Дело № ДД.ММ.ГГГГ 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи ФИО7
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, ФИО2,
представителя ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, действующей на основании доверенности, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о понуждении совершить определенные действия,
У с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о понуждении совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой области в рамках рассмотрения обращения ФИО4, поступившей из генеральной прокуратуры РФ, проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в деятельности Департамента дорожного хозяйства и транспорта <адрес>. Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>. В соответствии с п. 192 Распоряжения дорога «Петровский-Петрово-Городище» относится к автомобильным дорогам межмуниципального значения. Указанная дорога находится в собственности <адрес>, владельцем дороги является ответчик. В соответствии с п. 1.1 Приложения к постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта <адрес> и признании утратившими силу некоторых постановлений <адрес>» Департамент дорожного хозяйства и транспорта <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории <адрес> в пределах установленных полномочий, осуществляющим региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес>, региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси. В соответствии с п. 2.5, п. 2.6 Положения задачами Департамента являются, в том числе оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> и сооружений на них, являющихся собственностью <адрес>, а также имуществом, необходимым для их функционирования; повышение их транспортно-эксплуатационного состояния, пропускной способности и благоустройства, создание условий для безопасного и бесперебойного движения по ним транспортных средств; обеспечение осуществления дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> в пределах выделяемых на эти цели бюджетных средств. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст утвержден Национальный стандарт РФ ФИО6 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенных для улучшения условий видимости. Таким образом, в соответствии с указанными требованиями законодательства ответчик обязан принять комплекс мер по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «<адрес>». Требованиями п. 4.6.1.1 ФИО6 52766-2007 предусмотрено стационарное электрическое освещение на участках автомобильных дорог, проходящих по веселенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. Пунктом 4.ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 52766-2007 предусмотрено, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. Согласно п. 4.ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 52766-2007 в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед/ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения. В силу п. 4.5.1.2 ФИО6 52766-2007 в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Согласно п. 4.5.1.3 ФИО6 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке-с одной стороны. Органами прокуратуры области совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «<адрес>» в ходе проверки состояния указанной автомобильной дороги установлено, что на участке автомобильной дороги с 0 км 000 м по 0 км 500 м в населенном пункте <адрес> отсутствует тротуар с твердым покрытием с левой и правой стороны. В нарушение п. 4.6.1.1 ФИО6 52766-2017 на участке дороги с 0 км 000 м по 0 км 500 м отсутствует стационарное электрическое освещение. Вместе с тем, проектом организации дорожного движения по автомобильной дороге «<адрес>» уличное освещение и тротуары по указанной дороге предусмотрены. Кроме того, покрытие указанной дороги имеет разрушение в виде сетки трещин, а также дефекты в виде неровностей ямочного ремонта (п. 3.17, п. 3.11 ГОСТ 32825-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений», введенного в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст). Указанные обстоятельства противоречат требованиям п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017. Устранение выявленных дефектов возможно в рамках проведения капитального ремонта дороги. По информации ответчика проектирование работ по капитальному ремонту указанной дороги планируется включить в перспективный план ремонта региональных и межмуниципальных дорог лишь в 2024-2025 гг. В соответствии с п. 49 Распоряжения №-рп автомобильная дорога «<адрес>» <адрес> является межмуниципальной и находится в ведении ответчика. В ходе проведенной проверки органами прокуратуры области совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «ФИО8» также установлено, что на автомобильной дороге «<адрес>» имеются трещины дорожного покрытия (п 3.17 ГОСТ 32825-2014). Устранение выявленных дефектов возможно в рамках проведения капитального ремонта дороги. По информации ответчика проектирование работ по капитальному ремонту указанной дороги планируется включить в перспективный план ремонта региональных и межмуниципальных дорог лишь в 2023-2024 гг. На участке указанной автомобильной дороги с 0 км 325 м по 1 км 200 м имеются повреждения дорожного полотна в виде отдельных выбоин, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017. Выявленные нарушения угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению ДТП, причинению вреда здоровью пешеходов, водителей и пассажиров ТС, а также их гибели, то есть нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения.
На основании изложенного, истец, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит: обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ: организовать уличное электрическое освещение участка автомобильной дороги межмуниципального значения «<адрес>» в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ФИО6 52766-2007; обустроить тротуары на автомобильной дороге межмуниципального значения «<адрес>» в соответствии с требованиями п.п. 4.5.1.2-4.5.1.3 ФИО6 52766-2007; привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги «<адрес>» в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017; привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги «<адрес>» в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017.
В судебном заседании представитель истца, действующий в интересах неопределенного круга лиц, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования признала частично и пояснила, что факт наличия недостатков на спорных участках автомобильных дорог не оспаривает. Однако в настоящее время проектной документации на выполнение ремонтных работ не имеется, и данная документация будет разрабатываться, на что необходимо достаточно большое количество времени, а также соблюдение контрактной процедуры на заключение государственного контракта с целью выполнения ремонтных работ. В связи с этим, по мнению представителя ответчика, объективный срок выполнения ремонтных работ на спорных участках автомобильных дорог-конец 2024 года.
В судебное заседание представитель 3 лица ОГИБДД МО МВД России «Тейковский» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения-состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения-деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильная дорога-объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,-защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность-деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Ремонт автомобильной дороги-комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги-комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 6, п. 11, п. 12 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
Деятельность по организации дорожного движения на территории РФ должна осуществляться в соответствии с ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории РФ, определяется Правительством РФ (ч. 1 ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ).
В силу ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются «ФИО6 52766-2007. Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
В силу п. 4.5.1.1 ФИО6 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Согласно п. 4.5.1.2 ФИО6 52766-2007 в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 4.5.1.3 ФИО6 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке-с одной стороны.
Требованиями п. 4.6.1.1 ФИО6 52766-2007 предусмотрено стационарное электрическое освещение на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Пунктом 4.ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 52766-2007 предусмотрено, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают-в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
Согласно п. 4.ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 52766-2007 в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед/ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируется «ФИО6 50597-2017. Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст.
Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (раздел 1 ФИО6 50597-2017).
В силу п. 4.2 ФИО6 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Пунктом 5.2.4 ФИО6 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляется в сроки, приведенные в таблице 5.3. Обочины и разделительные полосы также не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляется в сроки, приведенные в таблице 5.4 (п. 5.3.1 ФИО6 50597-2017).
Кроме того, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования для обеспечения безопасности дорожного движения установлены «ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».
Настоящий стандарт устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования для обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 3.1 ГОСТ 33220-2015 дефект-несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.
Эксплуатационное состояние дороги-состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии ТС и метеорологических условий (п. 3.4 ГОСТ 33220-2015).
В случаях выявления дефектов и повреждений дорог, создающих угрозу безопасности дорожного движения и которые невозможно устранить в предусмотренные настоящим стандартом сроки, вводят временные ограничения или прекращают движение в порядке, установленном в государствах-участниках соглашения. До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию движения), таких как отдельные выбоины, проломы, колея, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца или решетки дождеприемника, а также до устранения массивных предметов участок дороги должен быть обозначен (огражден) соответствующими временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758 в сроки, установленные национальными стандартами государств-участников соглашения. Временные технические средства организации дорожного движения, установленные на период времени до устранения дефекта, должны быть демонтированы организацией, их установившей, одновременно с устранением причин их установки в течение 1 сут. (п. 4.2, п. 4.4 ГОСТ 33220-2015).
Пунктом 5.2.1 ГОСТ 33220-2015 предусмотрено, что продольная ровность покрытия проезжей части должна обеспечивать безопасные условия движения и не превышать для соответствующих категорий дорог значений, указанных в таблице 1, для дорог с уровнями эксплуатационного состояния-соответствовать требованиям национальных стандартов государств-участников соглашения.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов в виде отдельной выбоины или пролома, колеи, сдвигов, волны параметров, установленных таблицей 2-Дефекты покрытия и сроки их устранения.
Соответствующих дефектов, указанных в таблице 3 ГОСТ 33220-2015, в виде занижения, отдельной выбоины или пролома, отдельной просадки не должны иметь и обочины (п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015).
Таким образом, вышеуказанными стандартами установлены обязательные требования к эксплуатационному состоянию дорожного покрытия автомобильных дорог общего пользования, а также требования к элементам обустройства автомобильных дорого общего пользования, которые обязательны к соблюдению в целях повышения удобства и обеспечения безопасности дорожного движения.
Владельцы автомобильных дорог-исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (п. 7 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
В силу положений ч. 1, ч. 5 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности субъекта РФ относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая, в том числе принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 80-ОЗ "О некоторых вопросах регулирования дорожной деятельности и организации дорожного движения в <адрес>" предусмотрено, что к полномочиям <адрес> в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения <адрес>, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения <адрес>.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта <адрес> и признании утратившими силу некоторых постановлений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 562-п, Департамент дорожного хозяйства и транспорта <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории <адрес> в пределах установленных полномочий, осуществляющим региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес>, региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Департамент от своего имени и в пределах своих полномочий приобретает права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Департамент является главным администратором доходов областного бюджета, главным распорядителем бюджетных средств и государственным заказчиком, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд <адрес> в установленной сфере деятельности и для обеспечения выполнения полномочий Департамента (п. 1.5, п. 1.6 Положения).
Департамент осуществляет право оперативного управления в отношении имущества <адрес>, закрепленного за ним собственником (п. 1.7 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта <адрес>).
Судом установлено, что автомобильная дорога «<адрес>» № ОП МЗ Н-194, протяженностью 0,50 км, 3 класса, IV категории, а также автомобильная дорога «<адрес>» № ОП МЗ Н-050, протяженностью 7,40 км, 3 класса, IV категории в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>" находятся в собственности <адрес> и закреплены на праве оперативного управления за ответчиком.
Задачами Департамента являются: реализация государственной политики в дорожном хозяйстве <адрес>, направленной на удовлетворение интересов пользователей автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>, государства, муниципальных образований <адрес>; управление дорожным хозяйством <адрес> в пределах своих полномочий; координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления, государственных учреждений, государственных унитарных предприятий <адрес> в сфере дорожного хозяйства и транспорта в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством; оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> и сооружений на них, являющихся собственностью <адрес>, а также имуществом, необходимым для их функционирования; повышение их транспортно-эксплуатационного состояния, пропускной способности и благоустройства, создание условий для безопасного и бесперебойного движения по ним транспортных средств; обеспечение осуществления дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> в пределах выделяемых на эти цели бюджетных средств; обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес>; осуществление контроля за безопасностью перевозок пассажиров и багажа на территории <адрес> (раздел № Положения).
Таким образом, именно Департамент дорожного хозяйства и транспорта <адрес> в силу закона должен исполнять возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, безаварийного функционирования и созданию условий для эксплуатации вышеуказанных автодорог, а именно обязан обеспечить на спорном участке автомобильной дороги общего пользования «Петровский-Петрово Городище» обустройство и надлежащее эксплуатационное состояние, а также надлежащее эксплуатационное состояние на спорном участке автомобильной дороги общего пользования «Гаврилов Посад-Непотягово» в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами. Факт неисполнения данной обязанности представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривала.
В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения установлено, что спорные участки указанных автомобильных дорог не обустроены необходимыми техническими элементами, целостность покрытия дорожного полотна автомобильных дорог имеет многочисленные деформации по всей протяженности дороги (трещины, выбоины), затрудняющие движение ТС с разрешенной максимальной скоростью, что подтверждается актами о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также другими материалами дела.
Несоответствие спорных участков дорог нормативному состоянию является достаточным основанием для того, чтобы требовать приведения их в соответствие, требовать устранения недостатков.
На момент рассмотрения дела доказательств того, что ответчиком исполнены обязанности по организации работ по обеспечению надлежащего технического состояния посредством установки необходимых элементов обустройства, исполнения обязанности по организации работ по обеспечению восстановления целостности дорожного полотна автодорог, суду не представлено, а, следовательно, не представлено доказательств обеспечения надлежащего содержания указанных автомобильных дорог.
Таким образом, спорные участки дорог не соответствуют обязательным требованиям, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. При этом имеющиеся нарушения в виде отсутствия необходимых элементов обустройства, отсутствия целостности покрытия дорожного полотна оказывают негативное влияние на безопасность дорожного движения, нарушают права граждан на личную безопасность, создают опасность для жизни и здоровья водителей и пешеходов, являются сопутствующим условием ДТП. Несоответствие состояния спорных участков автодорог обязательным требованиям нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся пользователями автомобильных дорог.
С учетом изложенного, заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в части возложения обязанности провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения путем установки уличного электрического освещения, обустройства тротуаров, восстановления целостности дорожного полотна в соответствии с проектом организации дорожного движения на спорных участках автодорог, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Принимая во внимание объем и характер подлежащих выполнению мероприятий, их сезонность, общественную значимость обеспечения безопасности дорожного движения, суд считает возможным установить ответчику срок для проведения указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, требования истца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в части установления срока выполнения ремонтных работ на спорных участках автомобильных дорог подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о понуждении совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ: организовать уличное электрическое освещение участка автомобильной дороги межмуниципального значения «<адрес>» в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ФИО6 52766-2007; обустроить тротуары на автомобильной дороге межмуниципального значения «<адрес>» в соответствии с требованиями п.п. 4.5.1.2-4.5.1.3 ФИО6 52766-2007; привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги «<адрес>» в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017; привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги «<адрес>» в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017.
В удовлетворении остальной части иска заместителю прокурора <адрес>, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ФИО9
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело № ДД.ММ.ГГГГ
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи ФИО10
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, ФИО2,
представителя ответчика Департамента дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, действующей на основании доверенности, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о понуждении совершить определенные действия,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о понуждении совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ: организовать уличное электрическое освещение участка автомобильной дороги межмуниципального значения «<адрес>» в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ФИО6 52766-2007; обустроить тротуары на автомобильной дороге межмуниципального значения «<адрес>» в соответствии с требованиями п.п. 4.5.1.2-4.5.1.3 ФИО6 52766-2007; привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги «<адрес>» в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017; привести дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги «<адрес>» в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017.
В удовлетворении остальной части иска заместителю прокурора <адрес>, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ФИО11.