ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-36558/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-267/2024
УИД 61RS0022-01-2023-007018-37
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 28 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н.,
судей Макаровой Е.В., Харитонова А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Таганрога о возложении обязанности устранить нарушения в сфере транспортного обслуживания населения, по кассационной жалобе представителя администрации города Таганрога на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 июля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н., выслушав представителя администрации города Таганрога ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Таганрога о возложении обязанности устранить нарушения в сфере транспортного обслуживания населения.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере транспортного обслуживания населения г. Таганрога, в ходе которой установлено, что маршрут автобусов № 911 (г. Таганрог (Автовокзал) - СНТ Ягодка-1) является единственным маршрутом, проходящим через п.Греческие Роты в г. Таганроге. При этом, маршрут пролегает через территорию Неклиновского района Ростовской области, в связи с чем является межмуниципальным. Организатором пассажирских перевозок является Министерство транспорта Ростовской области.
Ссылаясь на невозможность реализации гражданами, проживающими в г. Таганроге на территории п. Греческие Роты и имеющими право на получение государственной социальной помощи, предусмотренных Положением социальных льгот в виде льготного проезда в общественном транспорте по единым социальным проездным билетам, прокурор просил обязать администрацию г. Таганрога обеспечить транспортную доступность граждан, проживающих в п. Греческие Роты г. Таганрога, обеспечивающую возможность реализации льготной категорией граждан права на получение социальных льгот, действующих на территории муниципального образования «Город Таганрог», в виде льготного проезда в общественном транспорте по единым социальным проездным билетам.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 16 января 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 июля 2024 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 16 января 2024 года - отменено. Исковое заявление прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности устранить нарушения в сфере транспортного обслуживания населения удовлетворено.
В кассационной жалобе представителем администрации г. Таганрога поставлен вопрос об отмене апелляционного постановления ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда установленным обстоятельствам дела и неверной оценки доказательств по делу. Кассатор указывает, что администрация г. Таганрога является ненадлежащим ответчиком по делу. Обращает внимание, что администрация города Таганрога не может быть понуждена к установлению стоимости проезда на межмуниципальном маршруте, а также к установлению льготной категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки при пользовании межмуниципальным маршрутом, не имеет полномочий по изменению межмуниципального маршрута, а также не имеет полномочий по формированию списков федеральных, региональных льготников.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены апелляционного постановления в кассационном порядке не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что маршрут автобусов № 911 (г. Таганрог (Автовокзал) - СНТ Ягодка-1) является единственным маршрутом, проходящим через п. Греческие Роты в г. Таганроге и является межмуниципальным.
В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что организатором пассажирских перевозок является министерство транспорта Ростовской области.
Администрацией города Таганрога в адрес Министерства направлено письмо от 01.08.2022 г. № 60.02.4/558 с просьбой установить межмуниципальный маршрут регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Ростовской области по действующему маршруту муниципальных перевозок № 117 в рамках исполнения предписания ЮМУГАДН от 15.06.2020 г. № 45/1 МО.
Министерством на официальном сайте в разделе деятельность, пассажирские перевозки, открытые конкурсы на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, опубликовано извещение № 68 о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно лоту № 8 разыграно право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 911 «г. Таганрог (Автовокзал) - СНТ «Ягодка-1».
В соответствии с протоколом рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсе и подведении итогов открытого конкурса от 26.12.2022 г. № 68 победителем признано ООО «Автолайн-КО».
ООО «Автолайн-КО» выдано свидетельство серии № об осуществлении перевозок по указанному межмуниципальному маршруту.
Маршрут автобусов № 911 (г. Таганрог (Автовокзал) - СНТ Ягодка-1) является единственным маршрутом, проходящим через п. Греческие Роты в г. Таганроге.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Ростовской области от 27.01.2016 № 25 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ростовской области», Постановления Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 133 «Об утверждении Положения о министерстве транспорта Ростовской области», Постановления администрации города Таганрога от 09.08.2022 № 1540 «Об установлении тарифа на регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (автобусы) по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам города Таганрога и о внесении изменений в постановление администрации города Таганрога от 27.12.2018 № 2460», суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Таганрога, указав, что администрация не может быть принуждена к установлению стоимости проезда на межмуниципальном маршруте, а также к установлению льготной категории граждан, которым предоставляется меры социальной поддержки при пользовании межмуниципальным маршрутом. Судом отмечено, что администрация города приняла меры к обеспечению транспортной доступности граждан, проживающих в п. Греческие Роты в г. Таганроге, а возможности предоставлять меры социальной поддержки в виде льготного проезда в общественном транспорте по единым социальным проездным билетам администрация не имеет.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился.
Учитывая сведения о маршруте автобуса № 911, а также сведения публичной кадастровой карты, апелляционная коллегия указала, что право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан является гарантией, носящей компенсаторный характер, представив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан, при этом обязанность организовать перевозку граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде бесплатного проезда на городском транспорте на территории муниципального образования «Город Таганрог», возложено на администрацию муниципального образования.
В этой связи, апелляционная коллегия сочла обоснованными доводы искового заявления прокурора г. Таганрога о том, что администрация г. Таганрога должна обеспечить доступность льготного проезда в пос. Греческие Роты вплоть до разработки нового маршрута, проходящего по территории города.
С данными выводами и его правовым обоснованием соглашается судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции и не находит оснований для отмены апелляционного постановления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», настоящий закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статьи 3 указанного закона, государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, социальных доплат к пенсии, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 указанного закона).
Как указано в части 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа, согласно статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения, одного городского округа или одного муниципального округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения, городского округа или муниципального округа.
Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух муниципальных округов одного субъекта Российской Федерации, или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации, или не менее одного муниципального района и не менее одного муниципального округа одного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 3 указанного закона).
Пунктом 8 статьи 3, пунктом 8 статьи 41 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской думы г. Таганрога от 16.02.2023 г. № 351 предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Таганрога, а также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах г. Таганрога относится к вопросам местного значения.
Выводы апелляционной коллегии в совокупности согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробным для итогового вывода, сделанного апелляционным судом по результатам рассмотрения требований сторон, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Не могут служить основанием к отмене апелляционного постановления доводы кассатора о том, что администрация г. Таганрога является ненадлежащем ответчиком по делу. Как верно указано апелляционным судом, решение вопросов бесперебойного и безопасного процесса транспортного обслуживания населения, порядок распределения маршрутов городского пассажирского транспорта - одновременно отнесено и к полномочиям, и к обязанностям администрации г. Таганрога согласно положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Довод кассатора о том, что администрация не имеет полномочий по изменению межмуниципального маршрута, а также не имеет полномочий по формированию списков федеральных, региональных льготников, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанной обязанности обжалуемым судебным актом на ответчика не возложено.
Как неоднократно указывал Верховный суд РФ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предоставляет суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяет ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и апелляционной инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Исходя из вышеуказанного и вопреки доводам кассационной жалобы, которые сводятся к несогласию с произведенной апелляционным судом оценкой доказательств по делу, что поводом для кассационного вмешательства не является, выводы апелляционной коллегии соответствуют обстоятельствам дела, являются правильными и мотивированными, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 июля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Макарова Е.В.
Харитонов А.С.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 28 ноября 2024 года.