Дело № 33 - 2199/2024, а/ж
Судья Заболотникова О.А.
(№ 2-497/2024, УИД 68RS0001-01-2023-005647-44)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 июля 2024 года г. Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Арзамасцевой Г.В.,
судей Горелика А.Б., Дрокиной С.Г.,
при секретаре Ивойловой В.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Тамбовская областная сбытовая компания» к Ермакову Александру Игоревичу о взыскании задолженности
по апелляционной жалобе Ермакова Александра Игоревича на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Горелика А.Б., судебная коллегия
установила:
АО «ТОСК» обратилось в суд с иском к Ермакову А.И. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в сумме 64319,04 руб., указав в обоснование заявленных требований, что Ермаков А.И. является потребителем электрической энергии на основании договора энергоснабжения, лицевой счет ***. На протяжении действия договора поставка электроэнергии ответчику осуществлялась надлежащим образом, а Ермаков А.И. нарушал принятые на себя по договору обязательства по оплате потребленной электрической энергии. 20.04.2023 г. представителем управляющей организации - ООО «Жилищное Управление № 1» были сняты фактические показания - 039017. До этого момента в связи с тем, что потребитель не передавал показания прибора учета, начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению производилось исходя из норматива потребления электрической энергии, затем - из среднемесячного объема потребления, который в данном случае также равен нормативу потребления в количестве 168 кВт*ч. При таком расчете объема потребления расчетные показания прибора учета электроэнергии на конец марта 2023 года достигли значений 021371. Объем электрической энергии 17646 кВт*ч, рассчитанный исходя из разницы показаний (021371 и 0390171) на сумму 64937,28 руб. выставлен к оплате в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг за апрель 2023 года. Задолженность за апрель 2023 года в размере 64937,28 руб. была частично оплачена и на данный момент составляет 64319,04 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21 марта 2024 года исковые требования АО «ТОСК» удовлетворены.
В апелляционной жалобе Ермаков А.И. просит решение суда первой инстанции отменить, мотивируя тем, что акт комиссионного обследования от 21.04.2023 г. составлен сотрудником управляющей компании, не являющейся исполнителем, которому предоставлено право снятия показаний, проверки сведений и исправного состояния приборов учета. Поэтому считает, что указанный акт является незаконным доказательством для доначисления платы за апрель 2023 года и взыскания её судом. Надлежащая опломбировка прибора учета была произведена АО «ТОСК» 2.05.2023 г., о чем был составлен акт ***, его подпись в котором не свидетельствует о наличии пломбы на приборе учета до начала проверки в апреле 2023 года, по его лицевому счету до мая 2023 года в базе данных АО «ТОСК» отсутствовала информация о приборе учета электроэнергии, и поэтому начисления за апрель 2023 года не могут быт произведены по прибору учета.
В возражениях на жалобу АО «ТОСК» просит решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21.03.2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Закрепляя в части 1 статьи 157 ЖК РФ общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, Кодекс наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по детализации установленного данной статьей нормативного регулирования, в том числе при определении платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в случае непредставления им показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", и корреспондирующим ему абзацем вторым пункта 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 определено, что названные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пунктов 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Подпункт "ж" пункта 31 Правил N 354, устанавливая обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, а также требованиями подпункта "к" пункта 33, пунктов 36, 42, подпункта "б" пункта 59 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, а в случае непредставления потребителем показаний приборов учета - исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд. При этом, в соответствии с пунктом 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
В силу подпункта "б" пункта 82, пункта 83 Правил N 354 на исполнителя возлагается обязанность проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Из пункта 61 Правил N 354 следует, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета (абзац 2).
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка (абзац 3).
По смыслу вышеприведенных норм права следует, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, размер которой рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе и в случае непредставления потребителем показаний приборов учета. При наличии расхождений между показаниями проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ермаков А.И. является потребителем электрической энергии по договору энергоснабжения объекта, находящегося по адресу: ***. На его имя открыт лицевой счет ***. Показания прибора учета на 01.12.2021 г. учтены и составили 18851 кВт*ч.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, он не передавал показания прибора учета, начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению производилось исходя из норматива потребления электрической энергии, затем - из среднемесячного объема потребления. При таком расчете показания прибора учета электроэнергии на конец марта 2023 года достигли значений 021371 кВт*ч.
20.04.2023 г. фактические показания прибора учета составили 039017 кВт*ч, что следует из Ведомости снятия показаний приборов учета.
21.04.2023 г. фактические показания прибора учета составили 039026 кВт*ч, что следует из Акта от 21.04.2023, составленного техником ООО «ТЖС».
2.05.2023 г. АО «ТОСК» был составлен Акт проверки прибора учета ***, которым зафиксирована его пригодность к расчету и отсутствие нарушений.
Объем электрической энергии 17646 кВт*ч, рассчитанный исходя из разницы показаний (21371 и 39017) на сумму 64937,28 руб. выставлен к оплате в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг за апрель 2023 года.
Задолженность за апрель 2023 года с учетом частичного погашения ответчиком составила 64319,04 руб.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя иск, исходил из наличия заключенного с Ермаковым А.И. договора энергоснабжения, а так же наличия расхождений между показаниями проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был использован исполнителем при расчете размера платы за него, что повлекло доначисление платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги, а неисполнение требований об оплате привело к образованию задолженности, которую суд посчитал подлежащей взысканию с ответчика.
Во исполнение требований части 4 статьи 67, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда мотивированы, соответствующие доказательства приведены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку выводы суда об этих обстоятельствах, подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в оспариваемом судебном акте выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости. Бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами распределено правильно.
Неисполнение Ермаковым А.И. правовыми предписаний по своевременной и достоверной передаче показаний прибора учета электрической энергии, что им не отрицалось, повлекло учет объема потребленного коммунального ресурса расчетным способом, а последующее установление расхождений между рассчитанными таким способом показаниями и фактическими показаниями прибора учета при установлении его пригодности к такому учету предопределило правомерность осуществления перерасчета, с возложением обязанности на потребителя Ермакова А.И. оплаты образовавшейся задолженности.
Доводы жалобы Ермакова А.И., оспаривающие выводы суда первой инстанции судебной коллегией не принимаются.
Сами по себе его утверждения о недопустимости Акта от 21.04.2023, составленного техником ООО «ТЖС», о потреблении Ермаковым А.И. коммунального ресурса в ином (меньшем) размере не свидетельствует.
Показаниями, отраженными в Акте проверки прибора учета *** от 02.05.2023 г., составленным АО «ТОСК», подтверждены сведения, содержащиеся в оспариваемом им Акте ООО «ТЖС» от 21.04.2023. Прибор учета НЕВА 103 1S0 2013 года выпуска с *** содержит показания 039188 кВт*ч. Корпус данного прибора учета опломбирован пломбой госповерителя 2013 года. В ходе исследования прибора учета он был подвергнут визуальной и инструментальной проверке и установлено его соответствие техническим параметрам. Вышеуказанный Акт проверки прибора учета *** без возражений и замечаний удостоверен подписью ответчика Ермакова А.И.
Его обращение в АО «ТОСК» с заявлением относительно установленного им вмешательства в прибор учета сомнений в недостоверности его показаний не содержали.
В опровержение выводов суда доказательств, подтверждающих неисправность прибора учета, либо нарушение пломб, в суд апелляционной инстанции Ермаков А.И. не привел. Суждения Ермакова А.И. о непригодности спорного прибора учета для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса без предоставления документального обоснования эти выводы суда первой инстанции не опровергают.
Более того, отсутствие с его стороны добросовестного мониторинга показаний прибора учета на протяжении длительного периода времени исключает возможность лишь со ссылками на его предположения подвергнуть сомнению установленную инструментальным путем исправность прибора учета, а так же верность его показаний.
Вопреки доводам жалобы Ермакова А.И. наличие установленных госповерителем пломб на приборе учета подтверждено вышеприведенным Актом проверки прибора учета *** от 02.05.2023 г., что в совокупности с установленными по делу иными обстоятельствами исключает возможность признания этого прибора учета вышедшим из строя по основаниям пункта 81(12) Правил N 354.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически аналогичны позиции стороны при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств по делу, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 августа 2024 года.