Решение по делу № 8а-4921/2019 от 04.12.2019

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-381/2019

г. Краснодар                                         21 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего                 Шелудько В.В.

судей                             Усенко Н.В. и Иванова А.Е.

с участием прокурора                Фроловой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зацепиной Л.А., действующей в интересах администрации г. Волгограда, на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 15 мая 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Волгограда об оспаривании бездействия администрации г. Волгограда.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., объяснения Любимова Ю.А, представляющего администрацию г. Волгограда, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения прокурора Фроловой Е.В., возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор г. Волгограда, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Волгограда, выразившегося в не проведении инвентаризации объектов ливневой канализации на территории г. Волгограда и не определении эксплуатирующей организации.

Прокурор просил возложить обязанность на администрацию г. Волгограда произвести инвентаризацию объектов ливневой канализации на территории г. Волгограда и определить эксплуатирующую организацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано следующее. Прокурорской проверкой установлено, что сети ливневой канализации г. Волгограда надлежащим образом не эксплуатируются и не обслуживаются, это приводит к затоплению улиц, зданий, дорог, коммерческих объектов и других объектов г. Волгограда в период осадков.

Действующим законодательством обязанность по организации содержания систем ливневой канализации как составной части системы водоотведения, отнесена к компетенции органов местного самоуправления. Однако данная обязанность администрацией г. Волгограда не выполняется.

Истец полагает, что в целях поддержания технического состояния сетей ливневой канализации и организации отвода поверхностных вод с городской территории необходимо провести работы по инвентаризации, то есть обследования сетей ливневой канализации, а также по оформлению технических паспортов и регистрации права собственности на объекты, изготовлению проектно-сметной документации на ремонт сетей ливневой канализации, определению эксплуатирующей организации.

Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 28 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 15 мая 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной Зацепиной Л.А., действующей в интересах администрации г. Волгограда, в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие постановлением Г осударственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Как следует из материалов дела, на основании содержащихся в сети Интернет публикаций о состоянии ливневых коммуникаций в городском округе г. Волгоград по факту подтопления городских улиц в июле 2018 года прокуратурой г. Волгоград проведена проверка соблюдения администрацией Волгограда требований законодательства об организации водоотведения, по результатам которой установлено, что с 2016 года по 2018 год в результате неблагоприятных погодных условий и ненадлежащего состояния ливневой канализации происходит подтопление и застой воды на улицах города.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточной организации администрацией городского округа г. Волгоград водоотведения для стока ливневых сточных и грунтовых вод в границах городского округа. По результатам проверки прокуратурой города Волгограда в адрес администрации вынесены представления об устранении нарушений законодательства при организации водоотведения на территории городского округа.

Из ответов главы администрации г. Волгограда следует, что решение вопросов по приведению в нормативное состояние сетей ливневой канализации г. Волгограда и определению эксплуатирующей организации зависит от финансирования работ по обследованию, ремонту и строительству ливневой и дренажной канализации на территории г. Волгограда. В бюджет 2018 года таких расходов не заложено, объем муниципального долга достиг максимального уровня. Также указано, что для определения эксплуатирующей организации необходимо провести ряд мероприятий, требующих значительных финансовых затрат, а именно провести обследование(инвентаризацию) сети ливневой канализации для определения её технического состояния, паспортизацию ливневых коллекторов, принять их в муниципальную собственность с последующей передачей на баланс эксплуатирующей организации, провести мероприятия по приведению всей системы ливневой канализации в работоспособное состояние.

Тем самым, администрация города признала факт ненадлежащего технического состояния ливневой канализации на территории городского округа и необходимость проведения работ по приведению ее в работоспособное состояние, для чего необходимо, в том числе провести обследование (инвентаризацию) сети ливневой канализации, определить эксплуатирующую организацию этой системы водоотведения.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 15 мая 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                         В.В. Шелудько

Судьи                                    Н.В. Усенко

                                        А.Е. Иванов

8а-4921/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Волгограда
Ответчики
Администрация г. Волгограда
Другие
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области
Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда
Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Шелудько В. В.
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
21.01.2020Судебное заседание
21.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее