Дело № 2-70/2024
УИД 59RS0042-01-2023-001715-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2024 года город Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Дьяковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Латиповой А.А.,
с участием представителя истца пом. прокурора Васькиной Е.В.,
представителя ответчика Управления образования администрации Чернушинского городского округа и третьего лица администрации Чернушинского городского округа Кислицыной Т.И.,
представителя ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка-Детский сад №9» Желудковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района Пермского края к Управлению образования администрации Чернушинского городского округа, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка-Детский сад №9» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился с иском к Управлению образования администрации Чернушинского городского округа, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка-Детский сад №9» о возложении обязанностей.
Исковые требования с учетом уточнения мотивированы тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка - Детский сад № 9» (далее – МБДОУ «ЦРР – детский сад № 9») законодательства об основах охраны здоровья граждан, об образовании, по результатам которой установлены существенные нарушения в названной сфере. В ходе проведенного 15.09.2023 года обследования установлено, что в нарушение п.п. 7, 10, 12, 13, 14, 22, 23, 24, 27, 28, 42, 49, 50, 51, 52 Приложения № 3 медицинский кабинет в МБДОУ «ЦРР - детский сад № 9» не оборудован (не оснащен) динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 2 шт.; оториноскопом с набором воронок; анализатором окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер); аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма; холодильником в количестве 1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу); грелкой медицинской в количестве 1 шт.; пузырем для льда в количестве 1 шт.; комплектом травматологической укладки (вакуумным матрасом, фиксатором ключицы, воротником Шанца (2 размера), гелевым охлаждающе-согревающим пакетом); зондами желудочными разных размеров; ширмой медицинской; биксом большим в количестве 2 шт.; биксом малым в количестве 1 шт.; пинцетами в количестве 4 шт.; корцангом в количестве 4 шт. Согласно Уставу МБДОУ «ЦРР - детский сад № 9» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере дошкольного образования. Установлено, что медицинская деятельность в Учреждении осуществляется ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» на основании договора о безвозмездном медицинском обеспечении детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение от 09.01.2023 (далее – Договор). Образовательная деятельность Учреждения осуществляется по адресу: ул. Коммунистическая, 15а, г. Чернушка, Пермский край. Обязанность по выделению денежных средств для оснащения медицинского кабинета образовательного Учреждения возложена на Управление образования администрацию Чернушинского городского округа. В целях устранения указанных в исковом заявлении нарушений закона прокурором Чернушинского района заведующей МБДОУ «ЦРР - детский сад № 9» 25.09.2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении, об образовании. Согласно ответу от 03.10.2023 № 133 медицинский кабинет оборудован динамометром кистевым (1 шт.), холодильником (1 шт.), грелкой медицинской (1 шт.), пузырем для льда (1 шт.), биксом малым (1 шт.), корцангом (1 шт.), пинцетами. С целью приобретения иного медицинского оборудования на имя руководителя Управления образования администрации Чернушинского городского округа направлено ходатайство о выделении денежных средств. Из поступившей в прокуратуру района информации от 31.10.2023 следует, что по настоящее время представление не исполнено в полном объеме. Таким образом, на территории Чернушинского городского округа единообразное применение федеральных законов не обеспечивается. Истец просит суд обязать МБДОУ«ЦРР – детский сад № 9», в срок до 01.09.2025 года оборудовать медицинский кабинет, расположенный по адресу: ул. Коммунистическая, 15а, г. Чернушка, Пермский край в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.11.2013 года № 822н динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 1 шт; оториноскопом с набором воронок; аппаратом искусственной вентиляции легких АМБУ (мешок Амбу); комплектом травматологической укладки (вакуумным матрасом, фиксатором ключицы, воротником Шанца (2 размера), гелевым охлаждающе-согревающим пакетом); зондами желудочными разных размеров в количестве 2 шт; корцангом в количестве 4 шт; ширмой медицинской; обязать Управление образования администрации Чернушинского городского округа Пермского края в срок до 01.06.2025 года предоставить МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 9», бюджетные ассигнования в объеме, достаточном для оборудования медицинского кабинета МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 9», расположенного по адресу ул. Коммунистическая, 15а, г. Чернушка, Пермский край.
Представитель истца пом. прокурора Васькина Е.В. в судебном заседании исковое заявление поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления образования администрации Чернушинского городского округа и третьего лица администрации Чернушинского городского округа Кислицына Т.И. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка-Детский сад №9» Желудкова Т.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Указала, что в срок до 01.09.2025 года медицинский кабинет будет оборудован.
Представитель третьего лица ГБУЗ ПК "Чернушинская РБ" в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Рассмотреть исковое заявление в его отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика Управления образования администрации Чернушинского городского округа и третьего лица администрации Чернушинского городского округа Кислицыну Т.И. представителя ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка-Детский сад №9» Желудкову Т.Г., исследовав представленные письменные доказательства, считает, что требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 323-ФЗ право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Частью 1 ст. 54 Федерального закона № 323-ФЗ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
Кроме того, согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н, определен Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - Приложение № 3).
В соответствии с абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 указанного выше Федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215 ГК РФ). То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
Судом установлено:
Прокуратурой Чернушинского района Пермского края 15.09.2023 года проведена проверка исполнения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка - Детский сад № 9» законодательства об основах охраны здоровья граждан, об образовании. В ходе которой установлено, что в нарушение п.п. 7, 10, 12, 13, 14, 22, 23, 24, 27, 28, 42, 49, 50, 51, 52 Приложения № 3 медицинский кабинет в МБДОУ «ЦРР - детский сад № 9» не оборудован (не оснащен) динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 2 шт.; оториноскопом с набором воронок; анализатором окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер); аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма; холодильником в количестве 1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу); грелкой медицинской в количестве 1 шт.; пузырем для льда в количестве 1 шт.; комплектом травматологической укладки (вакуумным матрасом, фиксатором ключицы, воротником Шанца (2 размера), гелевым охлаждающе-согревающим пакетом); зондами желудочными разных размеров; ширмой медицинской; биксом большим в количестве 2 шт.; биксом малым в количестве 1 шт.; пинцетами в количестве 4 шт.; корцангом в количестве 4 шт.
Медицинская деятельность в Учреждении осуществляется ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» на основании договора о безвозмездном медицинском обеспечении детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение от 09.01.2023 (далее – Договор).
Образовательная деятельность Учреждения осуществляется по адресу: ул. Коммунистическая, 15а, г. Чернушка, Пермский край.
В силу положений п. 2.3.1, п. 2.3.2 Договора МАДОУ «ЦРР - детский сад №9» обязуется создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, создавать необходимые условия для работы медицинских работников, в том числе предоставить помещение с условиями, соответствующими СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, и требованиям пожарной безопасности. Оснащать медицинский кабинет мебелью, оргтехникой, медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения, предусмотренного Приложением № 3 к порядку оказания медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
25.09.2023 года прокурором Чернушинского района заведующей МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 9» внесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении, об образовании (л.д. 13-15).
Из ответа МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 9» от 03.10.2023 на представление прокурора следует, что в муниципальном задании на 2023 год денежные средства на оснащение медицинского кабинета не предусмотрены. Направлено ходатайство в Управление образования администрации Чернушинского городского округа о выделении денежных средств (л.д. 16)
02.10.2023 года МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 9» в адрес Управления образования администрации Чернушинского городского округа направило ходатайство о выделении денежных средств (л.д. 17).
В настоящее время представление не исполнено в полном объеме: медицинский кабинет не оборудован динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 1 шт; оториноскопом с набором воронок; аппаратом искусственной вентиляции легких АМБУ (мешок Амбу); комплектом травматологической укладки (вакуумным матрасом, фиксатором ключицы, воротником Шанца (2 размера), гелевым охлаждающе-согревающим пакетом); зондами желудочными разных размеров в количестве 2 шт; корцангом в количестве 4 шт; ширмой медицинской.
Доказательств устранения недостатков ответчиками не предоставлено.
Поскольку установленные нарушения в сфере законодательства о здравоохранении, об образовании по результатам проведенной в 2023 году проверки нарушаются требования законодательства и не исполнены, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В силу ст.206 ГПК РФ, суд считает разумным и достаточным установить ответчику МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 9» срок для устранения выявленных нарушений до 01.09.2025 года.
Приказом Управления образования администрации Чернушинского городского округа от 25.04.2022 года № 111 утвержден Устав МАДОУ «ЦРР - детский сад №9» (далее-Устав).
В соответствии с п.п. 1.9, 1.11 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование Чернушинский городской округ. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования администрации Чернушинского городского округа. Функции и полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет в пределах своей компетенции уполномоченный орган – Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа.
На основании п. 7.24 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета Чернушинского городского округа и бюджета Пермского края.
Согласно п. 3.1.27 Положения об Управлении образования администрации Чернушинского городского округа Пермского края, утвержденного решением Думы Чернушинского городского округа от 23.11.2021 № 446, Управление образования осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, установленных бюджетным законодательством, в отношении муниципальных образовательных учреждений и учреждений, подведомственных Управлению.
Согласно Уставу МАДОУ «ЦРР - детский сад № 9» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования Чернушинского городского округа в сфере образования.
Таким образом, обязанность по выделению денежных средств суд возлагает на распорядителя бюджетных средств Управление образования администрации Чернушинского городского округа.
В силу ст.206 ГПК РФ, суд считает разумным и достаточным установить ответчику Управлению образования администрации Чернушинского городского округа срок для устранения выявленных нарушений до 01.06.2025 года.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 9» в срок до 01.09.2025 года оборудовать медицинский кабинет, расположенный по адресу: ул. Коммунистическая, 15а, г. Чернушка, Пермский край в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.11.2013 года № 822н динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 1 шт; оториноскопом с набором воронок; аппаратом искусственной вентиляции легких АМБУ (мешок Амбу); комплектом травматологической укладки (вакуумным матрасом, фиксатором ключицы, воротником Шанца (2 размера), гелевым охлаждающе-согревающим пакетом); зондами желудочными разных размеров в количестве 2 шт; корцангом в количестве 4 шт; ширмой медицинской.
Обязать Управление образования администрации Чернушинского городского округа Пермского края ОГРН 1195958043357 в срок до 01.06.2025 года предоставить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 9» бюджетные ассигнования в объеме, достаточном для оборудования медицинского кабинета МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 9», расположенного по адресу ул. Коммунистическая, 15а, г. Чернушка, Пермский край, динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 1 шт; оториноскопом с набором воронок; аппаратом искусственной вентиляции легких АМБУ (мешок Амбу); комплектом травматологической укладки (вакуумным матрасом, фиксатором ключицы, воротником Шанца (2 размера), гелевым охлаждающе-согревающим пакетом); зондами желудочными разных размеров в количестве 2 шт; корцангом в количестве 4 шт; ширмой медицинской.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме 08.02.2024 года.
Судья подпись Н.В. Дьякова
УИД 59RS0042-01-2023-001715-95
Дело находится в производстве Чернушинского районного суда Пермского края |