Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-4013/2010
11 октября 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2010 г. Полный
текст решения изготовлен 11 октября 2010 г.
Арбитражный суд в составе судьи Д.В. Курмачева,
при участии помощника судьи Е.А. Варламова,
рассмотрев в судебном заседании заявление Прокурора Ромненского района Амурской области
к
индивидуальному предпринимателю Каткову Валерию Николаевичу
о привлечении к административной ответственности,
протокол вел помощник судьи Е.А.Варламов,
при участии в заседании: от заявителя – Коломеец М.А., помощник прокурора, по доверенности от 05.10.2010 г. № 1892, удостоверение; от предпринимателя - не явился, извещен надлежащим образом.
установил:
Прокурор Ромненского района Амурской области (далее по тексту – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Каткова Валерия Николаевича (далее по тексту – Катков В.Н., предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование своих требований заявитель указал, что предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности допущены нарушения лицензионных требований и условий, выразившиеся в несоблюдении частоты проведения периодических медицинских осмотров водителей; в допуске к осуществлению междугородних автобусных перевозок лица, не имеющего необходимого непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса .
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме. Просил учесть в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность предпринимателя, факт повторного совершения однородного административного правонарушения, подтверждающийся решениями Арбитражного суда Амурской области от 09.03.2010 г. по делу № А04-636/2010, от 29.07.2010 г. по делу № А04-2954/2010.
Предприниматель в судебное заседание не явился, письменный отзыв, другие запрошенные судом документы не представил. О времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 205 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие индивидуального предпринимателя Каткова В.Н.
Исследовав доводы заявителя, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Катков Валерий Николаевич, 20.09.1959 года рождения, зарегистрирован Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 17.01.2006 г. за основным государственным регистрационным номером 306280401700011, ИНН 282200533334.
Предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии АСС 28 502810 от 29.03.2006. Срок действия лицензии – до 29.03.2011.
06.09.2010 г. Прокуратурой Ромненского района на основании плана работы прокуратуры на 2 полугодие 2010 года, Приказа от 31.08.2010 г. № 10 проведена проверка соблюдения предпринимателем законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий, предъявляемых к перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек:
·нарушение частоты проведения периодических медицинских осмотров, установленной Приказом Минздравсоцразвития РФ о 16.08.2004 г. № 83: при установленной частоте проведения медицинских осмотров не реже чем один раз в два года, к перевозкам пассажиров, осуществляемым в августе 2010 г., были привлечены лица, прошедшие медицинское освидетельствование 08.04.2010 г. (Катков В.Н.) и 11.06.2010 г. (Останин С.Н.);
·нарушение п.2.3.1 Приказа Минтранса РФ от 18.01.1997 г., выразившееся в допуске к управлению транспортным средством, осуществляющим междугородние перевозки, лица, не имеющего необходимого непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
Допущенные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.09.2010 г.
Требованием от 06.09.2010 г. № 1656, полученным предпринимателем 06.09.2010 г., Катков В.Н. уведомлен о необходимости явки 08.09.2010 г. в 10 час. 00 мин. для составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
08.09.2010 г. Прокурором района вынесено постановлении о возбуждении дела об административном правонарушения, действия предпринимателя квалифицированы по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В объяснении, отобранном у Каткова В.Н. 08.09.2010 г., предприниматель факт нарушений признал, их наличие объяснил нехваткой работников, их большой занятостью, а также производственной необходимостью.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд считает требования Прокурора Ромненского района Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с предписаниями статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б» пункта 4); наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование (подпункт «е» пункта 4).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Статьей 23 Закона № 196-ФЗ установлены требования по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 1 названной статьи медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании водителей транспортных средств.
Подпунктом 3.3.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27, предусмотрена обязанность организации обеспечить прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также осуществлять контроль за соблюдением этих сроков.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 № 83 (далее – Приказ № 83) утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). В пункте 17 данного перечня указаны работы по непосредственному управлению транспортными средствами.
В пункте 3.3 приложения № 3 к Приказу № 83 определено, что периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
В нарушение приведенных положений законодательства предпринимателем Катковым В.Н. в августе 2010 г. к управлению транспортными средствами привлечены лица, не прошедшие в установленные сроки периодический медицинский осмотр. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, представленными в материалы дела путевыми листами от 29.08.2010 г. № 579, от 30.08.2010 г. № 581, от 31.08.2010 г. № 589, от 25.08.2010 г. № 569, от 27.08.2010 г. № 574, от 28.08.2010 г. № 576, медицинскими справками от 08.04.2008 г. № 176, от 11.06.2008 г. № 365, актом проверки от 06.09.2010 г., объяснением предпринимателя от 08.09.2010 г.
Также предпринимателем допущено нарушение п.2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2 который устанавливает, что к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.
Между тем, как установлено судом, предпринимателем к управлению транспортным средством, использовавшимся для междугородних перевозок (маршрут с.Ромны-г.Благовещенск) был привлечен водитель Останин С.Н., который не имел необходимого непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса не менее 3 лет. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой Останина С.Н., путевыми листами от 29.08.2010 г. № 579, от 30.08.2010 г. № 581, от 31.08.2010 г. № 589.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения предпринимателем Катковым В.Н. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вина предпринимателя в данных нарушениях подтверждается материалами дела.
Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Каткова В.Н.
Действия предпринимателя необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Срок для привлечения к административной ответственности не истек, порядок привлечения к административной ответственности заявителем не нарушен.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд при назначении наказания учитывает наличие отягчающего ответственность обстоятельства – повторное совершение однородного административного правонарушения в течение одного года (пункт 2 статьи 4.3. КоАП РФ), что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Амурской области от 09.03.2010 г. по делу № А04-636/2010, от 29.07.2010 г. по делу № А04-2954/2010.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Каткова Валерия Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, применить наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Каткова Валерия Николаевича, 20.09.1959 года рождения в с.Поздеевка Ромненского района Амурской области, зарегистрированного Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 17.01.2006 г. за основным государственным регистрационным номером 306280401700011, ИНН 282200533334, с местом жительства по адресу: Амурская область, Ромненский район, с.Ромны, ул.Пионерская, 20, кв.1, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК по Амурской области (Прокуратура Амурской области), ИНН 2801018780, КПП 280101001, р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, БИК 041012001, ОКАТО 10410000000, КБК 41511690010010000140.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Д.В. Курмачев