Дело № 3а-442/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 29 июня 2018 года
Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Юрловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юпитер» к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
установил:
административный истец обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что у него в пользовании по договору аренды находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 16 810 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленности и иного назначения, расположенный по адресу: <адрес>.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет 27 618 661,90 рублей.
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку как арендатор земельного участка он обязан уплачивать арендную плату исходя из размера его кадастровой стоимости.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 9 733 000 рублей.
В качестве заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков к участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области, администрация Таловского городского поселения Таловского муниципального района Воронежской области, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Иванова Е.А. направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с результатами судебной экспертизы согласна. Также просила взыскать с правительства Воронежской области расходы по оплате государственной пошлины и судебной экспертизы.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Закон об оценочной деятельности в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, в том числе средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области.
Из материалов дела следует, что у ООО «Юпитер» в пользовании находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 16 810 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 07 июля 2004 года на данный объект недвижимости зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 10 сентября 2004 года сделана запись регистрации № 36-29-3/2004-454 (л.д. 23).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 декабря 2017 года кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере 27 618 661,90 руб. (л.д. 14).
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № 18/05/17-02а от 21 ноября 2017 года, выполненный оценщиком консалтинговой компании «Калетта» Ползиковым С.В., являющимся членом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (л.д. 27-66).
Указанным отчетом определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года в размере 9 733 000 рублей.
Согласно абзацам тридцать седьмому и тридцать восьмому статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в не рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.
ООО «Юпитер» с соблюдением требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности 26 декабря 2017 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 67).
Решением Комиссии от 25 января 2018 года № 56 заявление отклонено. Основанием для отказа, как указано в решении Комиссии, стало то, что отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости составляет более 30 процентов, а именно 65 процентов, оформление и содержание отчетов об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки (л.д. 68-70).
Для устранения сомнений в определенной в отчете рыночной стоимости земельного участка определением Воронежского областного суда от 26 марта 2018 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с заключением эксперта № № от 24 мая 2018 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет 10 052 380 рублей (л.д.112-124).
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера арендной платы по договорам аренды, что нарушает его права.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закон об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 26 декабря 2017 года, данную дату следует считать датой подачи заявления.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно требованиям пункта 4 части 6 статьи 180, 103, 106 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе сумм, подлежащих уплате экспертам, расходов на оплату услуг представителей, других признанных судом необходимыми расходов.
Исходя из содержания статей 111, 114, 247 КАС РФ в их системной связи, разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28, а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении 11.07.2017 № 20-П, в пользу административного истца с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, в том числе средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, которым в данном случае является правительство Воронежской области, подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (платежное поручение № 79 от 05 февраля 2018 года (л.д. 9), по оплате судебной экспертизы в размере 18 388 руб. (платежное поручение № 236 от 10 апреля 2018 года (л.д. 131).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Юпитер» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 16 810 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленности и иного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 10 052 380 (десять миллионов пятьдесят две тысячи триста восемьдесят) рублей на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 26 декабря 2017 года.
Взыскать с правительства Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Юпитер» в счет возмещения судебных расходов 20 388 (двадцать тысяч триста восемьдесят восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 29 июня 2018 года.