Дело № 2 - 649/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Кормиловский районный суд Омской области составе председательствующего судьи Материкина Н.В.,
при секретаре Горловой Е.А.,
с участием помощника прокурора Кормиловского района Омской области Швадчиной Ю.С..,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ СЂ.Рї. Кормиловка РћРјСЃРєРѕР№ области 24 декабря 2018 РіРѕРґР° гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Кормиловского района действующего РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области Рѕ возложении обязанности РїРѕ дублированию необходимой для инвалидов Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ Рё зрительной информации, Р° также надписей знаков Рё РёРЅРѕР№ текстовой Рё графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, РїРѕ оборудованию тактильной схемы движения РІ здании администрации, РїРѕ установлению специального знака В«Рнвалид» РЅР° парковочном месте Сѓ здания администрации, РїРѕ оборудованию РєРЅРѕРїРєРё вызова персонала РЅР° здании администрации,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Кормиловского района РћРјСЃРєРѕР№ области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области. Рстцом заявлено требование Рѕ возложении РЅР° ответчика обязанности РїРѕ дублированию необходимой для инвалидов Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ Рё зрительной информации, Р° также надписей знаков Рё РёРЅРѕР№ текстовой Рё графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, РїРѕ оборудованию тактильной схемы движения РІ здании администрации, РїРѕ оборудованию тактильной схемы движения РІ здании администрации, РїРѕ установлению специального знака В«Рнвалид» РЅР° парковочном месте Сѓ здания администрации, РїРѕ оборудованию РєРЅРѕРїРєРё вызова персонала РЅР° здании администрации. Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что прокуратурой Кормиловского района РћРјСЃРєРѕР№ области проведена проверка соблюдения законодательства РІ сфере социальной защиты Рё социальной поддержки инвалидов РІ деятельности администрации Юрьевского сельского поселения, РІ С…РѕРґРµ которой установлено, что РІ нарушение С‡. 6 СЃС‚. 15 Федерального закона РѕС‚ 24.11.1995 Рі. в„– 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» дублирование необходимой для инвалидов Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ Рё зрительной информации, Р° также надписей, знаков Рё РёРЅРѕР№ текстовой Рё графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля РІ здании администрации Юрьевского сельского поселения, РЅРµ производится. РљСЂРѕРјРµ того, РІ нарушение Рї. 7.1.8 РЎРџ 59.13330.2012 отсутствует тактильная схема движения РІ здании администрации; РЅР° парковочном месте Сѓ здания администрации отсутствует специальный знак В«Рнвалид» (Рї.4.2.1.РЎРџ 59.1330.2012), Р° также отсутствует РєРЅРѕРїРєР° вызова персонала, что затрудняет беспрепятственный доступ инвалидов РІ здание администрации. Ранее прокуратурой района РїРѕ данному факту было направлено представление РІ адрес главы Юрьевского сельского поселения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, вместе СЃ тем РґРѕ настоящего времени выявленные нарушения РЅРµ устранены. Выявленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют Рѕ ненадлежащем исполнении администрацией Юрьевского сельского поселения СЃРІРѕРёС… обязанностей, Рё влекут нарушение прав Рё законных интересов инвалидов. РџСЂРѕСЃРёР» обязать администрацию Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области обеспечить дублирование необходимой для инвалидов Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ Рё зрительной информации, Р° также надписей знаков Рё РёРЅРѕР№ текстовой Рё графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, оборудовать тактильную схему движения РІ здании администрации Юрьевского сельского поселения, установить специальный знак В«Рнвалид» РЅР° парковочном месте Сѓ здания администрации, Р° также оборудовать РєРЅРѕРїРєСѓ вызова персонала.
В судебном заседании помощник прокурора Кормиловского района Швадчина Ю.С. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области обеспечить дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, оборудовать тактильную схему движения в здании администрации Юрьевского сельского поселения, нанести разметку 1.24.3, предусмотренную «ГОСТ Р52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на поверхность покрытия стоянки у здания администрации, а также оборудовать кнопку вызова персонала, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации Юрьевского сельского поселения участия в судебном заседании не принимал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причины отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить уточненные исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которых основывает свои требования или строит свои возражения.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Р’ соответствии СЃ Рї. 7.1.8 "РЎРќРРџ 35-01-2001 "Доступность зданий Рё сооружений для маломобильных РіСЂСѓРїРї населения" (РЎРџ 59.13330.2012) (утвержденных приказом Минрегиона Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 27.12.2011 Рі. в„– 605) - РїСЂРё входах РІ здания массового посещения (вокзалы всех РІРёРґРѕРІ транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы Рё С‚.Рї.) для инвалидов РїРѕ зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию Рѕ помещениях РІ здании, РЅРµ мешающая РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ потоку посетителей. РћРЅР° должна размещаться СЃ правой стороны РїРѕ С…РѕРґСѓ движения РЅР° удалении РѕС‚ 3 РґРѕ 5 Рј. РќР° основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу СЃ высотой СЂРёСЃСѓРЅРєР° РЅРµ более 0,025 Рј.
Согласно п. 6.2.28 "ГОСТ Р52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) (ред. от 09.12.2013), разметку 1.24.3 применяют для обозначения участков дорог, стояночных площадок (стояночных мест), въездов, выездов и т.п., предназначенных для транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.
В судебном заседании установлено, что в здании администрации Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, не производится, отсутствует тактильная схема движения в здании администрации Юрьевского сельского поселения, отсутствует разметка 1.24.3, предусмотренная «ГОСТ Р52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на поверхности покрытия стоянки у здания администрации, а также отсутствует кнопка вызова персонала.
По данному факту прокуратурой района в адрес администрации Юрьевского сельского поселения было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты и социальной поддержки инвалидов № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу главы администрации Юрьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ в бюджет поселения на 2019 г. будут заложены денежные средства на дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля в здании администрации. На автомобильной стоянке у здания администрации имеется специализированное место для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске. Место обозначено знаком на металлической стойке в соответствии с ГОСТ 12.4.026. Автомобильная стоянка засыпана грунтом и в связи с этим нанести на поверхность знак в соответствии с ГОСТ Р52289 и ПДД невозможно в связи с погодными условиями. В 2019 г. запланировано, стоянку у здания администрации перекрыть твердой поверхностью (заасфальтировать или забетонировать), чтобы нанести печатный знак. У здания администрации пандус с поручнями установлен в 2014 г., кнопка вызова персонала была сломана, в ближайшее время кнопка вызова, будет заменена.
С учетом изложенного, суд считает установленным, факт нарушения администрацией Юрьевского сельского поселения законодательства в сфере социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.
Доказательств в опровержение доводов истца ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью обеспечения конституционного прав и законных интересов инвалидов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Уточненные исковые требования Прокурора Кормиловского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области - удовлетворить полностью.
Возложить на администрацию Юрьевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области обязанность обеспечить дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, оборудовать тактильную схему движения в здании администрации Юрьевского сельского поселения, нанести разметку 1.24.3, предусмотренную «ГОСТ Р52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на поверхность покрытия стоянки у здания администрации, а также оборудовать кнопку вызова персонала.
Решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд.
Судья Н.В. Материкин
Мотивированное решение суда составлено 29 декабря 2018 г.