозяйственно-фекальной канализации с соблюдением требований санитарно-экологических и строительных норм.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2 поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении, и пояснил суду, что в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее – ТБО) осуществляется не планово, не централизовано. Каждое домовладение в указанном населенном пункте самостоятельно либо совместно с другими домовладениями осуществляет отвод хозяйственных и бытовых стоков вне своих домовладений. В <адрес> Республики Дагестан нет фекально-хозяйственной канализации, кроме ливневой. В лотки ливневой канализацию жители села, а также предприятия и учреждения, осуществляют сброс хозяйственно-фекальной стоков без очистки и обеззараживания. Стоки ливней канализации сливаются в речку «Акташ» в микрорайоне «Бурсум». Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между органом местного самоуправления муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан и органом местного самоуправления сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, вопросы водоотведения по <адрес> Республики Дагестан остались закрепленными за администрацией села. В целях устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, АСП «<адрес>» необходимо обеспечить прокладку хозяйственно-фекальной канализации по улицам села с последующей очисткой и обеззараживанием перед спуском стоков в речку «Акташ». Вышеуказанное бездействие АСП «<адрес>» является нарушением требований ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», и могут привести к ухудшению экологической и эпидемиологической ситуации в <адрес> Республики Дагестан. Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» гласит, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно ст.3 данного Федерального закона, наряду с другими основными принципами охраны окружающей среды, являются соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, из ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11 и 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления на территории муниципального образования не может быть опровергнута в настоящее время. Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, бездействием АСП «<адрес>» нарушаются предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации и принятыми во ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Противоправными действиями АСП «<адрес>» нарушается права потребителя на благоприятную окружающую среду. В связи с изложенным просит суд удовлетворить требования административного истца, признав незаконными действия администрации АСП «<адрес>» по обеспечению населения благоприятной окружающей средой, обязать административного ответчика провести ревизию всей ливневой канализации села с целью выявления фактов сброса хозяйственно-фекальных стоков и устранить эти факты, ликвидировать надворные туалеты и места накопления и сброса твердых коммунальных отходов по склону речки «Акташ» в пределах территории муниципального образования, а также принять меры по строительству хозяйственно-фекальной канализации в <адрес> Республики Дагестан с соблюдением требований санитарно-экологических и строительных норм, довести до сведения потребителей в 10-дневный срок решение суда по данному иску через средства массовой информации.
Представитель административного ответчика - администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан – глава администрации ФИО3 административное исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> признал полностью, и пояснил суду, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в <адрес> Республики Дагестан действительно имеют место. Это связано с недостаточным финансированием из районного бюджета. В настоящее время администрация района принимает меры по приведению ливневой канализации в соответствие с требованиями санитарно-экологических и строительных норм, и решается вопрос прокладки канализационных труб для хозяйственно-фекальной канализации. Просит суд удовлетворить административное исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>.
Выслушав пояснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч.3 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.1 ст.65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
В данном случае суд считает, что признание требований административного искового заявления представителем административного ответчика подлежит принятию, так как требования административного истца - Территориального отдела Управления Роспортебнадзора по <адрес> в <адрес> - законны, обоснованы, доказаны представленными доказательствами в совокупности и не требуют дальнейшего доказывания.
В соответствии с ч.4 ст.65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан по обеспечению населения благоприятной окружающей средой в нарушение требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан провести ревизию всей ливневой канализации населенного пункта с целью выявления фактов сброса хозяйственно-фекальных стоков и устранить эти факты.
Обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан ликвидировать надворные туалеты, а также места накопления и сброса твердых коммунальных отходов по склону речки «Акташ» в пределах территории муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан.
Обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан принять меры по строительству хозяйственно-фекальной канализации в <адрес> Республики Дагестан с соблюдением требований санитарно-экологических и строительных норм.
Обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в течении 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения довести до его сведения потребителей через средства массовой информации.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязать администрацию сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан сообщить об исполнении настоящего решения в суд, вынесший решение, и административному истцу - Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан через Казбековский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
судья З.Р.Арсланханов
Решение отпечатано в совещательной комнате.