Решение по делу № 2-1048/2022 от 20.12.2021

Дело № 2-1048/2022 04 мая 2022 года

29RS0014-01-2021-008923-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего по делу судьи Поликарповой С.В.

при секретаре судебного заседания Воловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каштауна Е. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании денежных средств, компенсации за задержку выплат,

установил:

Каштауна Е. В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – управление, УФСИН России по Архангельской области), федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор <№> Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области) о взыскании денежных средств в размере 28 449 рублей 15 копеек, компенсации за задержку выплат за период с <Дата> по <Дата> в размере 3488 рублей 35 копеек.

В обоснование требований указано, что истец состоял в трудовых отношениях с УФСИН России по Архангельской области и проходил внутреннюю службу в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области в должности <***>. В марте 2021 года стороны расторгли контракт, в связи с выходом Каштауна Е.В. на пенсию. В период службы истец контактировал с лицами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Полагает, что применительно к положениям Приказа ФСИН России от <Дата> <№> имеет право на получение за декабрь 2020 года указанной выплаты.

Истец, представитель УФСИН России по Архангельской области не явились, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие.

В ходе заседания представитель истца поддержал заявление по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области в ходе заседания не признали требования. Указали, что распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2020 года №1230-р были выделены ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетные ассигнования в объеме 122 650 200 рублей в целях осуществления дополнительного денежного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, имея в виду предоставление дополнительных выплат не менее 6,3 тыс. сотрудников. При этом ФСИН России осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований с представлением доклада в Правительство Российской Федерации до 01 февраля 2021 года. Именно указанные средства в качестве дополнительного финансирования и были выделены СИЗО-4 УФСИН России по АО. По состоянию на декабрь 2020 года указанные средства были израсходованы в полном объеме, в 2021 году на указанные цели денежные средства Правительством РФ не выделялись. Поскольку данные средства не предусмотрены системой оплаты труда и не являются обязательными к выплате, определены в качестве премиальной выплаты, представители учреждения просили отказать в удовлетворении требований.

Представитель ответчика УФСИН России по Архангельской области направил в материалы дела отзыв, где указал, что распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2020 года №1230-р были выделены ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетные ассигнования в целях осуществления дополнительного денежного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией. Указанные средства распределялись в течение 2020 года между работниками учреждений в качестве премиальной выплаты, на ноябрь 2020 года средства были израсходованы. Просил в иске отказать.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации признает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 часть 1), что не означает, однако, обязанности кого бы то ни было предоставить гражданину определенную должность или конкретную работу. Свобода труда проявляется, прежде всего, в его договорном характере, и вопрос о работе лица по определенной профессии, специальности, квалификации или должности решается именно в рамках трудового договора. Эта свобода, вместе с тем, предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими лицами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1999 года №19-П и от 15 марта 2005 года №3-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года №263-О).

В силу положений статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон №197-ФЗ) служба в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в частности, принципами службы в уголовно-исполнительной системе являются: 1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в уголовно-исполнительной системе; 2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в уголовно-исполнительной системе и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника; 3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в уголовно-исполнительной системе и социальных гарантий сотрудника.

Согласно положениям статьи 23 Федерального закона №197-ФЗ в контракте указываются дата и место его заключения, наименование федерального органа уголовно-исполнительной системы, должность, фамилия, имя, отчество руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя, фамилия, имя, отчество гражданина, поступающего на службу в уголовно-исполнительной системе, либо должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, являющихся сторонами контракта, и другие необходимые сведения о сторонах контракта. В контракте также указываются права и обязанности сторон контракта в соответствии с частями 2 и 3 статьи 21 настоящего Федерального закона. В контракте предусматриваются следующие условия: 1) неразглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны); 2) обязательство гражданина или сотрудника проходить службу в уголовно-исполнительной системе по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа уголовно-исполнительной системы не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; 3) иные условия, не ухудшающие положение сотрудника по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 68 Федерального закона №197-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. При этом согласно статье 69 Федерального закона №197-ФЗ обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными федеральными законами.

    Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 мая 2013 года №269 утверждены Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудниками уголовно-исполнительной системы (зарегистрирован в Минюсте 21 июня 2013 года №28865). Данный приказ действовал в спорный период до августа 2021 года. Так, денежное довольствие по настоящему Порядку выплачивалось сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в частности, замещающим штатные должности сотрудников в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При этом денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Так, сотрудникам устанавливались следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации; и другие дополнительные выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, основанием для выплаты денежного довольствия является приказ соответствующего руководителя учреждения или органа УИС о назначении на штатную должность, зачислении в распоряжение учреждений или органов УИС, зачислении на учебу в образовательные учреждения. В приказах указывалось специальное звание, фамилия, имя, отчество, замещаемая должность, нормативные правовые акты и документы, послужившие основанием для установления ежемесячных и иных дополнительных выплат, дата начала выплат и их размеры. При этом размер ежемесячных и иных дополнительных выплат может быть изменен соответствующим приказом в случае изменения оснований и (или) условий их установления.

Согласно пункту 25 Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 27 мая 2013 года №269 должностной оклад сотрудникам устанавливается в размерах, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 2014 года №525 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы», а также в размерах, предусмотренных актами Федеральной службы исполнения наказаний, с учетом их увеличения (индексации).

В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу статей 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Как усматривается из материалов дела, истец проходил внутреннюю службу в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области в должности <***> с <Дата>, в <Дата> контракт сторонами был расторгнут.

Распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2020 года №1230-р выделены ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетные ассигнования в объеме 122 650 200 рублей (с учетом уменьшения) в целях осуществления дополнительного денежного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, имея в виду предоставление дополнительных выплат не менее 6,3 тыс. сотрудников. ФСИН России осуществить контроль за целевым и эффективным использованием указанных в пункте 1 настоящего распоряжения бюджетных ассигнований с представлением доклада в Правительство Российской Федерации до 1 февраля 2021 года.

Как следует из пояснения представителей ответчика, Указанием директора ФСИН России от 14 мая 2020 года №исх-01-29231 в целях реализации распоряжения и в соответствии с пункта 7 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года №269, было поручено провести осуществление выплаты сотрудникам, проходящим службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, разовых премий за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач. Выплату разовой премии определено производить в размере: сотрудникам, занятым 50 процентов рабочего времени и более, - 28 736 рублей; сотрудникам, занятым менее 50 процентов рабочего времени, за фактическое отработанное время, которое отражается в табелях учета рабочего времени. При этом согласно пунктом 7 Порядка в пределах средств, выделенных на выплату денежного довольствия, сотрудникам могут дополнительно выплачиваться разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач.

Таким образом, данные выплаты не являлись обязательными, предусмотренными в составе денежного довольствия. Более того, их выплата осуществлялась в пределах средств, выделенных на выплату денежного довольствия, имела строгое целевое назначение, осуществлялась на основании отдельного приказа руководителя.

Как следует из представленных в материалы дела документов, по состоянию на декабрь 2020 года денежные средства, выделенные распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2020 года №1230-р ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году, в частности, УФСИН России по Архангельской области были израсходованы, иного материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах основания для взыскания денежных средств, и, соответственно, компенсации за задержку выплат с ответчиков в пользу истца не имеется.

При этом суд полагает также необходимым отметить и то, что УФСИН России по Архангельской области не является надлежащим ответчиком, поскольку с учетом установленной Федеральным законом №197-ФЗ уголовно-исполнительной системы и представленных документов, работодателем истца являлось СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области, а не УФСИН России по Архангельской области.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Каштауна Е. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор <№> Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании денежных средств, компенсации за задержку выплат отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.

    

Председательствующий С.В. Поликарпова

2-1048/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Каштауна Евгений Видмантович
Ответчики
УФСИН России по АО
ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской обл.
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Поликарпова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
20.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2021Передача материалов судье
20.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2022Подготовка дела (собеседование)
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2022Судебное заседание
04.05.2022Судебное заседание
04.05.2022Судебное заседание
11.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2022Дело оформлено
04.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее