Дело № 33-3-5769/2022
26RS0003-01-2021-006137-68
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 06 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В.,
судей Безгиновой Л.А., Гукосьянца Г.А.,
с участием секретаря судебного заседания Пилипенко И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе полномочного представителя истца Щукиной Н.С. по доверенности Фоменко А.В. на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 22 марта 2022 года по исковому заявлению Щукиной Н.С. к администрации г. Ставрополя о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Щукина Н.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Ставрополя, в обоснование которого указала, что постановлением администрации г. Ставрополя от 13 августа 2021 года № 1842 она с составом семьи 1 человек принята на учёт в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом, постановлением администрации г. Ставрополя от 22 октября 2020 года № 1779 жилое помещение, в котором проживает Щукина Н.С., - жилой <адрес> кадастровым номером №, расположенное по <адрес>, признано непригодным для проживания. Постановлением администрации г. Ставрополя от 13 августа 2021 года № 842 истец с составом семьи из 1 человека включена во внеочередной список на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Истец просила предоставить жилое помещение на основании договора социального найма в территориальных границах г. Ставрополя, общей площадью не менее 2,52 кв. м., с количеством жилых комнат не менее одной.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 22 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
В апелляционной жалобе полномочный представитель истца ЩукинойН.С. по доверенности Фоменко А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.
Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие истца, с участием её представителя и представителя ответчика, по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Ставрополя «О принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» от 13 августа 2021 года № 1842 истец Щукина Н.С. принята на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Из материалов учётного дела так же следует, что состав семьи истца 1человек, истец зарегистрирована по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности истцу (1/24 доли в праве), Трапезниковой И.Ю. (1/24 доли в праве), Труфановой С.М. (1/12 доли в праве), Губанову В.А. (1/6 доли в праве), Доценко Л.А. (1/6 доли в праве), Жуковой Е.Ю. (2/90 доли в праве), РашевскойВ.Н. (1/10 доли в праве), Копылову И.А. (1/90 доли в праве).
Согласно постановлению администрации г. Ставрополя от 22 октября 2020 года, помещение - жилой <адрес>, расположенный по <адрес>, признан непригодным для проживания граждан.
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая заявленные исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение, суд первой инстанции, установив, что жилое помещение истца аварийным не признано, не включено в региональную программу по переселению из ветхого и аварийного фонда, доказательств, свидетельствующих о принятии решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, расселении жилого дома истца и предоставлении гражданам взамен аварийного жилья по договору социального найма, материалы дела не содержат, в связи с чем вопрос о предоставлении истцу Щукиной Н.С. жилого помещения будет рассмотрен в общем очередном порядке, при подходе её очереди и оснований для внеочередного предоставления помещения по договору социального найма не имеется, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
По смыслу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими).
По смыслу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке.
Однако, в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 указанной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 12 апреля 2011 года № 551-О-О указал, что органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учёт всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Иное противоречило бы правовой природе установленных действующим правовым регулированием жилищных фондов и конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо наличие одновременно двух факторов: признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма закреплены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, к числу которых так же относиться, в том числе проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Ведение в установленном законном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 часть 1 статья 14, пункт 3 часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Сроки и последовательность действий (административных процедур) администрации г. Ставрополя по предоставлению услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» определены административным регламентом «Приём заявлений, документов, а также принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утверждённым постановлением администрации г. Ставрополя от 07 сентября 2017 года № 1653.
В соответствии со статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учёт.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Щукина Н.С. состоит на учёте в органе местного самоуправления как малоимущая, чьё жилое помещение признанно непригодным для проживания (основание признания нуждающейся).
Из существа искового заявления следует, что истец просила обязать орган местного самоуправления в незамедлительном порядке (вне очереди) предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, не менее 2,5 кв.м. со ссылкой на статьи 86, 87 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьёй 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам при выселении в связи со сносом аварийного многоквартирного дома другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям.
Вышеуказанные нормы регулируют права нанимателей жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу.
На основании части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Вместе с тем, истец Щукина Н.С. не является нанимателем жилого помещения, признанного непригодным для проживания, объект принадлежит истцу на праве собственности.
На основании части 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и обязан осуществлять содержание своего имущества, поскольку аварийным дом не признан.
В соответствии с положениям Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под аварийным жилищным фондом признается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии с нормами действующего законодательства, непригодными для проживания могут признаваться отдельные жилые помещения в многоквартирном доме (квартира, комната), а также индивидуальные жилые дома. Весь многоквартирный дом в целом может признаваться аварийным.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47, действие которого согласно пункту 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, установленном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации путём выкупа жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Следовательно, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену. Обязанность ответчика по предоставлению другого жилого помещения взамен изымаемого возможно только в случае включения аварийного дома, в котором расположено жилое помещение истицы, в адресную программу по переселению граждан.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённому Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014, гражданам может быть предоставлено другое благоустроенное жилого помещение во внеочередном порядке, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям.
В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться по норме предоставления, установленной решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 г. № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения», размер которой составляет не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, 18 кв.м на одиноко проживающего.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Щукина Н.С. обращалась в орган местного самоуправления по вопросу обеспечения её жилым помещением и согласно ответу заместителя руководителя КУМИ г. Ставрополя от 17 сентября 2021 № 08/18-8245 истцу был разъяснён порядок реализации её жилищных прав. Данное решение не оспорено и недействительным не признано.
Извещение от 18 августа 2021 года № 08/18-6971с подтверждает законность действий органа местного самоуправления по постановке истца Щукиной Н.С. на жилищный учёт и о включении в соответствующую очередь.
Как установлено судом и подтверждается материалами данного гражданского дела, истец Щукина Н.С. с составом семьи один человек, включена в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, под номером 116.
Таким образом, с учётом установленных фактических обстоятельств дела и вышеприведённых норм материального права, суд первой инстанции верно указал о необоснованности доводов истца, которая полагает, что имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди, в порядке, предусмотренном статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку это основано на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается, поскольку в ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено соблюдение ответчиками норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 22 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу полномочного представителя истца Щукиной Н.С. по доверенности ФоменкоА.В. без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) в порядке, предусмотренном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 07 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи