Решение по делу № 33-4396/2024 от 18.03.2024

Судья Манько А.В.

Дело № 33-4396/2024

№ 2-423/2024 (УИД 59RS0004-01-2023-005644-22)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 11 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Цыбиной И.Н.

судей Журавлевой В.М., Орловой А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добровинской Ники Витальевны к администрации города Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности включить в список детей-сирот, предоставить жилое помещение, по апелляционной жалобе Управления жилищных отношений администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Журавлевой В.М., пояснения представителя истца Тарантиной К.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Добровинская Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Перми о возложении обязанности включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить в 2023 году благоустроенным жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Перми за счет средств бюджета Пермского края.

В обоснование исковых требований указав, что имеет статус сироты, поскольку её родители на основании решения Красновишерского районного суда Пермского края от 04.07.2013 лишены родительских прав. Истец передана на воспитание опекуну и до совершеннолетия проживала у него. В настоящее время проживает по договору найма по адресу: ****. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. В связи с тем, что истец живет и работает в г. Перми, написала отказ на предоставление жилья в Красновишерском районе и обратилась с заявлением о внесении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми. От управления жилищных отношений администрации города Перми получила неправомерный отказ. Истец жилых помещений на праве собственности не имеет, право бесплатной приватизации жилого помещения не использовала.

Определением суда от 20.11.2023 в протокольной форме к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищных отношений администрации города Перми.

Решением Ленинского районного суда города Перми от 18.01.2024 на Управление жилищных отношений администрации города Перми возложена обязанность включить Добровинскую Н.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по городу Перми. В удовлетворении требования о возложении обязанности на администрацию города Перми обеспечить Добровинскую Н.В. благоустроенным жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Перми за счет средств бюджета Пермского края, отказано.

Ответчик Управление жилищных отношений администрации города Перми, не согласившись с постановленным решением суда, обратилось с апелляционной жалобой об отмене решения как вынесенном с нарушением норм материального и процессуального права, указав, что в представленных в Управление жилищных отношений администрации города Перми документах для включения в список на территории г. Перми сведения о регистрации истца по месту жительства на территории г. Перми либо судебного решения об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми, в отношении Добровинской Н.В., отсутствовали. Отмечено, что органы местного самоуправления данными полномочиями не наделены, в связи с чем на основании представленных документов истцу было отказано во включении в список по новому месту жительства и на территории г. Перми ввиду наличия оснований, предусмотренных подпунктами 1. 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала относительно доводов апелляционной жалобы, пояснив, что истец более пяти лет проживает на территории г.Перми, что подтверждается документами.

Истец в суд апелляционной инстанции не явилась, ответчики в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены надлежащим образом. От администрации города Перми и Управления жилищных отношений администрации города Перми поступило заявление о проведении судебного заседания в отсутствие их представителей.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения;

жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Добровинская Ника Витальевна родилась дата в ****, ее матерью является - А., отец Д1. (л.д.46).

Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители Адамко Н.Ч. и Д1. на основании заочного решения Красновишерского районного суда Пермского края от 04.07.2013 лишены родительских прав (л.д.46 оборот - 47).

Добровинская Н.В. с 13.01.2003 имеет регистрацию по адресу: ****, временную регистрацию по месту пребывания с 24.01.2023 по 01.08.2023 и с 17.08.2023 по 01.09.2026 по адресу: **** (л.д. 7-8, 14, 24, 42 оборот).

Приказом ТУ Министерства социального развития Пермского края по Красновишерскому муниципальному району от 23.08.2013 № СЭД-33-29-01-05-492 над несовершеннолетней Добровинской Н.В. установлена опека, опекуном назначена М., место жительства Добровинской Н.В. определено с опекуном по адресу: **** (л.д.47оборот-48).

Согласно сведениям администрации Красновишерского городского округа от 14.07.2023 объект недвижимости, расположенный по адресу: ****, в реестре муниципального имущества Красновишерского городского округа не учитывается (л.д. 48 оборот).

Согласно справке администрации Верх-Язьвинского сельского поселения Красновишерского района Пермского края от 10.04.2018 по адресу: **** совместно с Добровинской Н.В. зарегистрированы: А. с 13.01.2003, Б. с 26.04.2013, Ч. с 16.10.2000. Данное жилое помещение не является муниципальной собственностью администрации Верх-Язьвинского сельского поселения, ранее находилось в собственности умершей С., которая родственником Добровинской Н.В. не является (л.д. 49).

Согласно решению Комиссии администрации Красновишерского муниципального района по жилищным вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (протокол № 6 от 29.05.2018) Добровинская Н.В., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (учетное дело №13) (л.д. 43).

Согласно справке администрации Красновишерского городского округа от 17.07.2023 № 5050 Добровинская Н.В. не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения занимаемого по договору социального найма на территории Красновишерского городского округа. Договор социального найма на территории Красновишерского городского округа, договор социального найма жилого помещения с Добровинской Н.В. не заключался. Договор специализированного жилищного фонда для детей-сирот не заключался (л.д. 50).

Добровинская Н.В. обратилась с заявлением об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по Красновишерскому городскому округу Пермского края и включении в Список по новому месту жительства в г. Перми.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № 1273 от 18.08.2023 Добровинской Н.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые достигли возраста 23 лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями, в виду наличия оснований предусмотренных пунктом 35 Правил формирования списка детей-сирот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 (л.д. 37).

Согласно сведениям отдела по Красновишерскому городскому округу Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края от 10.11.2023 Добровинская Н.В. не имела закрепленного жилого помещения на территории Красновишерского городского округа Пермского края, 29.05.2018 решением Комиссии администрации Красновишерского муниципального района по жилищным вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Добровинская Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 28).

Из информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости помещении, расположенном по адресу: **** (л.д. 50 оборот).

Из информации Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии от 11.07.2023 следует, что правообладателем жилого помещения общей площадью 37,1 кв.м. по адресу: **** на основании договора купли-продажи от 22.09.2016, дата государственной регистрации – 27.09.2016, является Д2. (л.д. 52).

В ЕГРН сведения о правах Добровинской Н.В. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации отсутствуют (л.д. 50 оборот).

С 21.08.2018 по 21.08.2019 Добровинская Н.В. проходила обучение в ГБПОУ «***», с 21.08.2019 до 30.09.2022 находилась в академическом отпуске (л.д. 93).

На основании договора аренды от 20.08.2018, заключенного между Д2. и Добровинской Н.В., Добровинская Н.В. с 20.08.2018 до (бессрочно) проживает в квартире по адресу: **** (л.д. 94).

Согласно полису обязательного медицинского страхования Добровинская Н.В. с апреля 2019 года прикреплена к ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница», в которой в настоящее время состоит на учете по беременности и родам, что подтверждается врачебным заключением (л.д. 92, 96-97).

В настоящее время на срок с 17.08.2023 по 01.09.2026 Добровинская Н.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: **** (л.д. 24).

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № ** от 24.01.2023 Добровинская Н.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: **** в период с 24.01.2023 по 01.08.2023 (л.д. 42 оборот).

Согласно свидетельству о рождении **** Ш1. родился дата, место рождения: ****, отец - Ш2., мать - Добровинская Н.В., место государственной регистрации и место выдачи свидетельства - ** Отдел записи актов гражданского состояния администрации Пермского муниципального района Пермского края (л.д.62).

Из справки адресно-справочного отдела ГУ МВД России по Пермскому краю следует, что ребенок Ш1. зарегистрирован с 05.10.2019 по адресу: **** (л.д. 81).

Согласно справке МАДОУ «***» от 25.08.2023 № 269, ребенок Добровинской Н.В. - Ш1. посещает МАДОУ «***» с августа 2022 года по настоящее время, по адресу: **** (л.д. 63).

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Пермского края от 08.10.2007 №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 28.02.2018 № 204-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание, что с 2019 года Добровинская Н.В. проживает на территории г. Перми, создала семью, жилое помещение по договору социального найма ей не представлено в г. Красновишерске, за ней не закреплено, факт постоянного проживания истца на территории г.Перми нашел свое подтверждение, пришел к выводу, что в связи с переменой места жительства Добровинская Н.В. имеет право на исключение ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, по г. Красновишерску и включению ее в данный список по г. Перми, в связи с чем удовлетворил требования истца о возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации г. Перми включить Добровинскую Н.В. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по г. Перми.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию города Перми обязанности предоставить Добровинской Н.В. жилое помещение на территории города Перми, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные требования заявлены истцом преждевременно, поскольку на момент рассмотрения судом дела она не включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по г. Перми, в связи с чем у администрации г. Перми отсутствовала обязанность по предоставлению ей жилого помещения на территории г Перми и возможность его исполнения с учетом выделенного финансирования.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в указанном решении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.

Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Как верно установлено судом первой инстанции, с 2019 года Добровинская Н.В. проживает на территории г. Перми, создала семью, жилое помещение по договору социального найма в г. Красновишерске ей не представлено, за ней не закреплено.

Согласно сведениям ГБУЗ ПК «ПЦРБ» от 25.04.2024, представленным по запросу суда апелляционной инстанции, по данным ЕИСЗ ПК (единая информационная система здравоохранения Пермского края) Добровинская Н.В. прикреплена к ГБУЗ ПК «ПЦРБ», по данным ЕИСЗ адрес проживания Добровинской Н.В. – д. Кондратово****. Ш1. прикреплен к ГБУЗ ПК «ПЦРБ», по данным ЕИСЗ адрес регистрации/проживания Ш1. – д.Кондратово**** (л.д. 156).

Согласно ответу на запрос МАДОУ «***» от 26.04.2024, представленный в суд апелляционной инстанции, Ш1., зарегистрирован по адресу д. Кондратово****, адрес фактического места жительства – д.Кондратово****. Папа ребенка Ш2. зарегистрирован и проживает по адресу: д. Кондратово****, мама ребенка Добровинская Н.В. зарегистрирована по адресу: д. Бычина****, адрес фактического места жительства – д.Кондратово**** (со слов мамы) (л.д. 180).

Согласно акту о проживании от 20.05.2024, представленному в суд апелляционной инстанции, Добровинская Н.В. с 20.08.2018 по настоящее время проживает по адресу: г. Пермь****, совместно с ней проживают Ш1. с 27.09.2019 по настоящее время, К1. с 20.12.2022 по настоящее время, К2. с 26.03.2024 по настоящее время. Акт о проживании подтвержден соседями, регистрация которых подтверждена паспортистом ООО «Головановская жилищная служба».

Из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании в суде апелляционной инстанции следует, что у истца родился второй ребенок, в настоящее время Добровинская Н.В. совместно с детьми и другим мужчиной проживает по адресу г. Пермь****.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства с достаточной степенью очевидности свидетельствуют о том, что Добровинская Н.В. с 20.08.2018 по настоящее время постоянно проживает на территории г.Перми.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие у истца регистрации по месту жительства на территории г. Перми, судебного решения об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми, учитывая фактическое место её жительства (пребывания), подтвержденное документально, не может являться основанием для отказа во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Перми.

В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением Добровинская Н.В. обратилась в Управление жилищных отношений администрации города Перми с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с одновременным исключением заявителя из списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Красновишерскому городскому округу (л.д. 39).

22.08.2023 Управление жилищных отношений администрации города Перми вернуло учетное дело Добровинской Н.В. в администрацию Красновишерского городского округа, в связи с тем, что не представлены в том числе документы, подтверждающие регистрацию Добровинской Н.А. на территории города Перми либо судебного решения об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми (л.д. 37).

В соответствии с положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №213 «Об управлении жилищных отношений администрации города Перми» управление жилищных отношений является функциональным органом администрации города Перми, к полномочиям которого относятся в том числе, организация постановки на учет, снятие с учета и предоставление жилых помещений гражданам, нуждающимся в жилых помещениях (пункт 3.1.4 Положения об Управлении).

Требования истца о возложении на Управление жилищных отношений администрации города Перми обязанности включить ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Перми являются законными и обоснованными.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену решения, судом не допущены, в апелляционной жалобе такие доводы не приведены.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищных отношений администрации города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.06.2024

Судья Манько А.В.

Дело № 33-4396/2024

№ 2-423/2024 (УИД 59RS0004-01-2023-005644-22)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 11 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Цыбиной И.Н.

судей Журавлевой В.М., Орловой А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добровинской Ники Витальевны к администрации города Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности включить в список детей-сирот, предоставить жилое помещение, по апелляционной жалобе Управления жилищных отношений администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Журавлевой В.М., пояснения представителя истца Тарантиной К.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Добровинская Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Перми о возложении обязанности включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить в 2023 году благоустроенным жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Перми за счет средств бюджета Пермского края.

В обоснование исковых требований указав, что имеет статус сироты, поскольку её родители на основании решения Красновишерского районного суда Пермского края от 04.07.2013 лишены родительских прав. Истец передана на воспитание опекуну и до совершеннолетия проживала у него. В настоящее время проживает по договору найма по адресу: ****. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. В связи с тем, что истец живет и работает в г. Перми, написала отказ на предоставление жилья в Красновишерском районе и обратилась с заявлением о внесении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми. От управления жилищных отношений администрации города Перми получила неправомерный отказ. Истец жилых помещений на праве собственности не имеет, право бесплатной приватизации жилого помещения не использовала.

Определением суда от 20.11.2023 в протокольной форме к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищных отношений администрации города Перми.

Решением Ленинского районного суда города Перми от 18.01.2024 на Управление жилищных отношений администрации города Перми возложена обязанность включить Добровинскую Н.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по городу Перми. В удовлетворении требования о возложении обязанности на администрацию города Перми обеспечить Добровинскую Н.В. благоустроенным жилым помещением общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Перми за счет средств бюджета Пермского края, отказано.

Ответчик Управление жилищных отношений администрации города Перми, не согласившись с постановленным решением суда, обратилось с апелляционной жалобой об отмене решения как вынесенном с нарушением норм материального и процессуального права, указав, что в представленных в Управление жилищных отношений администрации города Перми документах для включения в список на территории г. Перми сведения о регистрации истца по месту жительства на территории г. Перми либо судебного решения об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми, в отношении Добровинской Н.В., отсутствовали. Отмечено, что органы местного самоуправления данными полномочиями не наделены, в связи с чем на основании представленных документов истцу было отказано во включении в список по новому месту жительства и на территории г. Перми ввиду наличия оснований, предусмотренных подпунктами 1. 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала относительно доводов апелляционной жалобы, пояснив, что истец более пяти лет проживает на территории г.Перми, что подтверждается документами.

Истец в суд апелляционной инстанции не явилась, ответчики в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены надлежащим образом. От администрации города Перми и Управления жилищных отношений администрации города Перми поступило заявление о проведении судебного заседания в отсутствие их представителей.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения;

жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Добровинская Ника Витальевна родилась дата в ****, ее матерью является - А., отец Д1. (л.д.46).

Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители Адамко Н.Ч. и Д1. на основании заочного решения Красновишерского районного суда Пермского края от 04.07.2013 лишены родительских прав (л.д.46 оборот - 47).

Добровинская Н.В. с 13.01.2003 имеет регистрацию по адресу: ****, временную регистрацию по месту пребывания с 24.01.2023 по 01.08.2023 и с 17.08.2023 по 01.09.2026 по адресу: **** (л.д. 7-8, 14, 24, 42 оборот).

Приказом ТУ Министерства социального развития Пермского края по Красновишерскому муниципальному району от 23.08.2013 № СЭД-33-29-01-05-492 над несовершеннолетней Добровинской Н.В. установлена опека, опекуном назначена М., место жительства Добровинской Н.В. определено с опекуном по адресу: **** (л.д.47оборот-48).

Согласно сведениям администрации Красновишерского городского округа от 14.07.2023 объект недвижимости, расположенный по адресу: ****, в реестре муниципального имущества Красновишерского городского округа не учитывается (л.д. 48 оборот).

Согласно справке администрации Верх-Язьвинского сельского поселения Красновишерского района Пермского края от 10.04.2018 по адресу: **** совместно с Добровинской Н.В. зарегистрированы: А. с 13.01.2003, Б. с 26.04.2013, Ч. с 16.10.2000. Данное жилое помещение не является муниципальной собственностью администрации Верх-Язьвинского сельского поселения, ранее находилось в собственности умершей С., которая родственником Добровинской Н.В. не является (л.д. 49).

Согласно решению Комиссии администрации Красновишерского муниципального района по жилищным вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (протокол № 6 от 29.05.2018) Добровинская Н.В., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (учетное дело №13) (л.д. 43).

Согласно справке администрации Красновишерского городского округа от 17.07.2023 № 5050 Добровинская Н.В. не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения занимаемого по договору социального найма на территории Красновишерского городского округа. Договор социального найма на территории Красновишерского городского округа, договор социального найма жилого помещения с Добровинской Н.В. не заключался. Договор специализированного жилищного фонда для детей-сирот не заключался (л.д. 50).

Добровинская Н.В. обратилась с заявлением об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по Красновишерскому городскому округу Пермского края и включении в Список по новому месту жительства в г. Перми.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № 1273 от 18.08.2023 Добровинской Н.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые достигли возраста 23 лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями, в виду наличия оснований предусмотренных пунктом 35 Правил формирования списка детей-сирот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 (л.д. 37).

Согласно сведениям отдела по Красновишерскому городскому округу Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края от 10.11.2023 Добровинская Н.В. не имела закрепленного жилого помещения на территории Красновишерского городского округа Пермского края, 29.05.2018 решением Комиссии администрации Красновишерского муниципального района по жилищным вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Добровинская Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 28).

Из информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости помещении, расположенном по адресу: **** (л.д. 50 оборот).

Из информации Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии от 11.07.2023 следует, что правообладателем жилого помещения общей площадью 37,1 кв.м. по адресу: **** на основании договора купли-продажи от 22.09.2016, дата государственной регистрации – 27.09.2016, является Д2. (л.д. 52).

В ЕГРН сведения о правах Добровинской Н.В. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации отсутствуют (л.д. 50 оборот).

С 21.08.2018 по 21.08.2019 Добровинская Н.В. проходила обучение в ГБПОУ «***», с 21.08.2019 до 30.09.2022 находилась в академическом отпуске (л.д. 93).

На основании договора аренды от 20.08.2018, заключенного между Д2. и Добровинской Н.В., Добровинская Н.В. с 20.08.2018 до (бессрочно) проживает в квартире по адресу: **** (л.д. 94).

Согласно полису обязательного медицинского страхования Добровинская Н.В. с апреля 2019 года прикреплена к ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница», в которой в настоящее время состоит на учете по беременности и родам, что подтверждается врачебным заключением (л.д. 92, 96-97).

В настоящее время на срок с 17.08.2023 по 01.09.2026 Добровинская Н.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: **** (л.д. 24).

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № ** от 24.01.2023 Добровинская Н.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: **** в период с 24.01.2023 по 01.08.2023 (л.д. 42 оборот).

Согласно свидетельству о рождении **** Ш1. родился дата, место рождения: ****, отец - Ш2., мать - Добровинская Н.В., место государственной регистрации и место выдачи свидетельства - ** Отдел записи актов гражданского состояния администрации Пермского муниципального района Пермского края (л.д.62).

Из справки адресно-справочного отдела ГУ МВД России по Пермскому краю следует, что ребенок Ш1. зарегистрирован с 05.10.2019 по адресу: **** (л.д. 81).

Согласно справке МАДОУ «***» от 25.08.2023 № 269, ребенок Добровинской Н.В. - Ш1. посещает МАДОУ «***» с августа 2022 года по настоящее время, по адресу: **** (л.д. 63).

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Пермского края от 08.10.2007 №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 28.02.2018 № 204-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание, что с 2019 года Добровинская Н.В. проживает на территории г. Перми, создала семью, жилое помещение по договору социального найма ей не представлено в г. Красновишерске, за ней не закреплено, факт постоянного проживания истца на территории г.Перми нашел свое подтверждение, пришел к выводу, что в связи с переменой места жительства Добровинская Н.В. имеет право на исключение ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, по г. Красновишерску и включению ее в данный список по г. Перми, в связи с чем удовлетворил требования истца о возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации г. Перми включить Добровинскую Н.В. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по г. Перми.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию города Перми обязанности предоставить Добровинской Н.В. жилое помещение на территории города Перми, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные требования заявлены истцом преждевременно, поскольку на момент рассмотрения судом дела она не включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по г. Перми, в связи с чем у администрации г. Перми отсутствовала обязанность по предоставлению ей жилого помещения на территории г Перми и возможность его исполнения с учетом выделенного финансирования.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в указанном решении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.

Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Как верно установлено судом первой инстанции, с 2019 года Добровинская Н.В. проживает на территории г. Перми, создала семью, жилое помещение по договору социального найма в г. Красновишерске ей не представлено, за ней не закреплено.

Согласно сведениям ГБУЗ ПК «ПЦРБ» от 25.04.2024, представленным по запросу суда апелляционной инстанции, по данным ЕИСЗ ПК (единая информационная система здравоохранения Пермского края) Добровинская Н.В. прикреплена к ГБУЗ ПК «ПЦРБ», по данным ЕИСЗ адрес проживания Добровинской Н.В. – д. Кондратово****. Ш1. прикреплен к ГБУЗ ПК «ПЦРБ», по данным ЕИСЗ адрес регистрации/проживания Ш1. – д.Кондратово**** (л.д. 156).

Согласно ответу на запрос МАДОУ «***» от 26.04.2024, представленный в суд апелляционной инстанции, Ш1., зарегистрирован по адресу д. Кондратово****, адрес фактического места жительства – д.Кондратово****. Папа ребенка Ш2. зарегистрирован и проживает по адресу: д. Кондратово****, мама ребенка Добровинская Н.В. зарегистрирована по адресу: д. Бычина****, адрес фактического места жительства – д.Кондратово**** (со слов мамы) (л.д. 180).

Согласно акту о проживании от 20.05.2024, представленному в суд апелляционной инстанции, Добровинская Н.В. с 20.08.2018 по настоящее время проживает по адресу: г. Пермь****, совместно с ней проживают Ш1. с 27.09.2019 по настоящее время, К1. с 20.12.2022 по настоящее время, К2. с 26.03.2024 по настоящее время. Акт о проживании подтвержден соседями, регистрация которых подтверждена паспортистом ООО «Головановская жилищная служба».

Из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании в суде апелляционной инстанции следует, что у истца родился второй ребенок, в настоящее время Добровинская Н.В. совместно с детьми и другим мужчиной проживает по адресу г. Пермь****.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства с достаточной степенью очевидности свидетельствуют о том, что Добровинская Н.В. с 20.08.2018 по настоящее время постоянно проживает на территории г.Перми.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие у истца регистрации по месту жительства на территории г. Перми, судебного решения об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми, учитывая фактическое место её жительства (пребывания), подтвержденное документально, не может являться основанием для отказа во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Перми.

В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением Добровинская Н.В. обратилась в Управление жилищных отношений администрации города Перми с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с одновременным исключением заявителя из списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Красновишерскому городскому округу (л.д. 39).

22.08.2023 Управление жилищных отношений администрации города Перми вернуло учетное дело Добровинской Н.В. в администрацию Красновишерского городского округа, в связи с тем, что не представлены в том числе документы, подтверждающие регистрацию Добровинской Н.А. на территории города Перми либо судебного решения об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми (л.д. 37).

В соответствии с положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №213 «Об управлении жилищных отношений администрации города Перми» управление жилищных отношений является функциональным органом администрации города Перми, к полномочиям которого относятся в том числе, организация постановки на учет, снятие с учета и предоставление жилых помещений гражданам, нуждающимся в жилых помещениях (пункт 3.1.4 Положения об Управлении).

Требования истца о возложении на Управление жилищных отношений администрации города Перми обязанности включить ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Перми являются законными и обоснованными.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену решения, судом не допущены, в апелляционной жалобе такие доводы не приведены.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищных отношений администрации города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.06.2024

33-4396/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Журавлева Венера Мубаракзяновна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
18.03.2024Передача дела судье
23.04.2024Судебное заседание
17.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Передано в экспедицию
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее