Дело № 2-146/2023
УИД 67RS0015-01-2023-000168-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Красный 11 июля 2023 года
Краснинский районной суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Панковой Е.В.,
при секретаре Шестерневой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галановой Л.М. к администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области о признании права собственности в порядке наследования на доли паевого фонда и доли в уставном капитале,
УСТАНОВИЛ:
Галанова Л.М. обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями к ответчику, в обоснование требований указав, что 05.11.2021 умер ее муж ФИО3, после смерти которого осталось наследство, которое она приняла, являясь наследником первой очереди. Ее дети – ФИО9 и ФИО10 от наследства отказались. Спустя время ей стало известно, что при жизни ее мужу принадлежали аграрные предприятия, а именно: 20% земельной доли паевого фонда в СПК «Павловский» и 27% доли в уставном капитале ООО «Рассвет», стоимостью по 60 000 рублей соответственно. В настоящее время у нотариуса получение свидетельства о праве на наследство не представляется возможным по причине отсутствия у нее необходимых первичных документов указанных юридических лиц, в этой связи восстановление ее права возможно только в судебном порядке. На основании изложенного, просит признать за ней право собственности в порядке наследования на 20% паевого фонда в СПК «Павловский» и 27% доли в уставном капитале ООО «Рассвет».
В судебное заседание истец Галанова Л.М. не явилась, о слушании дела извещена надлежаще, обеспечила в судебное заседание явку своего представителя Архангельского С.В., который заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, указав дополнительно, что ответчиком является администрация муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, поскольку спорные объекты являются выморочным имуществом.
Представитель ответчика администрации МО «Краснинский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще и заблаговременно, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что заявленные исковые требования признает в полном объеме.
Третье лицо ФИО10, будучи надлежаще извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, указав также, что не возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.
Третье лицо ФИО9 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьих лиц, привлеченных к участию в дело определением суда ФИО5, а также третьи лица ФИО13, ФИО6 не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований относительно ООО «Рассвет». Относительно требований, заявленных о признании права собственности за истцом на долю паевого фонда в СПК «Павловский» указали, что законом такое право наследника не предусмотрено, в этой части исковых требований просили истцу отказать.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц учредители ООО «Рассвет» и СПК «Павловский» ФИО12, ФИО11 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены заблаговременно и надлежаще.
На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В состав наследства участника общества с ограниченной ответственностью входит доля этого участника в уставном капитале соответствующего общества (абзац первый пункта 1 статьи 1176 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее также - ГК РФ).
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента, если такая регистрация предусмотрена законом (статья 1152 ГК РФ, пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право частной собственности не является абсолютным, - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2), ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (постановления от 16 июля 2008 г. N 9-П, 31 января 2011 г. N 1-П).
В пункте 1 статьи 1110 ГК РФ закреплено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.
К иному Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 6 статьи 93 относит в том числе случай перехода доли в уставном капитале общества к наследникам граждан, являвшихся участниками общества.
В соответствии с ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам в зависимости от оснований такого перехода. В данном случае за сторонами признается в порядке наследования право собственности на доли уставного капитала Обществ, предметом настоящего иска не является переход права собственности на доли Уставного капитала или выплата действительной стоимости уставного капитала Обществ, решение в данной части не предусматривает автоматический переход права собственности на доли уставного капитала Обществ.
Судом установлено, что ФИО3 с 24.01.2019 являлся одним из учредителей ООО «Рассвет», с уставным размером доли 27%.
05.11.2021 ФИО3 умер.
Согласно материалам наследственного дела к имуществу ФИО3, наследниками являются: Галанова Л.М., ФИО10, ФИО9 Фактически в наследственные права вступила Галанова Л.М., поскольку ФИО10 и ФИО9 на наследственное имущество не претендуют.
Учитывая указанные выше требования законодательства и установленные по делу обстоятельства, в частности, то, что уставом ООО «Рассвет» не предусмотрена необходимость получения согласия участников общества на переход доли в уставном капитале к наследникам, суд приходит к выводу о том, что право собственности на принадлежавшую умершему участнику долю в уставном капитале общества перешло в установленном законом порядке по наследству Галановой Л.М.
Разрешая требования истца о признании права собственности на долю паевого фонда СПК «Павловский», суд исходит из следующего.
Согласно ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1176 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства участника полного товарищества или полного товарища в товариществе на вере, участника общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, члена производственного кооператива входит доля (пай) этого участника (члена) в складочном (уставном) капитале (имуществе) соответствующего товарищества, общества или кооператива.
В силу пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу пункта 4 статьи 111 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день открытия наследства) в случае смерти члена производственного кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. В противном случае кооператив выплачивает наследникам стоимость пая умершего члена кооператива.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 106.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) и пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах".
В пункте 7 статьи 16 и пункте 9 статьи 18 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ) также указано, что в случае смерти члена сельскохозяйственного производственного кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива, а наследникам умершего члена кооператива, не принятым в члены кооператива, выплачивается стоимость пая умершего члена кооператива.
Пай - часть имущества кооператива, отражающая размер участия члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитываемая в стоимостном выражении. Пай члена кооператива складывается из его паевого взноса и приращенного пая. Пай ассоциированного члена кооператива равен его паевому взносу (ст.1 Закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ).
При этом согласно пункту 5 статьи 15 Закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ заявитель считается принятым в члены кооператива со дня утверждения соответствующего решения правления кооператива наблюдательным советом кооператива или общим собранием членов кооператива.
Основанием для рассмотрения вопроса о вступлении в члены кооператива служит заявление с просьбой о приеме в члены кооператива.
В соответствии с п.8.5 Устава СПК «Павловский», в случае смерти члена кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива. Наследникам умершего члена кооператива, не принятым в члены кооператива, выплачивается стоимость пая умершего члена кооператива в порядке и сроки, установленные для выходящих членов кооператива.
С 23.04.2008 ФИО3 являлся участником (учредителем) СПК «Павловский», согласно выписке ЕГРЮЛ номинальная стоимость его доли составляет 100 рублей.
По делу установлено и представителем истца не оспаривалось, что Галанова Л.М. как наследник ФИО7 с заявлением о вступлении в члены кооператива не обращалась, свидетельства о праве на наследство на спорную долю паевого фонда не получала.
Таким образом, учитывая, что Галанова Л.М. не принята в члены СПК «Павловский», ей, как наследнику полагается выплата стоимости пая умершего члена кооператива ФИО3
Вместе с тем, в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания за истцом права собственности в порядке наследования на 20% паевого фонда в СПК «Павловский» не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Галановой Л.М. удовлетворить частично.
Признать за Галановой Л.М. (паспорт <данные изъяты>) право собственности в порядке наследования на 27% доли в уставном капитале в ООО «Рассвет» (ОГРН 1026700671073, ИНН 6709000428).
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Панкова
Мотивированная часть решения изготовлена 12.07.2023.