Решение по делу № 3-133/2015 от 14.08.2015

Дело № 3-133/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2015 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитиной Г.Н.

при секретаре Бурч А.А.

с участием: административного истца Мотуз С.П. и его представителя Неклюдова С.А.

представителя администрации г. Бердска- Гончаровой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мотуз Светланы Петровны об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Мотуз С.П. обратилась в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым площадью 3141кв.м, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым по состоянию на 01.01.2010 года кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 9683514,54 руб..

Считает, что указанная выше кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права заявителя, поскольку подлежащие уплате налоговые платежи исчисляются, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью 3141кв.м, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2010 года в размере его рыночной стоимости – 3300 000 рублей.

В судебном заседании Мотуз С.П. и ее представитель Неклюдов С.А. в судебном заседании уточнили требования и просили установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной, определенной судебной экспертизой, в размере 1780004,70 руб..

Представитель администрации города Бердска Новосибирской области Гончарова Н.С. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований и представила письменный отзыв за заявление. Из отзыва следует, что в материалах дела имеются доказательства о рыночной стоимости земельного участка, которые существенно отличаются от кадастровой стоимости, в том числе и заключение судебной экспертизы, которое должно быть оценено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не имеет приоритетного значения.(л.д. 110-113). Также представитель администрации указывала, что судебное заключение вызывает сомнение, однако на проведении по делу повторной экспертизы не ходатайствовала.

Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил дело рассмотреть в его. Согласно позиции, изложенной в представленном отзыве, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.(л.д.97-100)

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.

На основании положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав административного истца и ее представителя, представителя администрации города Бердска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Законом об оценочной деятельности регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В статье 24.18 Закона об оценочной деятельности установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно пункту 8 федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Как следует из материалов дела, Мотуз С.П. является собственником земельного участка с кадастровым площадью 3141 кв.м, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.11.2005 г. серии (л.д. 14).

Следовательно, Мотуз С.П. обладает правом обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" по состоянию на 1 января 2010 г. и составляет 9683514, 54 руб. (л.д. 13).

Как следует из постановления Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п, сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в Новосибирской области и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.

Таким образом, по смыслу вышеназванных положений закона предусматривается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка по заказу Мотуз С.П. проведена его оценка.

Согласно отчету -ЗУ об определении рыночной стоимости земельного участка от 18 февраля 2015 года, выполненного оценщиками ООО «Оценка собственности», рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым 19 по состоянию на 1 января 2010 года составляет 3300 000 рублей (л.д.20-68).

В качестве доказательств, подтверждающих соответствие отчета оценщика требованиям законодательства, заявитель представил экспертное заключение /С-15 от 25.06.2015г. Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация (л.д. 69-89).

По результатам судебной экспертизы, составлено заключение от 7 декабря 2015 г. N 2749/9-4, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере 1780004,70 руб.

Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

Экспертиза рыночной стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела и публичной информации о рынке коммерческой земли.

При определении рыночной стоимости земельного участка эксперты применили сравнительный подход с использованием методов фиксации, описания, информационно-сравнительного анализа и расчетных методов.

В заключении изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования затратного и доходного подходов к оценке.

В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены следующие ценообразующие факторы (элементы сравнения): передаваемые имущественные права, физические характеристики объекта (площадь), дата продажи, местоположение, категория земель, вид разрешенного использования; другие характеристики, влияющие на стоимость (возможность быстрого подключения инженерных коммуникаций).

Для сравнения эксперт выбрал семь объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки.

Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из открытых источников информации, в том числе использовались сведения, размещенные в публичном издании - журнале "Коммерческая недвижимость".

Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.

Эксперты проанализировали каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвели необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привели подробное обоснование поправок и расчет их значений. Экспертами применены корректировки на местоположение, категорию земель, вид разрешенного использования, возможность быстрого подключения инженерных коммуникаций, масштаб (размер площади объекта).

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 1780004,70 руб. согласно указанному заключению эксперта.

Как следует из заключения судебного эксперта, оценщиком ООО «Оценка собственности» в отчете от 18 февраля 2015 года допущены нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости. Информация, использованная оценщиком, является не в полной мере достоверной, достаточной, проверяемой (л.д. 156-181).

При указанных обстоятельствах, судом не могут быть приняты во внимания и показания оценщика Д., допрошенного в качестве свидетеля по настоящему делу.

Доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований не имеется.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Мотуз Светланы Петровны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью 3141кв.м, категория земель: земли поселений, разрешенное использование – для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 1780004 рублей 70 копеек, определенной по состоянию на 1 января 2010 года.

Дата обращения Мотуз С.П. в суд – 14 августа 2015 года.

Решение может быть обжаловано в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда.

Решение вступило в законную силу 23.01.2016г.

Дело № 3-133/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2015 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитиной Г.Н.

при секретаре Бурч А.А.

с участием: административного истца Мотуз С.П. и его представителя Неклюдова С.А.

