Дело № 2а-3084/19
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2019 года город Владивосток,
<адрес>А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Поздеевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Будкевича Владимира Федоровича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Будкевич В.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка площадью 912 кв.м., расположенного по адресу: <...>, выраженное в письме от 03.03.2019г. №, возложение обязанности принять решение по заявлению Будкевича В.Ф. в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что дата. постановлением администрации г. Владивостока № истец, как ветеран военной службы, был поставлен на учет в качестве гражданина, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно. 30.01.2019г. истец обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением (вх. №) о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка площадью 912 кв.м., расположенного по адресу: <...>. Основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов является п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, пп. 2 п. 1 ст. 10 Закона Приморского края от дата №-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае». <...>. Таким образом, отказ Департамента от 03.03.2019г. № не основан ни на землеустроительных (картографических) материалах, ни на нормах права, в связи с чем, является незаконным и подлежит отмене.
Административный истец Будкевич В.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного истца Будкевича В.Ф. по доверенности ФИО7 требования административного искового заявления поддержала в полном объеме.
Административный ответчик – представитель Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, возражений на административное исковое заявление не предоставил.
Протокольным определением от дата к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация <адрес>, с/т «Пионер».
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г. Владивостока по доверенности ФИО4 пояснил, что стороной ответчика не предоставлено никаких доказательств нахождения спорного земельного участка в границах <...> С дата уполномоченным органом на распоряжение земельными участками является Администрация г. Владивостока.
Заинтересованное лицо - представитель с/т «Пионер» ФИО5 в судебном заседании пояснила, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится за границами <...>
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно материалам дела, 08.11.2018г. постановлением администрации г. Владивостока № Будкевич В.Ф., как ветеран военной службы (удостоверение серии Л № от дата.), поставлен на учет в качестве гражданина, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
30.01.2019г. Будкевич В.Ф. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением (вх. №) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка площадью 912 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов явился п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, пп. 2 п. 1 ст. <адрес> от дата №-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».
Письмом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата № Будкевич В.Ф. уведомлен о невозможности предварительного согласования предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов испрашиваемого земельного участка для дачного строительства, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства с/т «Пионер».
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» регулируются земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.
Статьей 10 названного закона предусмотрены случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина), отдельным категориям граждан, в том числе, ветеранам военной службы.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п. 1 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2 части первой); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 части первой); обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 4 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (пункт 6 части первой).
Положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (пункт 1 части седьмой).
Согласно статье 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7); Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (часть 14); лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ (часть 15); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть 16).
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 11.3.Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе из земельного участка, представленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Отказывая Будкевичу В.Ф. в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края сослался на то, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на территории некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства с/т «Пионер», что повлечет нарушение процедуры образования земельного участка.
Вместе с тем, согласно представленной представителем с/т «Пионер» Быстриковой Л.В. развернутой схеме с/т «Пионер» с расположенными на ней земельными участками, испрашиваемый Будкевичем В.Ф. земельный участок не расположен в границах с/т «Пионер», не пересекает земельные участки, имеющие адресную привязку: г. <...>
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования истца обоснованными, поскольку они нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства на основании допустимых и относимых доказательств, в то время как ответчиком не доказано правомерности своего решения.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца на однократное получение земельного участка для дачного строительства в рамках предусмотренных гарантий для ветеранов военной службы, установленных ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003г. № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По смыслу положений ст. 3, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства является, в том числе восстановление прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.
Если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, то на административного ответчика возлагается обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В таком случае в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) указывается на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (п. ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Законом Приморского края от дата №-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» в Закон Приморского края от дата №- КЗ были внесены изменения, согласно которых дата органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с дата перераспределены на уровень Владивостокского городского округа.
Таким образом, нарушенные права Будкевича В.Ф. подлежат восстановлению путем возложения обязанности на Департамент земельных и имущественных устранить допущенные нарушения прав административного истца путем передачи его заявления в Администрацию г. Владивостока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Будкевича Владимира Федоровича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, и возложении обязанности, удовлетворить.
<...>
<...>
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 27.05.2019г.
Судья Н.А.Буланова