Дело№ 10-6066/2017 Судья Веснина О.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Челябинск 26 декабря 2017 г.
Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Рослякова Е.С.
при секретаре Митиной Е.И.,
с участием прокурора Минкина Б.Я., представителя потерпевшего ФИО18 защитника-адвоката Никитина СВ., осужденного Мелешко А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе адвоката Никитина СВ. в интересах осужденного Мелешко А.С. на приговор Карталинского городского суда Челябинской области от 31 октября 2017 г., которым
МЕЛЕШКО Александр Сергеевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в г.
<адрес>, судимый 09 февраля 2016 г. мировым судьей судебного участка № 2 г.Карталы и Карталинского района Челябинской области по ч. 3 ст. 327 УК РФ к штрафу в размере 7000 рублей (штраф оплачен 27 июня 2016 г.),
осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ к одному году шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Мера пресечения в отношении Мелешко А.С. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.
На Мелешко А.С. возложена обязанность следовать в колонию-поселение в соответствии с предписанием о направлении к месту отбывания наказания территориального органа уголовно-исполнительной системы.
Срок отбывания наказания Мелешко А.С. постановлено исчислять со дня прибытия в колонию-поселение с зачетом времени следования осужденного к месту отбывания наказания.
Приговором разрешена судьба вещественных доказательств.
Заслушав выступления защитника-адвоката Никитина СВ., осужденного Мелешко А.С, прокурора Минкина Б.Я., представителя потерпевшего ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы уголовного дела, суд апелляционной инстанции
установил:
Мелешко А.С признан виновным в мошенничестве, то есть хищении имущества Потерпевший №1 путем обмана с причинением значительного ущерба гражданину, совершенном 10 января 2016 г. при обстоятельствах, изложенных в описательной части приговора.
В апелляционной жалобе адвокат ФИО13 в интересах осужденного Мелешко А.С, не оспаривая виновность и квалификацию действий Мелешко А.С, просит приговор изменить вследствие чрезмерной суровости назначенного наказания и применить к осужденному положения ст.73 УК РФ.
Полагает, что суд не мотивировал должным образом свое решение о назначении Мелешко А.С. наказания в виде лишения свободы.
Считает, что суд не учел в полной мере отсутствие у осужденного отягчающих наказание обстоятельств и наличие четверых малолетних детей, которые в результате заключения Мелешко А.С. под стражу останутся без должного попечения и содержания, так как их мать злоупотребляет алкоголем и нигде не работает.
Отмечает, что суд не выяснил отношение потерпевшего к возможной мере наказания в отношении Мелешко А.С Утверждает, что осужденный компенсировал моральный и материальный вред потерпевшему в полном объеме, и потерпевший не настаивал на назначении наказания в виде лишения свободы.
Полагает, что Мелешко А.С фактически раскаялся в содеянном, поэтому его исправление возможно без изоляции от общества.
В возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель ФИО7 считает приговор законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда первой инстанции осужденный Мелешко А.С. дополнил, что он полностью признает себя виновным, раскаивается в содеянном, не оспаривает виновность и квалификацию своих действий. В ходе предварительного следствия и судебного разбирательства в суде первой инстанции он не признавал себя виновным, так как его неправильно проконсультировал адвокат. Он полностью возместил представителю потерпевшего ФИО6 причиненный ущерб в размере120 тысяч рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель потерпевшего ФИО6 подтвердила, что Мелешко А.С. возместил ей причиненный ущерб в размере 120 тысяч рублей, в связи с чем она не настаивает на назначении Мелешко А.С. наказания в виде реального лишения свободы.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Анализ материалов уголовного дела показывает, что виновность осужденного Мелешко А.С. в совершении инкриминируемого ему преступления установлена совокупностью исследованных доказательств, получивших надлежащую оценку в приговоре в соответствии с положениями п. 2 ст. 307 УПК РФ.
Суд первой инстанции привел в приговоре убедительные мотивы, по которым он счел доказанной виновность Мелешко А.С. в совершении инкриминируемого ему деяния и необходимость квалифицировать действия осужденного по ч. 2 ст. 159 УК РФ. Основания ставить под сомнение выводы суда у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Виновность осужденного подтверждается показаниями потерпевшего Потерпевший №1, представителя потерпевшего ФИО6, свидетелей ФИО19. и ФИО8 об обстоятельствах приобретения осужденным автомобиля БМВ-316 у ФИО6; показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10 об обстоятельствах приобретения автомобиля БМВ-316 у Мелешко А.С; копиями договоров купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ; заключением почерковедческой экспертизы, согласно которому подпись в строке «Подпись, фамилия продавца» договора купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Потерпевший №1 и ФИО10, выполнена не Потерпевший №1, а другим лицом.
Оценив эти и другие приведенные в приговоре доказательства, суд пришел к правильному выводу о виновности Мелешко А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ. Действия осужденного квалифицированы судом правильно.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические обстоятельства совершенного осужденным преступления установлены судом правильно, представленные сторонами доказательства исследованы полно и всесторонне, а выводы о виновности осужденного в содеянном основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
В то же время суд апелляционной инстанции находит приговор подлежащим изменению по основаниям, предусмотренным 389.15, 389.17, 389.18 УПК РФ, в связи с нарушением уголовно-процессуального закона и неправильным применением уголовного закона.
Согласно ч. 1 ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований закона, являются недопустимыми.
Суд первой инстанции положил в основу приговора показания свидетеля ФИО11, являющегося оперуполномоченным ОУР МО МВД России «Карталинский», то есть сотрудником органа дознания, проводившим процессуальные действия по уголовному делу, в которых он указал, что в ходе следствия Мелешко А.С. сообщил ему (свидетелю ФИО11) об обмене им (Мелешко А.С.) похищенного автомобиля БМВ-316 на автомобиль Пежо-406. При этом Мелешко А.С. не подтвердил в суде данный факт.Также суд первой инстанции положил в основу приговора показания свидетеля ФИО12, являющегося дознавателем МО МВД России «Карталинский», в которых он указал, что на досудебной стадии производства Мелешко А.С. по телефону сообщил ему (свидетелю ФИО12) о том, что он (Мелешко А.С.) действительно не передал продавцу деньги за купленный им автомобиль БМВ-316. При этом Мелешко А.С. также не подтвердил в суде данный факт.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06 февраля 2004 г. № 44-0, часть 3 статьи 56 УПК РФ, определяющая круг лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей, не исключает возможность допроса дознавателя и следователя, проводивших предварительное расследование по уголовному делу, в качестве свидетелей, в том числе об обстоятельствах производства отдельных следственных и иных процессуальных действий.
Эти положения, подлежащие применению в системной связи с другими нормами уголовно-процессуального законодательства, не дают оснований рассматривать их как позволяющие суду допрашивать дознавателя и следователя о содержании показаний, данных в ходе досудебного производства подозреваемым или обвиняемым, и как допускающие возможность восстановления содержания этих показаний вопреки закрепленному в п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ правилу, согласно которому показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, относятся к недопустимым.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает необходимым исключить из приговора как недопустимые доказательства показания
свидетеля ФИО11 в части сведений об обмене Мелешко А.С. похищенного автомобиля БМВ-316 на автомобиль Пежо-406, а также показания свидетеля ФИО12 о признании Мелешко А.С. факта непередачи им продавцу денег за автомобиль БМВ-316, которые Мелешко А.С. сообщил свидетелям на досудебной стадии производства по делу.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, допущенные судом нарушения уголовно-процессуального закона не являются существенными и не влекут отмену приговора.
Исключение из приговора показаний свидетелей ФИО11 и ФИО20. в указанных частях не влияет на выводы суда о виновности Мелешко А.С, поскольку суд пришел к обоснованному заключению о совершении осужденным хищения имущества Потерпевший №1 в результате исследования и всесторонней оценки других допустимых доказательств, представленных сторонами, и надлежащим образом мотивировал свое решение.
Также, по мнению суда апелляционной инстанции, из резолютивной части приговора подлежит исключению указание о самостоятельном исполнении приговора мирового судьи судебного участка № 2 г.Карталы и Карталинского района Челябинской области от 09 февраля 2016 г., поскольку на момент постановления обжалуемого приговора приговор от 09 февраля 2016 г. уже был исполнен.
При назначении вида и размера наказания Мелешко А.С. суд в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ принял во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновного, смягчающее наказание обстоятельство - наличие четверых малолетних детей на момент совершения преступления.
Согласно требованиям ст. 6 и ч. 1 ст. 60 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
В судебном заседании суда первой инстанции осужденный признал себя виновным, раскаялся в содеянном, сообщил, что он полностью возместил представителю потерпевшего ФИО6 причиненный ущерб в размере 120 тысяч рублей, а представитель потерпевшего ФИО6 подтвердила, что Мелешко А.С. возместил ей причиненный ущерб в размере 120 тысяч рублей, в связи с чем она не настаивает на назначении Мелешко А.С. наказания в виде реального лишения свободы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что совершенное осужденным преступление относится к категории преступлений средней тяжести, в результате его совершения не наступили какие-либо значимые общественно опасные последствия, суд апелляционной инстанции полагает необходимым учесть признание осужденным вины, раскаяние в содеянном, полное возмещение ущерба, а также позицию представителя потерпевшего ФИО6, не настаивавшей на назначении Мелешко А.С. наказания в виде реального лишения свободы, обстоятельствами, смягчающими наказание, сократить размер назначенного наказания в виде лишения свободы, применить при назначении наказания положения ст. 73 УК РФ, считать назначенное наказание условным и возложить на осужденного предусмотренные законом обязанности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст. 64 УК РФ при назначении наказания осужденному.
Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену приговора, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.15, 389.17, 389.18, 389.20, 389.28 и ч. 2 ст. 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░-316 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-406, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░-316 ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2016 ░.;
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░6, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░. 2 ░░. 159 ░░ ░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 73 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░;
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.