Дело № 2а-1639/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Смоленск 14 сентября 2021 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Мартыненко В.М.,
при секретаре Гуркиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску к Корольковой Е.Ю. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску (далее - ИФНС России по г. Смоленску/Инспекция/административный истец/взыскатель) обратилась в суд с административным иском к Корольковой Е.Ю. (далее - административный ответчик/должник) о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу в общей сумме 1 359,91 руб., сославшись на следующие доводы.
На налоговом учете в ИФНС России по г. Смоленску в качестве налогоплательщика состоит Королькова Е.Ю. (ИНН №) и в силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) и статьи 57 Конституции РФ она обязана уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 №87-З "О транспортном налоге" (в редакции, действующей на момент начисления налога) лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 НК РФ и ст. 3 указанного областного закона являются плательщиками транспортного налога.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Королькова Е.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ годах являлась владельцем зарегистрированного на ее имя транспортного средства: "<данные изъяты>", госрегномер №, в связи с чем начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год - 1 427,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - 713,00 руб.
В установленный законом срок, начисленный транспортный налог уплачен не был, в связи чем, и на основании ст. 69 НК РФ в адрес должника направлены требования №7255 от 10.02.2017, №8628 от 06.02.2018 о необходимости погашения задолженности.
Поскольку настоящие требования не исполнены в добровольном порядке, задолженность не погашена, в силу статьи 75 НК РФ начислены пени в размере 24,71 руб. + 16,64 руб.
Неуплата недоимки и санкций по транспортному налогу в установленном размере и в определенный срок явилось основанием обращения ИФНС России по г. Смоленску к мировому судье судебного участка № в г. Смоленске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Корольковой Е.Ю.
Выданный 21.01.2021 судебный приказ по делу № отменен определением мирового судьи от 09.04.2021 по причине поступивших возражений от имени Корольковой Е.Ю. относительно исполнения судебного приказа и его отмене.
На основании изложенного, ИФНС России по г. Смоленску просит суд взыскать с Корольковой Е.Ю. задолженность по транспортному налогу, а именно: недоимка - 1 318,56 руб., пени - 41,35 руб. (л.д. 3-5).
Представитель административного истца - ИФНС России по г. Смоленску Васильцова М.В. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 32-34) не возражала против рассмотрения дела в отсутствии административного ответчика, административный иск поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.
Иных дополнений и ходатайств суду не представила.
Административный ответчик Королькова Е.Ю., будучи своевременно и должным образом, извещенной о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не прибыла, явку представителя не обеспечила, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие, либо об отложении рассмотрения дела не представила, своего отношения по заявленным требованиям не выразила (л.д. 27,30).
Принимая во внимание позицию представителя административного истца, руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), суд определил о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствии неявившегося административного ответчика, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сборов, а также пеней и штрафа.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 6 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, более поздние по сравнению в установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектом налогообложения.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом с учетом статей 359, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 5, 6 Закона Смоленской области от 27 ноября 2002 года №87-3 "О транспортном налоге" на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В ходе судебного разбирательства и при исследовании письменных материалов дела установлено, что на налоговом учете в ИФНС России по г. Смоленску в качестве налогоплательщика состоит Королькова Е.Ю. (ИНН №) и в силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 57 Конституции РФ она обязана уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Королькова Е.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ г.г. являлась собственником транспортного средства марки "<данные изъяты>", госрегномер №, о чем свидетельствует информационное письмо ГИБДД УМВД России по Смоленской области (л.д. 35), содержание административного иска и налоговых уведомлений, направленных в адрес Корольковой Е.Ю. (л.д. 3-5,14-15).
В соответствии с содержанием налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ Корольковой Е.Ю. начислен транспортный налог за 4 месяца ДД.ММ.ГГГГ года использования указанного транспортного средства в размере 713,00 руб., со сроком уплаты: до 01.12.2016 (л.д. 15).
За ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев использования транспортного средства) Корольковой Е.Ю. начислен транспортный налог в сумме 1 427,00 руб., со сроком уплаты: до 01.12.2017 (л.д. 14).
О направлении настоящих уведомлений в адрес налогоплательщика свидетельствуют списки заказных писем соответственно № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17,16).
По причине отсутствия добровольной уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г.г. налоговым органом в силу ст. ст. 69,70 НК РФ в адрес должника направлено налоговое требование №7255 от 10.02.2017 о необходимости уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 713,00 руб., начисленных в силу ст. 75 НК РФ пеней в размере 16,64 руб., в срок до 21.03.2017.
Справочно указано, что по состоянию на 10.02.2017, за Корольковой Е.Ю. числится общая задолженность в сумме 729,64 руб. (л.д. 9).
О направлении указанного требования в адрес должника свидетельствует список заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Корольковой Е.Ю. направлено требование №8628 от 06.02.2018 о необходимости уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1 427,00 руб., и пеней начисленных в силу ст. 75 НК РФ в размере 24,71 руб.
Справочно указано, что по состоянию на 06.02.2021 за Корольковой Е.Ю. числится общая задолженность в размере 2 257,69 руб. (л.д. 10).
Свидетельством направления настоящего требования в адрес должника является список заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Исходя из содержания налоговых требований, общая сумма задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 140,00 руб. (713,00 руб. + 1 427,00 руб.), при этом административным истцом истребуемая сумма недоимки по транспортному налогу составляет 1 318,56 руб. (л.д. 5).
Соответственно, административным ответчиком в счет погашения задолженности частично внесены денежные средства, что подтверждается карточкой "Расчеты с бюджетом", в соответствии с содержанием которой ДД.ММ.ГГГГ Корольковой Е.Ю. внесены соответственно суммы: 808,02 руб., 10,92 руб., 2,50 руб., а всего 821,44 руб. (л.д. 36).
Административным истцом не оспаривалось частичное погашение Корольковой Е.Ю. задолженности по транспортному налогу за спорный налоговый период, в соответствии с чем, истребуемая сумма недоимки уменьшена Инспекцией при обращении с настоящим административным иском в суд.
Однако, в полном объеме задолженность не погашена, в связи с чем и на основании ст. 48 НК РФ Инспекция ФНС России по г. Смоленску обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка № в г. Смоленске о вынесении судебного приказа в отношении должника Корольковой Е.Ю.
Выданный 21.01.2021 судебный приказ для взыскания с Корольковой Е.Ю. недоимки по налогам на общую сумму 2 181,35 руб. отменен определением мирового судьи 09.04.2021 в связи с поступившими возражениями Корольковой Е.Ю. относительно исполнения судебного приказа и его отмене (л.д. 7).
После отмены судебного приказа определением мирового судьи от 09.04.2021, в соответствии с главой 32 КАС РФ, административный истец обратился в Заднепровский районный суд г. Смоленска с административным иском к тому же должнику и с тем же требованием 23.08.2021 (согласно штемпелю на почтовом конверте отправителя), то есть с соблюдением установленного статьей 48 НК РФ срока (л.д. 26,3).
Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Согласно материалам дела судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ). Факт вынесения судебного приказа 21.01.2021 свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного пунктом 2 статьей 48 НК РФ.
Таким образом, налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволила налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
В этой связи суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению, и полагает необходимым взыскать с административного ответчика Корольковой Е.Ю. задолженность по транспортному налогу.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Учитывая изложенное, а также положения подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона, в размере 400 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску к Корольковой Е.Ю. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с Корольковой Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки города Смоленска, зарегистрированной по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу в общей сумме 1 359 (одна тысяча триста пятьдесят девять) руб. 91 коп., в том числе: недоимка - 1 318 руб. 56 коп., пени - 41 руб. 35 коп.
Взыскать с Корольковой Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки города Смоленска, зарегистрированной по адресу: <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.М. Мартыненко
Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2021 года.