Мотивированное решение изготовлено 20.06.2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2017 года
Верх-Исетский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Нецветаевой Н.А.,
при секретаре <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области Министерству финансов РФ, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец <ФИО>1 обратился с иском к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, Министерству финансов РФ, о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что истец находлся под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере № ненадлежащих условиях, при 27 кв.м. площади в камере аходилось по 37-38 человек. Вкамере было грязно, душно, сыро, не было достаточного освещения. ДД.ММ.ГГГГ истец записался на прием к врачу но так и не был вызван из камеры. Попал на прием к врачу только через неделю, жалобы на невозможность по состоянию здоровья пребывать в такизх условиях камеры были оставлены без внимания. В течении всего срока пребывания (7 месяцев) заявки истца на вызов к врачу игнорировались, медицинская помощь не оказывалась. Из-за халатности врачей в настоящее время истец почти потерял зрение на левый глаз. При обследовании по месту отбытия наказания в ФКУ ИК-<адрес> истцу указали на отсутствие возмоджности восстановления зрения, в виду запущенности ситуации.
В результате содержания в ненадлежщих санитарных условиях, и не оказания медицинской помощи, истцу причнены физические и нравственные страдания.
Ссылаясь на изложенное, истец просил взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере 480 000 руб.
Истец просил суд о рассмотрении дела без его участия.
В ходе судебного разбирательства к участию в делел в качестве соответчиков были привлечены ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России.
Представители ответчиков ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, по доверенностям в ходе судебного разбирательства исковые требовнаия не признали, предоставили письменные тзывы.
Представители ответчиком Министерство финансов РФ, ФСИН России сведений о позиции по иску суду не предоставили.
Представитель третьего лица ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в судебном заседании возражал против удовлетворения исковыхтребовнаий.
При отсутствии возражений со стороны истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд считает необходимым указать следующее.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требований, содержащихся в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
По правилам ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания, в том числе требования к этим помещениям, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых N 950 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Как правильно указал суд, предметом доказывания в настоящем деле являются факт незаконных действий должностных лиц, в результате которых созданы ненадлежащие условия содержания истца под стражей в данном учреждении, факт причинения истцу вреда здоровью и наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривается ответчиками, истец при избрании ему меры пресечения заключение под стражу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прибыл для дальнейшего содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, где находился до ДД.ММ.ГГГГ до убытия к месту отбытия назначенного приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ наказания на территории <адрес>.
Согласно предоставленной в материалы дела справки заместителя начальника отдела режима ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, за время пребывания в учреждении истец содержался, в том числе в камере № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с данными из справки площадь данной камеры составляет 26.5 кв.м., какмера оборудована 14 спальными местами.
Согласно справке Врио заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области помещение камеры оборудовано двухярусными кроватями, стлом, скамейками, двумя лампами освещения мощностью по 100 Вт в дневное время, одной лампой в 40Вт в ночное времяпринудительной приточно-вытяжной вентриляцией, исправность которой проверяется ежедневной. Отопление камер осуществляется централизовано согласно графику отопительного сезона. Водоснабжение осуществляется бесперебойно.
Доказательств, что указанная истцом камера не соответствовала установленным нормам и требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, в материалах дела не имеется.
Как установлено судом, в период содержания под стражей истец с жалобами на ненадлежащие условия содержания не обращался.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в судебном заседании не было представлено достаточных доказательств ненадлежащего оборудования и санитарного состояния указанной истцом в исковом заявлении камеры.
Не было установлено в судебном заседании достаточными, допустимыми и достоверными доказательствами, нарушения в период пребывания ситца в следственном изоляторе г. Екатеринбурга его прав на получение медицинской помощи.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.
Лица, задержанные, заключенные под стражу, имеют право на оказание медицинской помощи (часть 1 статьи 26 упомянутого закона).
Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах ФСИН России, регулируются Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 640/190 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 13 Порядка для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в следственных изоляторах организуется медицинская часть, которая является его структурным подразделением либо филиалом лечебно-профилактического учреждения, руководство которой осуществляет начальник, назначаемый на должность в установленном порядке (пункт 23 Порядка).
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 640/190 "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу".
Согласно указанному Порядку, организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами (п.7).
Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья (п.8).
Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (п.9).
По прибытии в следственный изолятор всем поступившим (в том числе следующим транзитом) проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом, проводится сбор эпиданамнеза (п. 24).
При проведении осмотра больного врач выясняет жалобы, изучает анамнез заболевания и жизни, проводит внешний осмотр с целью обнаружения телесных повреждений, вновь нанесенных татуировок, иных особых примет, проводит всестороннее объективное обследование, используя общепринятые методы осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации, при наличии показаний назначает дополнительные методы обследования (33).
Вся получаемая при обследовании информация в установленном порядке фиксируется в медицинской карте амбулаторного больного.
Изучив представленные суду медицинские документы в отношении истца действия должностных лиц ФКУ СИЗО-1 полностью соответствуют приведенным требованиям нормативно-правовых актов.
В соответствии со сведениями указанными в справке Врио начальника филиала «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России», по данным ОСУ учреждения, <ФИО>1, 1955 года рождения, содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН России по Свердловской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (прибыл с лечения из ОБ при ФКУ ИК-2;ГУ ФСИН России по Свердловской области).ДД.ММ.ГГГГ по прибытию в учреждение осмотрен дежурным фельдшером.По имеющимся телесным повреждениям составлен акт, диагноз: Ушиб головного мозга легкой степени. Перелом костей черепа, 1 пястной кости справа. Направлен на лечение в стационар медицинской части ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, где находился по ДД.ММ.ГГГГ, За время нахождения в стационаре <ФИО>1 проконсультирован врачами окулистом и неврологом; получал медикаментозную терапию согласно имеющегося заболевания: (эналоприл 10 мг*2 раза в день, циннаризин 1 т*2 раза в день, пирацетам 400мг*2 раза в день, экер.валерианы 2 т*2 раза вдень, глицин 1т*2 раза в день, пентоксифиллин2%-5.0 внутривенно капельно №, витамин В 2.0 в\м №. В результате проведенной терапии прекратилось головокружение, уменьшились головные боли, стабилизировалось АД. Выписан в общую камеру в удовлетворительном состоянии. Диагноз: ЧМТ. Ранний восстановительный период. Церебрастенический синдром. Гипертоническая болезнь 1 ст., риск 2. Посттравматравматическая колобома радужки левого глаза. Ангиопатия сетчатки по гипертоническому типу. Выполнена оценка зрения: VisOD (правый глаз) - 0,4; VisOS (левый глаз) - 0,5 с коррекцией на 0,5 d. VisOD - 0,8; VisOS - 0,9.
В дальнейшем <ФИО>1 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ врачом корпуса были выданы пирацетам и циннаризин, ДД.ММ.ГГГГ в связи с жалобами на головную боль был выдан цитрамон.
Из медицинских документов сведений об обращении истца для получения какой-либо помощи, лекарственных препаратов, оставленных без удовлеторения, не усматривается. Согласно представленной справки, обращений от истца с жалобами на оказанную медицинскую помощь либо отказ в ее предоставлении не поступало.
Истцом доказательств отказа в оказании ему медицинской помощи, в предоставлении необходимых медицинских препаратов, и того, что состояние его здоровья ухудшилось в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи в следственном изоляторе, как того требует ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Истцом помимо указания в исковом заявлении на ухудшение состояния здоровья, а именно зрения, вследствие ненадлежащего оказания ему медицинской помощи в ФКУ СИЗО-1 г. Екатеринбурга, доказательств такого ухудшения и его нахождения во взаимосвязи с оказанием либо не оказанием ему медицинской помощи со сторны данного ответчика представлено не было.
В связи с чем суд не усматривает оснований для вывода о нарушени со стороны ответчика прав истца на получение медицинской помощии и причинении вреда здоровья истца.
Однако, исходя из представленных данных суд находит подтвержденными доводы истца о нарушении требований к нормам санитарной площади при его размещени в камере 202 ФКУ СИЗо-1 ГУФСИН России по Свердловской области.
Порядок и условия содержания под стражей регулируется Федеральным законом N 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
На основании п. 11 ст. 17 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые вправе пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Исследовав представленные доказательства, данные покамерного учета лиц, содержащихся в данной камере в период пребывания в ней истца, суд признает, что обстоятельства содержания истца в ненадлежащих условиях в части превышения лимита наполняемости камеры нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Проанализировав обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу, что истец имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему пребыванием в камере 202 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области в условиях, не соответствующих требованиям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Поскольку факт несоответствия условий содержания истца нормам действующего законодательства нашел свое подтверждение, что свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав истца, гарантированных законом, суд принимает решение о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
При определении размера денежной компенсации морального вреда в указанной сумме, суд учитывает требования разумности и справедливости, характер страданий истца с учетом конкретных фактических обстоятельств дела, продолжительности содержания в ненадлежащих условиях, индивидуальных особенностейистца, степени его физических и нравственных страданий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 56, 194-199, 233-236Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияудовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу <ФИО>1 в счет компенсации моральноговреда 5 000 руб.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суд путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.