представителя администрации г. Бердска- Гончаровой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мотуз Светланы Петровны об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Мотуз С.П. обратилась в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым площадью 3141кв.м, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым по состоянию на 01.01.2010 года кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 9683514,54 руб..

Считает, что указанная выше кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права заявителя, поскольку подлежащие уплате налоговые платежи исчисляются, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью 3141кв.м, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2010 года в размере его рыночной стоимости – 3300 000 рублей.

В судебном заседании Мотуз С.П. и ее представитель Неклюдов С.А. в судебном заседании уточнили требования и просили установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной, определенной судебной экспертизой, в размере 1780004,70 руб..

Представитель администрации города Бердска Новосибирской области Гончарова Н.С. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований и представила письменный отзыв за заявление. Из отзыва следует, что в материалах дела имеются доказательства о рыночной стоимости земельного участка, которые существенно отличаются от кадастровой стоимости, в том числе и заключение судебной экспертизы, которое должно быть оценено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не имеет приоритетного значения.(л.д. 110-113). Также представитель администрации указывала, что судебное заключение вызывает сомнение, однако на проведении по делу повторной экспертизы не ходатайствовала.

Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил дело рассмотреть в его. Согласно позиции, изложенной в представленном отзыве, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.(л.д.97-100)

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.

На основании положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав административного истца и ее представителя, представителя администрации города Бердска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Законом об оценочной деятельности регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В статье 24.18 Закона об оценочной деятельности установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно пункту 8 федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Как следует из материалов дела, Мотуз С.П. является собственником земельного участка с кадастровым площадью 3141 кв.м, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.11.2005 г. серии (л.д. 14).

Следовательно, Мотуз С.П. обладает правом обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" по состоянию на 1 января 2010 г. и составляет 9683514, 54 руб. (л.д. 13).

Как следует из постановления Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п, сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в Новосибирской области и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.

Таким образом, по смыслу вышеназванных положений закона предусматривается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка по заказу Мотуз С.П. проведена его оценка.

Согласно отчету -ЗУ об определении рыночной стоимости земельного участка от 18 февраля 2015 года, выполненного оценщиками ООО «Оценка собственности», рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым 19 по состоянию на 1 января 2010 года составляет 3300 000 рублей (л.д.20-68).

В качестве доказательств, подтверждающих соответствие отчета оценщика требованиям законодательства, заявитель представил экспертное заключение /С-15 от 25.06.2015г. Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация (л.д. 69-89).

По результатам судебной экспертизы, составлено заключение от 7 декабря 2015 г. N 2749/9-4, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере 1780004,70 руб.

Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

Экспертиза рыночной стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела и публичной информации о рынке коммерческой земли.

При определении рыночной стоимости земельного участка эксперты применили сравнительный подход с использованием методов фиксации, описания, информационно-сравнительного анализа и расчетных методов.

В заключении изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования затратного и доходного подходов к оценке.

В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены следующие ценообразующие факторы (элементы сравнения): передаваемые имущественные права, физические характеристики объекта (площадь), дата продажи, местоположение, категория земель, вид разрешенного использования; другие характеристики, влияющие на стоимость (возможность быстрого подключения инженерных коммуникаций).

Для сравнения эксперт выбрал семь объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки.

Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из открытых источников информации, в том числе использовались сведения, размещенные в публичном издании - журнале "Коммерческая недвижимость".

Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.

Эксперты проанализировали каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвели необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привели подробное обоснование поправок и расчет их значений. Экспертами применены корректировки на местоположение, категорию земель, вид разрешенного использования, возможность быстрого подключения инженерных коммуникаций, масштаб (размер площади объекта).

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 1780004,70 руб. согласно указанному заключению эксперта.

Как следует из заключения судебного эксперта, оценщиком ООО «Оценка собственности» в отчете от 18 февраля 2015 года допущены нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости. Информация, использованная оценщиком, является не в полной мере достоверной, достаточной, проверяемой (л.д. 156-181).

При указанных обстоятельствах, судом не могут быть приняты во внимания и показания оценщика Д., допрошенного в качестве свидетеля по настоящему делу.

Доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований не имеется.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Мотуз Светланы Петровны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью 3141кв.м, категория земель: земли поселений, разрешенное использование – для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 1780004 рублей 70 копеек, определенной по состоянию на 1 января 2010 года.

Дата обращения Мотуз С.П. в суд – 14 августа 2015 года.

Решение может быть обжаловано в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда.

Решение вступило в законную силу 23.01.2016г.

3-133/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Мотуз С.П.
Другие
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области
Администрация г. Бердска Новосибирской области
Правительство Новосибирской области
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
14.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2015Передача материалов судье
20.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2015Подготовка дела (собеседование)
11.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2015Судебное заседание
12.10.2015Судебное заседание
16.12.2015Производство по делу возобновлено
16.12.2015Судебное заседание
21.12.2015Судебное заседание
22.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2015Дело оформлено
11.02.2016Дело передано в архив
04.04.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.04.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.04.2016Судебное заседание
27.04.2016Судебное заседание
30.08.2016Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
21.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее