Судья Ермаков А.Е. дело № 33а-2748/2021 (дело № 2а-185/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Попова В.В., Колесниковой Д.А.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе Краснянского Максима Викторовича на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11 марта 2021 года по административному исковому заявлению Краснянского Максима Викторовича к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Попова В.В., объяснения представителя административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Алябушевой Е.В., судебная коллегия,
установила:
Краснянский М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК 31 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1900000 рублей, в обоснование которого указал, что с 25.12.2019 отбывает наказание в виде лишения свободы в едином помещении камерного типа ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (далее - ЕПКТ), где условия содержания не соответствуют установленным требованиям и являются бесчеловечными. Нарушения требований к условиям содержания выражаются в следующем: 1) площадь камер ЕПКТ и штрафного изолятора (далее - ШИЗО) на одного заключенного, с учетом мебели, составляет меньше установленной; 2) камеры оборудованы отсекающей решеткой, которая не позволяет подойти к окну; 3) размер окон в камерах ЕПКТ с учетом размеров рамы и решеток, установленных на окнах, является недостаточным, искусственное освещение в камерах недостаточно для чтения; 4) механизм открывания окон в камерах не позволяет широко открыть окно, его неудобно использовать, он расположен на большой высоте от уровня пола, что вынуждает залезать на отсекающую решетку с риском для здоровья; 5) в камерах отсутствует централизованное горячее водоснабжение; 6) в камерах отсутствуют электрические розетки и зеркала; 7) система естественной вентиляции камер не обеспечивает достаточный приток свежего воздуха, отсутствует вентиляция с механическим побуждением, в камерах не соблюдается температурный режим; 8) в туалетах камер ЕПКТ отсутствует вентиляция, установлены унитазы без смывных бачков; 9) полы в камерах выполнены из щитов, имеют выступающие части крепления, что создает риск получения травм; 10) холодная вода, поступающая через централизованную систему, имеет неприятный запах, коричневый оттенок, непригодна для питья; 11) одежда, обувь выданные при прибытие в ЕПКТ изношенная, маленького размера. Матрацы, постельные принадлежности с сильным и неприятным запахом, старые, рваные; 12) спальные места и сиденья выполнены из металла, столы в камерах маленькие, спальные места в камерах ЕПКТ не имеют деревянного настила; 13) окошко в двери камеры расположено низко, вынуждает общаться с персоналом ЕПКТ в неудобной позе; 14) бак для питьевой воды изготовлен из оцинкованного металла, опасного для здоровья, тазы отсутствуют, питьевая вода выдается один раз в сутки, питьевой воды не хватает на день; 15) радио работает постоянно кроме времени сна, его громкость индивидуально не регулируется; 16) в камерах ведется круглосуточное видеонаблюдение операторами противоположного пола; 17) питание недостаточное и однообразное, кипяток выдается лишь три раза в день, выдача чая и кофе производится в недостаточном объеме; 18) в камерах отсутствует специально отведенное место для курения, запрещено курить; 19) установленный в учреждении режим дня не соответствует его привычкам; 20) помывочное помещение грязное, вода течет ржавая; 21) прогулочные дворы маленького размера, над скамейкой отсутствует укрытие от осадков, имеющееся укрытие не достаточно защищает от осадков, нет турника и брусьев для выполнения физических упражнений, не обеспечен отвод осадков; 22) осужденным запрещено иметь при себе предметы личной гигиены; 23) осужденным разрешено иметь при себе лишь одну религиозную книгу и один предмет религиозного культа, что ограничивает право на свободу отправления религиозных обрядов; 24) медицинская помощь оказывается некачественно, объем медицинской помощи недостаточный, в здравпункте установлена камера наблюдения, при медосмотрах присутствует сотрудник ИК-31; 25) осужденным запрещено пользоваться таксофоном, телевизором, электронной почтой; 26) в ЕПКТ нет подвального помещения, в одном помещении ЕПКТ расположены кладовка и сушилка.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец Краснянский М.В., участвовавший в судебном заседании с применением систем видеоконференцсвязи, требования административного искового заявления поддержал.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК 31 УФСИН России по Республике Коми и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми, в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Административный ответчик ФСИН России, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, своих представителей не направил.
По итогам рассмотрения административного дела, решением Усть-Вымского районного суда от 11 марта 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Краснянского Максима Викторовича к Российской Федерации в лице ФСИН и ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении в размере 1900000 рублей.
В апелляционной жалобе административный истец Краснянский М.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, выражая несогласие с ним по доводам административного искового заявления, полагая, что условия отбывания им наказания в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми не соответствуют нормативным требованиям и нарушают его права, свободы и законные интересы.
Возражений доводам апелляционной жалобы материалы административного дела не содержат.
Административный истец Краснянский М.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не принял.
Административный ответчик ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не принял, своего представителя не направил.
Представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Алябушева Е.В. с доводами жалобы не согласилась, полагая решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы административного дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Обращение Краснянского М.В. в суд с указанным административным исковым заявлением было допустимым в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, поскольку обстоятельства по предмету административного искового заявления имели место, в том числе после вступления в законную силу названного Федерального закона, а сведений об обращении административного истца в Европейский Суд по правам человека с жалобой на предполагаемое нарушение условий содержания в исправительном учреждении по приведенным обстоятельствам не имеется.
Поскольку в соответствии с положениями части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании бездействия организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась, а Краснянский М.В. продолжал содержаться в ЕПКТ ФКУ ИК-31 на день рассмотрения дела судом, то срок для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением о признании условий содержания ненадлежащими и присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении, не пропущен.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности указанных оснований.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и обоснованными, соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьёй 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учётом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Положениями статей 1, 3, 10, 12 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством; предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание, при этом не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц; установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осуждённых, предусматривает действие в исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 20 которых определено, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учётом особенностей работы с тем или иным составом осуждённых, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела, Краснянский М.В. приговором Коломенского городского суда Московской области от 18.08.2011 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "б" части 4 статьи 162 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По сведениям ФКУ ИК-31 осужденный Краснянский М.В. неоднократно признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, переводился в ЕПКТ, где содержался в различные периоды, в том числе с 25.12.2019 по 30.07.2020 и с 11.09.2020 по настоящее время.
В соответствии с частью 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
По практике Европейского Суда по правам человека, если в местах лишения свободы на одного заключенного приходится менее 3 кв.м., то дефицит личного пространства считается настолько серьезным, что возникает устойчивая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции (Постановления Большой Палаты Европейского Суда по делу "Муршич против Хорватии", Решение ЕСПЧ от 17.03.2020 по делу "Шмелев против Российской Федерации, жалоба N 41743/17 и другие).
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 переполненность камер (помещений) невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, могут свидетельствовать о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц.
Из материалов дела и видеозаписей, выполненных по запросу суда в камерах ЕПКТ и ШИЗО, следует, что жилая площадь камер ЕПКТ составляет 13,62 кв.м., камеры рассчитаны на одновременное содержание 4 человек, жилая площадь камер ШИЗО составляет 8,5-8,7 кв.м., камеры рассчитаны на содержание 2 человек. Поскольку на одного человека в камерах ЕПКТ приходится 3,4 кв.м, в камерах ШИЗО - не менее 4,25 кв.м., минимальная норма жилой площади для осужденных, установленная частью 1 статьи 99 УИК РФ, ФКУ ИК-31 соблюдена, сведений о переполненности камер или об отсутствии у истца индивидуального спального места не имеется.
Судом также установлено, что камеры ЕПКТ обеспечены необходимой мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 (Приложение №2 Раздел II параграф 1). Из видеозаписей, выполненных по запросу суда в камерах ЕПКТ следует, что вопреки доводам истца, предметы обстановки свободному перемещению по камерам не препятствуют.
В соответствии с подпунктом 10 пунктом 20 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 №279 (далее - Наставление по оборудованию ИТСОН) в камерах ЕПКТ устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.
Согласно пункту 16.3.3 СП 308.1325800.2017 "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утв. приказом Минстроя РФ от 20.10.2017 №1454/пр (далее - СП 308.1325800.2017) для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер ЕПКТ следует предусматривать устройство отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и наружной стеной камеры следует принимать равное 0,6 м.
Судом установлено, что для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусе ЕПКТ установлены отсекающие перегородки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и стеной камеры составляет 0,6м., что также подтверждается видеозаписями, выполненными в камерах ЕПКТ. Поскольку наличие отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер, предусмотрены указанными выше нормативными положениями, нарушений условий содержания в указанной части не имеется.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 32 Наставления по оборудованию ИТСОН окна в камерах ЕПКТ и ШИЗО с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.
Пунктом 3.1 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2007 №407 (далее - Каталог) предусмотрено оборудование оконных проемов, в которые устанавливается решетка, имеющая каркас из стальной полосы сечением 60х12 мм.; решетчатое заполнение выполнено из стального прутка диаметром 20 мм и стальных полос сечением 60х12 мм., размеры ячеек решетчатого полотна не превышают 100х200 мм.
Согласно пунктам 10 и 11 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными должное внимание следует обращать на освещение помещений, в которых содержатся заключенные; в помещениях, где живут и работают заключенные, искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.
По сведениям ФКУ ИК-31 естественное освещение в камерах ЕПКТ обеспечивается за счет окон размером 0,9 м. х 0,6 м., в камерах ШИЗО - размером 0,6 м. х 0,6м., в проемах которых установлены металлические решетки из круглой стали диаметром 20 мм и поперечных полос сечением 60*12 мм, что подтверждено видеозаписями, выполненными по запросу суда, на которых зафиксировано наличие в камерах ЕПКТ и ШИЗО окон, оборудованных с обеих сторон решетками.
Согласно справке ФКУ ИК-31 для искусственного освещения в камерах ЕПКТ используются по 3 светодиодных лампы, в камерах ШИЗО - по 2 лампы, мощностью 12 Вт каждая. Наличие указанных ламп подтверждается видеозаписями, выполненными по запросу суда, на которых видно, что камеры ЕПКТ и ШИЗО оборудованы светильниками с исправными светодиодными лампами, обеспечивающими возможность писать и читать без опасности для зрения. Сведения, указывающие на ухудшение зрения истца в период его нахождения в ЕПКТ вследствие недостаточного освещения, отсутствуют, что подтверждается справкой филиала МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Таким образом, в камерах ЕПКТ и ШИЗО обеспечено в совокупности естественное и искусственное освещение, которое было достаточным для чтения и письма без опасности для зрения, а наличие решеток на окнах, преграждающих доступ к окнам, предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством, в связи с чем, не может рассматриваться как незаконное.
Согласно пункту 16.2.8 СП 308.1325800.2017 оконные блоки в камерах ЕПКТ для обеспечения проветривания оборудуются форточкой (фрамугой), расположенной в верхней части блока и открывающейся в горизонтальной плоскости (откидное открывание - максимально под углом 45° к плоскости пола). Допускается оконные блоки оборудовать откидной створкой. Конструкция оконного блока и механизма открывания должны обеспечивать фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях "закрыто" и "открыто", так и в промежуточных положениях.
По сведениям ФКУ ИК-31 окна в камерах ЕПКТ открываются в горизонтальной плоскости с помощью специального механизма, представляющего собой металлическую ручку длиной около 30 см. с круглым наконечником для регулировки положения створки окна. Представленными видеозаписями доводы истца о необходимости залезать на отсекающую решетку для доступа к ручке данного механизма опровергнуты, имеется возможность регулировать притвор окна, стоя на полу не залезая на отсекающую решетку. Таким образом, механизм открывания, которым оборудованы окна в камерах ЕПКТ, соответствует установленным нормативным требованиям, его использование по назначению не нарушает установленные условия содержания, а также прав, свобод и законных интересов истца.
Пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 (далее - ПВР ИУ) предусмотрено, что помывка осужденных должна обеспечиваться не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Стандартные минимальные правила обращения с заключенными, принятые Первым конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с преступниками, состоявшимся в Женеве в 1955 году, и утвержденные Экономическим и социальным советом в резолюциях 663 C (XXIV) от 13.07.1957 и 2076 (LXII) от 13.05.1977, не предусматривают обязательного наличия горячего водоснабжения в каждой камере, где содержатся осужденные.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 разъяснено, что невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, может свидетельствовать о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом, что камеры ЕПКТ оборудованы системой круглосуточного холодного водоснабжения, подача горячего водоснабжения в камеры при проектировании и строительстве здания в 1984 году не была предусмотрена. По сведениям ФКУ ИК-31 истец был обеспечен помывкой в душевом помещении, оборудованном системами горячего и холодного водоснабжения, два раза в неделю в соответствии с установленным в ЕПКТ распорядком дня, что истцом не оспаривалось, он имел возможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, в связи с чем, нарушений условий его содержания в ЕПКТ в данной части не установлено. Отсутствие круглосуточного горячего водоснабжения непосредственно в камере ЕПКТ не свидетельствует о несоблюдении ответчиком установленных условий содержания, поскольку такой уровень коммунального благоустройства не является общедоступным и не гарантирован государством как общеобязательный. Нарушений ответчиками прав и законных интересов истца на обеспечение санитарных условий в связи с отсутствием горячей воды непосредственно в камере ЕПКТ не установлено.
Судом также было принято во внимание, что вступившим 18 мая 2020 года в законную силу решением Усть-Вымского районного суда от 01 июля 2019 года на ФКУ ИК-31 возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить горячим водоснабжением камеры ШИЗО и ЕПКТ ФКУ ИК-31, и на день принятия судом настоящего решения срок его исполнения не наступил.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 32 Наставления по оборудованию ИТСОН провода электропитания светильников в камерах ЕПКТ прокладываются скрыто, под слоем штукатурки, в металлических трубах. Светильники общего и дежурного освещения устанавливаются в нишах и ограждаются со стороны камер решетками. Выключатели размещаются у дверей каждой камеры в коридоре.
Согласно пункту 157 ПВР ИУ осужденным, переведенным в ЕПКТ, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 (Приложение N 2 Раздел II параграф 1) не предусмотрено наличие в камерах ЕПКТ зеркала.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и нормы международного права не допускают оборудование камер ШИЗО и ЕПКТ электрическими розетками и не предусматривают для осужденных возможности использования бытовых электроприборов. Осужденные, переведенные в ЕПКТ не вправе иметь при себе бытовые электроприборы.
Таким образом, поскольку отсутствие в камерах ЕПКТ электрических розеток и зеркал прямо регламентировано нормами уголовно-исполнительного законодательства, нарушений прав и законных интересов истца не допускалось.
Согласно пункту 10 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными следует обращать внимание на вентиляцию помещений, в которых проживают осужденные.
Пунктом 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 (утратившем силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631, но действовавшим на период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, может свидетельствовать отсутствие либо недостаточность вентиляции.
По сведениям ФКУ ИК-31 вентиляция камер ЕПКТ осуществляется естественным притоком воздуха через внутристенные вентиляционные каналы и открытые окна камер. Согласно видеозаписям, выполненным по запросу суда в камерах ЕПКТ, во всех камерах имеются окна, оборудованные специальным механизмом открывания, регулирующим приток воздуха в камеры, а также вытяжные отверстия вентиляционных каналов, расположенные в туалетах и непосредственно в камерах. Система вентиляции обеспечивает отвечающие нормативным требованиям условия содержания в камерах ЕПКТ. Для обеспечения более качественного воздухообмена камеры ЕПКТ оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, что подтверждено справкой начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-31 и видеозаписью работы системы вентиляции с механическим побуждением и видеозаписями, выполненными в камерах ЕПКТ. Вентиляция в камерах ЕПКТ не нарушает температурный режим, что подтверждено записями в журнале контроля температурного режима, согласно которым в период нахождения истца в ЕПКТ температура в камерах находилась в пределах +18 Со +21 Со.
Приведенная совокупность доказательств, в том числе видеозаписи, выполненные в камерах ЕПКТ по запросу суда, позволили убедиться и в том, что в санитарных комнатах камер ЕПКТ также имеются вытяжные отверстия, обеспечивающие вентиляцию, что подтверждает обеспечение в санитарных комнатах камер ЕПКТ вентиляции.
Согласно нормам Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130 дсп, исправительные учреждения должны быть оборудованы унитазами.
Из положений пункта 14 "Состав, площади, размещение и оборудование помещений, общие требования к зданиям ЕПКТ" СП 308.1325800.2017 "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утв. Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр, помещения оборудуются одним унитазом и одним умывальником (без кабины).
Приведенные нормы не предусматривают обязательное наличие смывного бачка в унитазах, вместе с тем, как следует из представленной суду видеозаписи, смыв в унитазах обеспечивается путем открытия вентиля на трубе системы централизованного холодного водоснабжения, что соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства, на нарушая прав, свобод и законных интересов истца.
Не нашли своего подтверждения и доводы административного иска об обустройстве полов в камерах ЕПКТ из щитов, имеющие выступающие части крепления, что создает риск получения травм. Согласно справке ФКУ ИК-31 и видеозаписи, выполненной в камерах ЕПКТ по запросу суда, полы в камерах выполнены из древесно-стружечных плит, скрепленных с бетонным основанием пола с помощью болтовых соединений. В целях исключения устройства осужденными схронов, края плит укреплены металлическим уголком. При этом, наличие на полу выступающих частей его крепления само по себе не указывает на нарушение прав и законных интересов истца. Сведений об обращении истца к администрации учреждения с просьбой отремонтировать участники пола, имеющие, по его мнению, недостатки, препятствующие безопасному передвижению по камере, не имеется.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 №24 (утратившего силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, но действовавшего на момент рассматриваемых правоотношений), питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Как следует из материалов дела и установлено судом, камеры ЕПКТ оборудованы системой централизованного холодного водоснабжения, а по результатам санитарно-эпидемиологической оценки, образцы воды, отобранные из централизованной системы питьевого водоснабжения ФКУ ИК-31, по органолептическим показателям (мутность, цветность), по химическим показателям (окисляемость перманганатная, водородный показатель, жесткость общая, железо общее) соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24, а по химическим показателям аммиак и аммоний-ион соответствуют требованиям пункта 103 Гигиенических нормативов 2.1.5.1315-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 №78 (утратившего силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, но действовавшего на момент рассматриваемых правоотношений), в связи с чем, холодная вода, подаваемая в камеры ЕПКТ через систему централизованного водоснабжения, соответствует требованиям гигиенических нормативов.
Выдача вещевого довольствия для осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях строгого режима, осуществляется на основании Приказа Минюста России от 03.12.2013 №216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах".
Представленными материалами дела подтверждено, что предметы вещевого имущества, в том числе матрацы подменного фонда, находятся в удовлетворительном состоянии, стирка вещевого имущества и постельных принадлежностей осужденных, содержащихся в ЕПКТ, осуществляется в банно-прачечном комплексе ФКУ ИК-31, толщина матрацев в камерах ЕПКТ по техническим условиям соответствует нормативным требованиям.
Согласно материалам прокурорской проверки и ответа заместителя прокурора Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от 29.07.2020 №728ж-2012, выданная истцу одежда, постельное белье и матрац соответствуют установленным требованиям, перед выдачей прошли санитарную и термическую обработку, пригодны к использованию, в связи с чем, обеспечение вещевым довольствием, постельными принадлежностями и матрацем отвечало приведенным выше нормативным требованиям уголовно-исполнительного законодательства, условиям содержания в камерах ЕПКТ и не нарушало прав, свобод и законных интересов истца.
Согласно подпункту 10 пункта 32 Наставления по оборудованию ИТСОН камеры ЕПКТ оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 (Приложение N 2 Раздел II параграф 1) предусмотрено оборудование камеры ЕПКТ откидной металлической кроватью из расчета 1 кровать на 1 человека, табурет из расчета 1 табуретка на 1 человека, стол прямоугольный на отряд.
Пунктом 12.3 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России" (далее - Каталога), утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2007 №407 предусмотрено, что полотна коек с металлическим настилом, устанавливаемых в камерах ЕПКТ, имеют каркасы из стального уголка сечением 45х45х4 мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50х4 мм.
Представленными суду доказательствами, в том числе видеозаписью, выполненной по запросу суда в камерах ЕПКТ, подтверждено, что они оборудованы откидными металлическими кроватями без деревянного покрытия, закрываемыми в дневное время на замок, из расчета 1 кровать на 1 человека. Наличие деревянного покрытия на кроватях, установленных в камерах ЕПКТ, уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрено, нарушений условий содержания истца в указанной части не установлено. Поскольку пунктом 12 Приложения 1 к ПВР ИУ осужденным запрещено иметь при себе без медицинских показаний лекарственные вещества и предметы медицинского назначения, к числу которых щит на кровать не относится, доводы административного истца о рекомендации ему врачом-неврологом щита на кровать судом были мотивировано отклонены. Приведенные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении установленных условий содержания.
В соответствии с требованиями пункта 14.1 Каталога в камерах ПКТ и ШИЗО устанавливается скамья камерная (СК-1). Несущие элементы каркаса скамьи СК-1 выполняются из стального уголка сечением 45х45х5 мм, сиденье - из досок толщиной 45 мм.
Согласно пункту 13.2 Каталога в камерах ПКТ и ШИЗО устанавливается стол камерный (СТ-2). Каркас стола СТ-2 изготовлен из стального уголка сечением 45х45х5 мм, перекладины для ячеек - из уголка 25х25х4 мм, габаритные размеры стола СТ-2 длина - 800 мм; ширина - 610 мм; высота - 870 мм.
Судом установлено, что скамьи, столы в камерах ЕПКТ также соответствуют требованиям уголовно-исполнительного законодательства.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 20 Наставления по оборудованию ИТСОН, внешняя дверь камеры ЕПКТ должна быть оборудована смотровым закрывающимся глазком и форточкой для подачи пищи. Форточка размером 220x180 мм. устраивается на высоте 1,0 м. от уровня пола. Форточка открывается в сторону коридора и закрывается замком вагонного типа. В горизонтальном положении она удерживается ограничителем.
Материалами дела установлено, что наличие в дверях камер ЕПКТ форточки для подачи пищи на высоте 1,0 м. от уровня пола соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства, и не нарушает прав, свобод и законных интересов истца.
Согласно пункту 6 Приложения №2 Раздела II параграфа 1 Норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512, в ЕПКТ должен находиться бак для питьевой воды с кружкой и тазом.
По сведениям ФКУ ИК-31 камеры ЕПКТ обеспечены необходимой мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода, в том числе баком для питьевой воды. Питьевой водой осужденные обеспечиваются без ограничений. Подготовка питьевой воды производится в столовой. В соответствии с программой производственного контроля ежеквартально пробы питьевой воды отбираются на исследование на предмет ее соответствия СанПиН 2.1.4.1116-02. По результатам исследований вода признавалась соответствующей требованиям по микробиологическим показателям. Доводы истца о несоответствии нормативным требованиям питьевой воды и материала изготовления баков для питьевой воды, установленных в камерах ЕПКТ, были мотивировано отклонены, а доводы о возможных отравлениях опровергнуты справкой филиала МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, согласно которой за период нахождения в ЕПКТ фактов отравлений осужденных в целом или отравлений истца не имелось. Доводы истца о недостаточном обеспечении питьевой водой опровергнуты видеозаписью и справкой ФКУ ИК-31, при том, что сам истец в период нахождения в ЕПКТ с жалобами на нехватку питьевой воды или отсутствие баков в камерах не обращался.
В соответствии с частью 4 статьи 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 (Приложение № 2 Раздел II параграф 1) предусмотрено оборудование камеры ЕПКТ репродуктором.
Таким образом, осуществление радиовещания согласно распорядку дня ЕПКТ, кроме времени, отведенного на ночной отдых, соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства.
Согласно части 1 статьи 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Право администрации исправительных учреждений использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, а потому закрепление в части 1 статьи 83 УИК РФ указанного права преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права истца. Постоянный контроль за поведением осужденных, переведенных в ЕПКТ, путем использования аудиовизуальных средств надзора, направлен на создание условий для исправления осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений. Доводы истца об осуществлении должностных обязанностей операторов постов видеоконтроля сотрудниками женского пола судом мотивировано отклонены, поскольку препятствий для выполнения данных функций лицами другого пола с осужденными уголовно-исполнительное законодательство не содержит.
В силу части 3 статьи 99 УИК РФ и части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205 утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы.
Приказом Минюста России от 17.09.2018 №189 установлены повышенные нормы питания, рационы питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
Согласно ответу заместителя прокурора Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от 29.07.2020 №728ж-2012 выдаваемая осужденным в ЕПКТ пища соответствует установленным требованиям.
Приказом начальника ИК-31 от 05.12.2019 №612 утвержден распорядок дня для осужденных, содержащихся в ЕПКТ/ШИЗО, которым предусмотрено, что выдача кипятка для заваривания чая или кофе производится три раза в день во время завтрака, обеда и ужина. В связи с чем, желание истца иметь возможность получать кипяток в любое удобное дня него время, не соответствует действующим ПВР ИУ и установленному в ФКУ ИК-31 распорядку дня.
Как следует из исследованных судом материалов дела, в том числе из документальных раскладок продуктов и из справки ФКУ ИК-31, питание осужденных, отбывающих наказание в ЕПКТ, в том числе самого истца, соответствует всем требованиям и нормам, установленным приведенными выше нормативными положениями, нарушений условий содержания в указанной части не установлено, права, свободы и законные интересы истца не нарушены.
В соответствии с пунктом 156 ПВР ИУ осужденным, переведенным в ЕПКТ курение разрешается в период прогулки, предусмотренной распорядком дня. Сигареты и спички осужденным выдаются по их просьбе младшим инспектором по надзору за осужденными, содержащимися в штрафных помещениях.
Таким образом, для осужденных, содержащихся в ЕПКТ, уголовно-исполнительным законодательством установлены более строгие режимные требования, в том числе, ограничивающие курение табака. ФКУ ИК-31, запрещая ему курить в камерах ЕПКТ, не допускало в отношении истца каких-либо нарушений действующих нормативных положений, его права и законные интересы не нарушались.
В соответствии с частью 2 статьи 9 УИК РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.
Согласно пунктам 16 и 20 ПВР ИУ осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении. В каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Распорядок дня осужденных, содержащихся в ЕПКТ на основе примерного распорядка дня осужденных, утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.
Приказом начальника ФКУ ИК-31 от 05.12.2019 №612 утвержден распорядок дня для осужденных, содержащихся в учреждении. Согласно приложению №3 к данному приказу, для осужденных, содержащихся в ЕПКТ/ШИЗО, установлено время подъема 04.30 (1 этаж) и 05.00 (2 этаж), а также время отбоя 20.30 (1 этаж) и 21.00 (2 этаж).
Таким образом, несоответствие установленного в ЕПКТ распорядка дня привычкам осужденных не может свидетельствовать о нарушении их прав, так как соблюдение утвержденного начальником ИУ распорядка дня является одной из основных обязанностей осужденных.
В соответствии с пунктом 21 ПВР ИУ помывка осужденных, содержащихся в ШИЗО и ЕПКТ, должна производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
Судом установлено, что техническое состояние душевой и установленного в ней оборудования находится в удовлетворительном состоянии, что подтверждается видеозаписью, выполненной в помещении душевой по запросу суда. Холодная вода, подаваемая через систему централизованного водоснабжения, соответствует гигиеническим нормативам, в том числе по органолептическим свойствам. Утверждения истца об использовании для помывки ржавой воды не нашли своего подтверждения. Из представленных ФКУ ИК-31 видеозаписей видно, что пластиковые тапочки для посещения душевой, выданные осужденным, хранятся в индивидуальных ячейках.
В соответствии с подпунктом "в" части 2 статьи 118 УИК РФ осужденные, переведенные в ЕПКТ в порядке взыскания, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.
Согласно подпункту 14 пункта 32 Наставления по оборудованию ИТСОН к зданию ЕПКТ примыкают прогулочные дворы; в середине каждого прогулочного двора устанавливается скамейка, которая надежно крепится к полу; над прогулочными дворами вдоль стен устраиваются облегченные навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1,2 м.
Как следует из исследованных судом материалов, в ЕПКТ функционирует 7 прогулочных дворов, которые эксплуатируются всесезонно. Из видеозаписей, выполненных по запросу суда в прогулочных дворах ЕПКТ с №1 по №8, видно, что в середине каждого прогулочного двора установлена прикрепленная к полу скамейка. Над прогулочными дворами, вдоль дальней от входа стены, устроены навесы для укрытия от атмосферных осадков. Имеющиеся дефекты бетонного покрытия полов в прогулочных дворах, выявленные проведенной 27.07.2020 Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проверкой сами по себе не указывают об отбывании истцом наказания в виде лишения свободы в ненадлежащих условиях, поскольку не препятствовали ему пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа, не нарушали его прав и законных интересов. Установка в прогулочных дворах снарядов для выполнения физических упражнений и урн уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Статьей 118 УИК РФ и положениями главы 24 ПВР ИУ предусмотрены условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах.
В соответствии с пунктом 157 ПВР ИУ осужденным, переведенным в ЕПКТ в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них средства индивидуальной гигиены (в том числе крема, расчески, ватные палочки и дезодоранты), которые выдаются им только на определенное распорядком дня время, в связи с чем, установленный истцу ФКУ ИК-31 запрет иметь при себе в камере ЕПКТ предметы личной гигиены, соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства.
Согласно пункту 157 ПВР ИУ осужденным, переведенным ЕПКТ в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Осужденные, переведенные в ЕПКТ в порядке взыскания, вправе иметь при себе личные вещи, прямо перечисленные в пункте 157 ПВР ИУ, при этом конкретное количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей (пункт 3 Примечания к Приложению №1 ПВР ИУ).
Поскольку фотографии в данном перечне личных вещей, которые осужденным, переведенным ЕПКТ, разрешается брать с собой, отсутствуют, действия административного ответчика по изъятию у истца и передаче на склад для хранения в соответствии с пунктом 52 ПВР ИУ фотографий соответствует приведенным выше нормативным положениям.
Статьями 14 и 28 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантирована свобода совести и вероисповедания.
Гарантией реализации названного конституционного права является светский характер российского государства как основа конституционного строя Российской Федерации (статья 4 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Положениями статьи 3 указанного Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ закреплен принцип равенства всех граждан во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности и недопустимости установления преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии.
Согласно пункту 4 приложения №20 к Приказу начальника ФКУ ИК-31 от 05.12.2019 №612 "Об утверждении распорядка дня для осужденных ИК-31" (в редакции приказа от 17.11.2020 №570) осужденные, содержащиеся в ЕПКТ могут иметь при себе 1 предмет культа индивидуального использования для нательного ношения, 1 предмет культа индивидуального использования для карманного ношения, а также 1 экземпляр религиозной литературы.
Таким образом, административный истец имел право брать с собой в камеру ЕПКТ один экземпляр религиозной литературы, не более двух предметов культа индивидуального пользования, из которых один для нательного ношения и один для карманного ношения. В силу приведенных выше нормативных положений, ограничивающих количество предметов религиозного культа, которые осужденные, содержащиеся в ЕПКТ, могут взять с собой в камеру, нарушений условий содержания административного истца не допущено.
В соответствии с пунктом 171 ПВР ИУ к осужденным, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Вместе с тем, приведенная норма не предусматривает вывод осужденных, содержащихся в ЕПКТ, непосредственно в церковь или иной объект религиозного культа. В связи с этим, действия ответчиков по изъятию у истца при поступлении в ФКУ ИК-31 и по передаче на склад для хранения в соответствии с пунктом 52 ПВР ИУ иконок ламинированных в количестве 7 штук, а также запрет на посещение церкви, не свидетельствуют о нарушении условий содержания.
Статьей 26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" предусмотрено право лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, на оказание медицинской помощи. Порядок организации оказания медицинской помощи таким лицам, устанавливается законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы утвержден Приказом Минюста Российской Федерации от 28.12.2017 №285, согласно пункту 8 которого первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается осужденным в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в ЕПКТ, при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта). В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.
Из медицинской карты на имя Краснянского М.В. и справки начальника филиала МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 02.02.2021 следует, что медицинская помощь административному истцу оказывалась в здравпункте №1 филиала МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, расположенном в ЕПКТ. Истец неоднократно направлялся на стационарное лечение в ФКЛПУБ-18 г.Ухта УФСИН России по Республике Коми. Отсутствие непосредственно в ЗП №1 филиала МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России врачей-специалистов, а также оборудования для оказания специализированной медицинской помощи, не свидетельствует о некачественном оказании истцу медицинской помощи или недостаточности объема оказанной ему медицинской помощи.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не допускается, а соблюдение врачебной тайны является одним из принципов охраны здоровья граждан.
В соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Минюста России от 13.07.2006 №252-дсп в целях обеспечения личной безопасности медицинских работников прием осужденных осуществляется в присутствии сотрудника администрации исправительного учреждения, в связи с чем, присутствие сотрудника ФКУ ИК-31 при оказании истцу первичной медико-санитарной помощи в ЗП №1 филиала МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России соответствует требованиям закона.
Постоянный контроль за поведением осужденных, переведенных в ЕПКТ, путем использования аудиовизуальных средств надзора, направлен на создание условий для исправления осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений, в связи с чем, наличие в здравпункте камеры наблюдения прямо предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем, нарушений условий содержания ответчиками не было допущено, а права, свободы и законные интересы истца не нарушены.
Частью 2 статьи 94 УИК РФ осужденным, кроме переведенных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры, разрешен просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
В соответствии с пунктом 89 ПВР ИУ осужденным, находящимся в ШИЗО или ЕПКТ, телефонный разговор может быть разрешен лишь при наличии исключительных личных обстоятельств.
Согласно пункту 17 приложения №1 к ПВР ИУ в перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать либо приобретать включены, кроме прочего, средства мобильной связи и коммуникации, дающие возможность выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Таким образом, существующий в ЕПКТ запрет на пользование осужденными таксофоном, телевизором, электронной почтой соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства, сведений о наличии у истца исключительных личных обстоятельств, которые давали бы ему право на телефонный разговор, не имеется, в связи с чем, нарушения условий содержания не имелись.
Не нашли своего подтверждения в судебном заседании и требования к обязательному наличию в ЕПКТ подвального помещения, при этом запрет обустраивать в одном помещении кладовку и сушилку, запрет армировать стены помещений ЕПКТ металлическими листами, расположенными под слоем штукатурки, приведенными выше нормами уголовно-исполнительного законодательства не установлены, в связи с чем, нарушений условий содержания в указанной части также не имеется.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, проанализировав указанные выше нормативные положения и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, оснований не согласиться с которым не имеется. Представленные суду доказательства о содержании административного истца в учреждении уголовно-исполнительной системы в надлежащих условиях были объективно исследованы судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Оснований ставить под сомнение представленные учреждением уголовно-исполнительной системы материалы и документы не имеется. Приведенные выводы суда подтверждаются ссылками на нормы материального и процессуального права, подробно мотивированы и сомнений не вызывают. Совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия), предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлена. Поскольку судом не установлено нарушений условий содержания Краснянского М.В. в исправительном учреждении, оснований для присуждения компенсации в пользу административного истца также не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о не применении судом при рассмотрении дела норм международного права о защите прав человека и основных свобод, не могут быть признаны обоснованными и являться основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку судом первой инстанции номы международного права приняты во внимание, однако, условия содержания осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми не являются не совместимыми с уважением человеческого достоинства.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении требований и не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения, они аналогичны тем, на которые истец ссылался в обоснование исковых требований, при этом доводам административного истца в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с подробной мотивировкой и обоснованием причин их отклонения, они не опровергают выводов суда, а поэтому не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краснянского Максима Викторовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение будет изготовлено 21 мая 2021 года.
Председательствующий -
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 мая 2021 года.