Дело №а-2613/2020
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Заместитель председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при секретаре Мальсаговой М.М., с участием административных истцов Оздоева А.М., Евкуровой К.С., ОздоеВ. В.А., представителя МВД по РИ Цицкиевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оздоева А. М., Евкуровой К. С., ОздоеВ. В. А. на неправомерные действия Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца,
установил:
Административные истцы обратились в суд с указанным административным исковым заявлением ссылаясь на то, что из-за осетино-ингушского конфликта осенью 1992 года им пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес>-Алания и обосноваться в <адрес>. Органами миграционной службы им предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы удостоверения вынужденного переселенца.
По окончании срока действия статуса вынужденного переселенца, миграционная служба каждый год по заявлениям административных истцов продлевала им статус вынужденного переселенца.
При очередном обращении в УВМ Министерства внутренних дел по <адрес> с заявлением продлить статус вынужденного переселенца в удовлетворении заявлений отказано ответом из Министерства внутренних дел по <адрес> за рег. № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника УВМ С.Е. Гуторова, в котором было указано, что срок действия статуса вынужденного переселенца у административных истцов истек ДД.ММ.ГГГГ. С 2003 года с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не обращались в связи с чем утратили статус вынужденного переселенца.
По мнению административных истцов, своим отказом в продлении действия статуса вынужденного переселенца УВМ Министерства внутренних дел по <адрес> грубо нарушает их права предусмотренные для вынужденных переселенцев законодательство Российской Федерации, в том числе и законом «О вынужденных переселенцах».
В судебном заседании административные истцы Оздоев А.М., Евкурова К.С. и Оздоев В.А. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить. Представитель административного ответчика Цицкиева И.М. просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О вынужденных переселенцах» лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение, с предоставлением статуса на пять лет, который впоследствии продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, и в случае неполучения вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 6 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Из содержания приведенных норм следует, что статус вынужденного переселенца по своему характеру является срочным и утрачивается по истечении срока предоставления, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной административного ответчика, что административные истцы является вынужденными переселенцами из Республики Северная Осетия-Алания.
На заявление административного истца о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца УВМ МВД по РИ в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено, что статус вынужденного переселенца Оздоева А.М., Евкуровой К.С., ОздоеВ. В.А. истек в 2003 году. В связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца и не обращением по его истечении с соответствующим заявлением о продлении, в 2004 году административные истцы признаны утратившими статус вынужденного переселенца.
Указанное обстоятельство в виде не обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с 2003 года по 2020 год в ходе судебного заседания стороной административных истцов не оспаривалось.
Административные истцы в своем административном иске ошибочно полагали достаточным установление в отношении них факта жилищной необустроенности, не получения компенсации за утраченное жилье и имущество или иных выплат при пропуске ими срока подачи соответствующего заявления до истечения срока действия статуса, на который он ранее продлевался, в отсутствие уважительных на то причин.
В качестве уважительности причин пропуска истцами указано, что обратиться с заявлением о продление действия статуса вынужденного переселенца с 2003 года у них отсутствовала возможность в связи с тяжёлой болезнью сына Оздоева А. А.. Постоянно приходилось возить его на лечение как в <адрес>, так и за ее пределами. Из-за болезни Оздоев А.А. нуждается в постоянном присмотре и уходе.
Суд отмечает, что на протяжении 17 лет задействованность родителей Оздоева А.М. и Евкуровой К.С. в организации регулярного стационарного лечения их сына Оздоева А.А. не препятствовало в периоды его нахождения дома обратиться в уполномоченный государственный орган с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, либо оформить нотариальную доверенность на иное лицо на представление их интересов в органе миграционного учета. Кроме того суду не представлены доказательства того, что весь период с 2003 года по дату обращения в УВМ МВД по РИ в 2020 году все административные истцы постоянно и непрерывно пребывали в медицинских учреждениях сопровождая больного Оздоева А.А.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административными истцами не представлено в материалы дела доказательств наличия как на момент истечения срока действия статуса вынужденного переселенца, так и после его истечения обстоятельств, препятствовавших им в обращении в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Исходя из установленных обстоятельств во взаимосвязи с вышеприведенной нормативной базой, суд считает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению в связи с их необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Оздоева А. М., Евкуровой К. С., ОздоеВ. В. А. на неправомерные действия Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ю.В. Панченко
Копия верна:
Заместитель председателя
Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко