Дело № 2-212/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего - судьи Лазенковой Е.А.,
с участием:
заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к юр. лицо1 и к юр. лицо2 о возложении обязанности оборудовать вход в здание <данные изъяты> пандусом,
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к юр. лицо1 о возложении обязанности оборудовать вход в здание <данные изъяты> пандусом. Исковые требования мотивированы тем, что Канашской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступности образования в указанной <данные изъяты>. В ходе проведенной проверки указанного законодательства установлено, что в юр. лицо1, являющимся образовательным учреждением, то есть объектом социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, выявлены нарушения требования законодательства об обеспечении доступности образования. В частности, вход в здание юр. лицо1 не оборудован пандусами - приспособлениями для передвижения инвалидов, и поручнями, что является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Со ссылкой на изложенные обстоятельства, прокурор просит обязать юр. лицо1 установить пандусы и поручни у лестницы при центральном входе в здание юр. лицо1 расположенное по адресу: <адрес>, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных категорий маломобильных групп населения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии Канашским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц представлено уточненное исковое заявление, в котором им по тем же основаниям заявлены исковые требования к юр. лицо1 и к юр. лицо2 о возложении обязанности установить пандусы и поручни у лестницы при центральном входе в задние юр. лицо1, расположенного по адресу: <адрес>, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных категорий маломобильных групп населения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав тем, что согласно выписке из ЕГРП здание <данные изъяты>, расположенное в <адрес> находится в собственности юр. лицо1 и в оперативном управлении юр. лицо1
Таким образом, рассмотрение дела произведено относительно исковых требований, заявленных истцом к юр. лицо1 и к юр. лицо2.
В судебном заседании прокурор Р. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям и, вновь привел их суду, просил заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика юр. лицо1 Б. с исковыми требованиями Канашского межрайпрокурора согласилась, пояснив, при этом, что у них имеется запасной вход с хозяйственного двора без перепада пола, при необходимости инвалиды могут заходить через него.
Представитель ответчика юр. лицо2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия, в иске прокурору отказать в связи с тем, что действующими нормами не предусмотрен механизм реализации прав инвалидов на беспрепятственный доступ в здания по отношению к уже построенным объектам, то есть указанные нормы должны применяться при строительстве новых или реконструкции уже построенных объектов социальной инфраструктуры. Так же указали, что действующее законодательство, в частности ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержит прямого указания об обязании оборудования пандусами при входе в средние и начальные общеобразовательные учреждения. Кроме того поскольку прокурор в исковом заявлении не связывает вопрос выделенияобъема денежных средств, то сучетом того, что в бюджет <данные изъяты> на <данные изъяты> год заложеныденежные средства только на финансовое обеспечение образовательного процесса, в том числе, юр. лицо1, исковые требования прокурора об обязании администрации района и юр. лицо1 установить пандусы при входе в образовательноеучреждение удовлетворены быть не могут.
Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика юр. лицо1, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Право прокурора обращаться в суд в защиту гарантированных прав неопределенного круга лиц, в том числе и инвалидов, предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 17 (части первой и второй) Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 названного закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
В соответствии с положениями ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, в том числе инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, местам отдыха и другим учреждениям).
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования.
Частью 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» предусмотрена ответственность образовательного учреждения за нарушение прав и свобод обучающихся.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
ДД.ММ.ГГГГ Канашской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно здания юр. лицо1 расположенного по адресу: <адрес> Проверкой установлено, что центральный вход в здание осуществляется через лестницу, состоящую из 3-х ступеней (1 ступень высота - 14 см, 2 ступень - 14 см, 3 ступень - 18 см). Вход в здание юр. лицо1 не оборудован пандусами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 9).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Здание юр. лицо1 расположенное по адресу <адрес>-А, является собственностью юр. лицо2, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно этой же выписке с ДД.ММ.ГГГГ здание школы находится в оперативном управлении юр. лицо1 Указанное обстоятельство так же подтверждается и соответствующим постановлением о передаче муниципального недвижимого имущества в оперативное управление.
В соответствии с Уставом юр. лицо1, учредителем данного учреждения является юр. лицо2, юр. лицо1 является юридическим лицом.
Согласно материалам дела управление юр. лицо1 осуществляет директор, в обязанности которого входит осуществление материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах выделенных финансовых средств, решает вопросы использования имущества и финансовых средств школы, закрепленных за ней учредителем, обеспечивает исполнение школой законодательства в области образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Таким образом, обязанность по оборудованию пандуса при входе в здание юр. лицо1 расположенное по адресу: <адрес> должна быть возложена на обоих ответчиков.
Доказательства устранения вышеперечисленных нарушений, ответчиками суду не представлены.
При этом суд находит несостоятельными доводы ответчика - юр. лицо2, поскольку изложенная в отзыве правовая позиция об отсутствии оснований для установки пандуса при входе в образовательное учреждение не основана на законе, а то обстоятельство, что в бюджет района на <данные изъяты> год заложены средства на финансирование только образовательного процесса, не являются основанием, влекущим отказ в иске.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
При этом суд считает, что ответчикам для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема работ и материальных затрат, разумно определить до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Канашского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к юр. лицо1 и к юр. лицо2 о возложении обязанности установить пандусы и поручни у лестницы при центральном входе в здание юр. лицо1, расположенного по адресу: <адрес>, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных категорий маломобильных групп населения удовлетворить.
Обязать юр. лицо1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить пандусы и поручни у лестницы при центральном входе в здание <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных категорий маломобильных групп населения.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.А. Лазенкова