Решение по делу № 2а-710/2022 (2а-3686/2021;) от 27.12.2021

Дело №2а-710/2022

92RS0004-01-2021-005743-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(полный текст)

25 марта 2022 года                                                           г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи - Григорьевой У.С.,

при помощнике судьи - Смола Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беловой ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ООО "ФИО4", о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Белова Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просила признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.09.2021 № ГУ исх. 9371/21 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов, обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя предоставить Беловой ФИО4 земельный участок, расположенный по адресу: район ФИО4, площадью 764 кв. м., кадастровый номер ФИО4, находящийся в государственной собственности города федерального значения Севастополь в аренду без проведения торгов.

В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что он имеет право на преимущественное, первоочередное получение земельного участка как гарантии мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Истцу отказано в предоставлении земельного участка на основании п.13 п. 2.10 Регламента, поскольку испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона, а также находится в охранной зоне КТП-1438. Административный истец считает данный отказ незаконным, поскольку спорный земельный участок на момент возникновения правоотношений не являлся предметом аукциона, какие-либо официально размещенные уведомления в сети «Интернет» отсутствовали, а перераспределение земельного участка с учетом КТП-1438 было согласовано с собственником, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Истец Белова Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении в ее отсутствие.

Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.

Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.14 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя от 23.01.2015 N 106-ЗС (ред. от 11.03.2020) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" установлены правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.

В силу п.3 ст.17 Закона города Севастополя от 23.01.2015 N 106-ЗС к категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки относятся граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны).

Согласно п.4 ст.18 Закона города Севастополя от 23.01.2015 N 106-ЗС гражданам, указанным в пункте 3 статьи 17 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

Административный истец Белова Л.Н., 27.04.1941 года рождения, относится к числу лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны), а, следовательно, имеет право на первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

20.08.2021 в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поступило заявление Беловой Л.Н. о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: ФИО4 площадью 674 кв.м.

Решением №ГУ-исх-9371/21 от 24.09.2021 административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги на основании п.п. 3 п. 2.10 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города Федерального значения Севастополь в аренду, без проведения торгов», утвержденным приказом Департамента от 23.03.2020 № 1-АР.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса (п.11 ст.39.16 ЗК РФ).

Согласно п.19 ст.39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Доказательств того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ, административным ответчиком не представлено, несмотря на то, что в соответствии с положениями ст.62 КАС РФ именно на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность доказывания законности оспариваемого решения.

Решение о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка в материалы дела административным ответчиком не представлено, а кроме того из ответа, представленного ответчиком оспариваемый земельный участок 25.01.2019 года в соответствии с пп. 9 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ был снят с торгов.

На основании установленных обстоятельств по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не предоставлены доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие в оспариваемом решении иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, суд приходит к выводу, что исковые требования Беловой Л.Н. о признании незаконным отказа административного ответчика, а также возложении обязанности заключить с административным истцом договор аренды без проведения торгов в отношении земельного участка, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

Суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление административного истца о заключении договора аренды земельного участка. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца, а срок достаточным для исполнения решения суда.

Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В силу положений п.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Учитывая, что истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, а исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере ФИО4 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Беловой ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ООО "ФИО4", о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.09.2021 № ГУ исх. 9371/21 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов.

Возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Беловой ФИО4 (вх.№ГУ-11741/21 от 24.08.2021 года) о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером ФИО4, площадью 674 кв.м.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу Беловой ФИО4 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ФИО4 рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08.04.2022

Председательствующий                            У.С. Григорьева

2а-710/2022 (2а-3686/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Белова Людмила Никифоровна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
ООО "Севастопольэнерго"
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Дело на сайте суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация административного искового заявления
28.12.2021Передача материалов судье
28.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2021Подготовка дела (собеседование)
28.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
25.02.2022Судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
08.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее