Решение по делу № 2-1008/2022 от 27.06.2022

    

Дело № 2-1008/2022

УИД68RS0015-01-2022-001200-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

28 сентября 2022 года                            г. Моршанск

    Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

Судьи Крыловой А.Е.,

При секретаре Чученковой О.А.,

    Рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Плыкиной Марины Васильевны к администрации города Моршанска Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации города Моршанска Тамбовской области и возложении обязанности на администрацию города Моршанска Тамбовской области предоставить во внеочередном порядке жилое помещение на условиях договора социального найма и дополнительную жилую площадь на таких же условиях, суд

УСТАНОВИЛ:

Плыкина М.В. обратилась в Моршанский районный суд с административным исковым заявлением к администрации города Моршанска Тамбовской области о признании бездействия администрации <адрес> незаконным и возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить ей жилое помещение на условиях договора социального найма и дополнительную жилую площадь на таких же условиях.

    Исковое заявление мотивировано тем, что постановлением администрации г. Моршанска от ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найме в составе семьи из человек, в постановлении итак же указан номер очереди –

    В ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию г. Моршанска истцом была предоставлена справка <данные изъяты> согласно которой в связи с имеющимся у нее заболеванием (диагноз она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещение в соответствии с п. 3 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ и на дополнительную жилую площадь согласно приказу Минздрава РФ от 30.11.20212 № 991н (с изменениями от 05.09.2019) № 728н «О внесении изменения в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь». Указанная справка приобщена к заявлению о внеочередном предоставлении ей жилого помещения и дополнительной жилой площади.

    В ответ на заявление ей был направлен ответ заместителя главы администрации г. Моршанска Кочеткова В.А., согласно которому ответчик, не отрицает ее право на внеочередное представление жилого помещения, однако, в связи с отсутствием в муниципальном жилом фонде свободных квартир, подлежащих предоставлению по договору социального найма и отсутствием возможностей финансирования за счет бюджета города строительства или приобретения муниципального жилья социального найма, ей предложено дожидаться, когда такие возможности появятся в будущем. При этом срок предоставления жилья в будущем не определен.

    Полагая позицию ответчика не основанной на законе, а равно полагая бездействие администрации не предпринимающей мер к реализации предоставленного ей права не отвечающим требованиям законности, указывает, что ответчиком не оспаривается ее право на внеочередное предоставление жилого помещения и дополнительной жилой площади на условиях социального найма. Считает ссылки ответчика на отсутствие у него достаточных средств на приобретение или строительство социального жилья не имеющим отношения к рассмотрению настоящего спора, поскольку отсутствие денежных средств у ответчика не предусмотрено законодательством в качестве основания для отказа или отсрочки предоставления жилья.

    Определением судьи от 12.07.2022 административное исковое заявление передано для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

    В судебном заседании Плыкина М.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и дополнительно пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году ей был установлен диагноз <данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ году она была постановлена на учет в администрации г. Моршанска как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма в составе семьи из 2 человек. В настоящее время она вынуждена арендовать комнату в доме, принадлежащем ее бывшему супругу. Однако совместное проживание там невозможно. Обстоятельства, в связи с которыми в предоставленной справке отсутствуют дата выдачи и порядковый номер ей не известны. Однако, в медицинской организации, выдавшей ей справку, ей пояснили, что справка составляется в свободной форме.

    Представитель ответчика администрации г. Моршанска Метальникова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме. Указала о том, что Плыкина М.В. действительно была поставлена на учет в администрации г. Моршанска как лицо, имеющее право на предоставление ей жилого помещения из муниципального жилого фонда. Представленная в администрацию справка из <данные изъяты> не имеет даты и номера, в связи с чем выразила сомнения в ее подлинности. Указала, что медицинская организация не имела право на выдачу справки не о состоянии здоровья, а о наличии или отсутствии у Плыкиной М.В. права на внеочередное предоставление жилья. Указала, что ответчик не наделен полномочиями оспаривать законность справки, в связи с чем справка была принята. Заявление истца рассмотрено, на его дан ответ. Кроме того пояснила, что предоставление жилья во внеочередном порядке лицам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний не входит в число полномочий администрации г. Моршанска.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

    Как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования; федеральный законодатель - исходя из того, что несовершеннолетние дети, по общему правилу, находятся на попечении родителей, которые вправе и обязаны действовать в их интересах в качестве законных представителей, - должен устанавливать эффективные механизмы, гарантирующие приоритетную защиту прав и интересов несовершеннолетних, восстановление нарушенных прав ребенка, недопущение их дискриминации; законодательное регулирование отношений в жилищной сфере, участниками которых являются собственник жилого помещения и проживающие совместно с ним несовершеннолетние члены его семьи, должно быть направлено на обеспечение возможности использования дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 8 июня 2010 года N 13-П; Определения от 15 февраля 2005 года N 17-0 и от 9 февраля 2017 года N 215-0).

Согласно положениям ст. ст. 49 и 57 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом, согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой совестное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учете до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, т.е. за счет средств федерального бюджета, выделяемых в составе Федерального фонда компенсаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций. При этом предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Закона Тамбовской области «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области» от 28.12.2015 № 613-З Право на получение жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования имеют граждане, указанные соответственно в статьях 49 и 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации, признанные нуждающимися в жилых помещениях и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.

    Согласно абз. 2 ч. 4 ст. 14 Закона № 613-З вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 8 Приложения к Перечню заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н (с изменениями от 05.09.2019) к указанным заболеваниям отнесено заболевание - код заболевания по

    Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, постановлением главы г. Моршанска от ДД.ММ.ГГГГ Плыкина М.В. признан нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма и принята на учет в составе семьи из человек. Номер очереди

    Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении малолетнего сына истца – ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о зарегистрированных объектах недвижимости отсутствуют.

    Согласно ответу ГУПТИ Тамбовской области за Плыкиной М.В. на ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Моршанска Тамбовской области недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности не зарегистрировано.

Плыкиной М.В. установлен диагноз <данные изъяты>что подтверждается выпиской из амбулаторной карты больного от ДД.ММ.ГГГГ, копиями истории болезни.

    ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Плыкиной М.В. выдана справка, согласно которой она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п. 3 ст. 57 ЖК РФ и на дополнительную жилую площадь согласно Приказу Минздрава РФ от 30.11.2012 № 991н с изменениями от 05.09.2019 № 728н «О внесении изменения в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». Диагноз

    Согласно справке ФКУ ГБ МСЭ по Тамбовской области Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы серия от ДД.ММ.ГГГГ Плыкиной М.В. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию.

    ДД.ММ.ГГГГ Плыкина М.В. обратилась в администрацию г. Моршанска с заявлением о предоставлении ей вне очереди жилого помещения и дополнительной жилой площади.

ДД.ММ.ГГГГ заявителю дан ответ первого заместителя главы администрации города Моршанска согласно которому ответчик, не оспаривая право Плыкиной М.В. на внеочередное предоставление ей жилого помещения, указывал об отсутствии в настоящее время в муниципальном жилом фонде свободных квартир, подлежащих распределению по договору социального найма. Доводил до сведения, что по мере приобретения в муниципальную собственность благоустроенных квартир, вопрос о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма будет решен незамедлительно.

Как пояснила в судебном заседании заместитель председателя комитета ЖКХ администрации г. Моршанска ФИО11, при постановке Плыкиной М.В. на учет в качестве малоимущего лица, имеющего право на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма, были учтены и проверены все имеющие значение обстоятельства: размер ежемесячного дохода, имущество, которое имеется в наличии у истицы, произведена оценка площади жилого помещения, установлено, что площадь, приходящаяся на каждого жильца, меньше учетной нормы. Изначально, при постановке на учет Плыкиной М.В. не была представлена справка об инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о постановке Плыкиной М.В. и ее ребенка на очередь. В ДД.ММ.ГГГГ году истица предоставила справку об инвалидности, которая была приобщена к ее учетному делу. Сотрудники администрации не наделены правом оспаривания легитимности предоставленных медицинских документов и возникающих на их основании социальных правах, в связи с чем Плыкиной М.В. было дано письменное разъяснение о невозможности в настоящее время предоставить ей вне очереди жилое помещение.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616) и подпунктом 5.2.107 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 608 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В этой связи, у ответчика, в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Таим образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что указанные выше нормативно-правовые акты дают истцу право на внеочередное предоставление жилого помещения и дополнительной жилой площади.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которой дает оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

    Из буквального прочтения Перечня следует, что право на дополнительную жилую площадь имеют инвалиды, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне.

    У Плыкиной М.В. установлен диагноз который входит в данный Перечень.

Обсуждая доводы ответчика о несоответствии справки <данные изъяты> требованиям законодательства и подзаконных нормативных актом, суд отмечает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.11.20211 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результат оказания медицинской помощи.

Гражданин либо его законный представитель имеет право по запросу получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе и в форме электронных документов (ч. 5 ст. 22 Закона № 323-ФЗ).

На основании Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Министрества здравоохранения РФ от 14.09.2020 № 972н медицинским организациям предоставлено право выдавать справки и медицинские заключения пациенту (законному представителю).

Справки и медицинские заключения оформляются (формируются) в произвольной форме и могу выдаваться на бумажном носителе и (или) с согласия лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 1 указанного порядка в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Справка на бумажном носителе оформляется с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается врачом, фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации (при наличии), на которой идентифицируются полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами.

Справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.

При этом номер справки и дата ее выдачи не относятся к числу сведений, указанных в п. 11 Порядка выдачи справок и заключений.

В ходе судебного разбирательства судом были допрошены в качестве специалистов сотрудники <данные изъяты> ФИО8 и ФИО12, которые пояснили об обстоятельствах проведения ДД.ММ.ГГГГ заседания медицинской комиссии по вопросу выдачи Плыкиной М.В. справки, предоставленной в материалы настоящего дела. При этом специалисты указали, что факт выдачи справки зафиксирован в журнале учета клинико-экспертной работы, который содержит дату проведения заседания комиссии, состав комиссии и результат ее заседания. В данном случае результатом заседания комиссии явилась выдача Плыкиной М.В. справки о наличии у не права на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с наличием у нее соответствующего заболевания, что отражено в журнале. Справка была выдана в тот же день, в связи с чем проставление даты выдачи на справке не требуется.

Помимо показания свидетелей факт проведения врачебной комиссии и выдачи справки подтверждается представленной в материалы дела копией журнала учета клинико-экспертной работы <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ответчика об отсутствии в настоящее время в муниципальном жилом фонде свободных квартир, равно как и о недостаточности средств в бюджете города не могут являться основанием для нарушения прав истца на внеочередное предоставление жилого помещения и дополнительной жилой площади на условиях договора социального найма, не свидетельствует о законности бездействия администрации, выразившемся в непредоставлении истцу жилого помещения и дополнительной жилой площади на условиях договора социального найма и не является основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований.

Доводы ответчика, о том, что вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, относящихся к категории инвалидов отвергаются судом как не основанные на законе.

В силу изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что Плыкина М.В. имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, поскольку она как малоимущая состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.

При этом суд отмечает, что согласно решению Моршанского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 27.10.2005 № 235 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека.

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ).

При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования Поыкиной М.В. удовлетворить, признать бездействие администрации города Моршанска Тамбовской области незаконным и возложить на администрацию города Моршанска Тамбовской области обязанность предоставить вне очереди жилое помещение Плыкиной М.В., относящейся к категории инвалидов, страдающих одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ перечне, по договору социального найма в составе семьи из двух человек и дополнительную жилую площадь на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Плыкиной Марины Владимировны удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации города Моршанска Тамбовской области, выразившееся в непредоставлении жилого помещения и дополнительной жилой площади на условиях социального найма.

    Возложить на администрацию города Моршанска обязанность предоставить Плыкиной Марине Владимировне во внеочередном порядке жилое помещение и дополнительную жилую площадь на условиях договора социального найма.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме в Тамбовский областной суд через Моршанский районный суд.

Судья                                    А.Е. Крылова

Мотивированное решение составлено 3 октября 2022 года.

Судья                                    А.Е. Крылова

2-1008/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плыкина Марина Владимировна
Ответчики
Администрация города Моршанска Тамбовской области
Суд
Моршанский районный суд Тамбовской области
Судья
Крылова Алеся Евгеньевна
Дело на сайте суда
morshansky.tmb.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация административного искового заявления
27.06.2022Передача материалов судье
29.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2022Подготовка дела (собеседование)
12.07.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
12.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2022Судебное заседание
17.08.2022Судебное заседание
06.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее