Решение по делу № 2-2767/2017 от 26.07.2017

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

РіРѕСЂРѕРґ Севастополь                         09 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР°

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - СЃСѓРґСЊРё                     РЎРѕРјРѕРІРѕР№ И.Р’.,

РїСЂРё секретаре                                Р’асиленко Р•.Рћ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демидова Александра Федоровича к Министерству Обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Демидов А.Ф. предъявил иск Министерству обороны Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, указав, что проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, общая продолжительность военной службы при увольнении в отставку по достижению предельного возраста пребывания на военной службе составляла в льготном исчислении 26 лет 08 месяцев. В период прохождения военной службы ему была выделена однокомнатная квартира по адресу: г. Севастополь, <адрес>. 31.05.2010 между ним и 1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ заключен договор социального найма, на основании которого и ордера на вселение он зарегистрирован в квартире с 31.09.2010. В настоящее время он решил приобрести данную квартиру в собственность в порядке приватизации. С этой целью истец обратился в различные органы Министерства обороны Российской Федерации, однако его просьба удовлетворена не была. Уполномоченный орган, который вправе заключать договоры о приватизации, Министерством обороны РФ не определен. В этой связи он не может реализовать предусмотренное законом право на получение в собственность жилья в порядке приватизации.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:

1. Признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

2. Прекратить право собственности Российской Федерации на <адрес>, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

В судебном заседании истец и его представитель Примак Е.Н. требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики – Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Кемарская Л.В. просила вынести решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Югрегионжилье» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, в письменных возражениях на иск просил в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жильем имеют военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в получении жилья, такое право предоставляется один раз. Истец на таком учете не состоит, жильем за счет государства был обеспечен. Занимаемое им жилое помещение в настоящее время в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ не входит. Основания для заключения с ним договора социального найма или передачи в собственность жилого помещения отсутствуют.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Демидов А.Ф. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 11.12.1979 по 28.07.2010 (л.д. 7-12).

Приказом Командира 68 бригады кораблей охраны водного района Черноморского флота от 08.06.2010 Демидов А.Ф. уволен с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона). Выслуга лет в ВС РФ составляет 25 лет 06 месяца (л.д. 13).

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 26977 от 16.03.2010 Демидову А.Ф. выделена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес> (л.д. 14-15).

На основании ордера, выданного 31.05.2010 1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ, Демидову А.Ф. предоставлено право на занятие однокомнатной квартиры по адресу: г. Севастополь, <адрес> (л.д. 16).

31.05.2010 между 1997 ОМИС Черноморского флота РФ и Демидовым А.Ф. заключен договор социального найма № квартиры, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес> (л.д. 17-19).

С 31.08.2010 Демидов А.Ф. зарегистрирован в указанной квартире по месту жительства (л.д. 5, 20).

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено предоставление жилища бесплатно или за доступную цену малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Федеральный закон № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 1).

Согласно пункту 2 статьи 3 данного закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 данного закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Как видно из материалов дела, государством выполнена предусмотренная Федеральным законом «О статусе военнослужащих» обязанность по обеспечению жилым помещением военнослужащего Демидова А.Ф.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Закон Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установил, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со статьей 2 данного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статья 11 Закона установила, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно статье 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со статьей 8 Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в момент предоставления ее истцу находилась в государственной собственности Российской Федерации и в настоящее время, несмотря на отсутствие регистрации права в ЕГРН относится к собственности Российской Федерации.Данное жилое помещение не является служебным.

Согласно материалам дела истец с 1991 года и до даты регистрации в спорной квартире был зарегистрирован по месту жительства:

- с 08.09.1987 по 15.08.2000 – при войсковой части 20205, убыл в войсковую часть 99313;

- с 16.08.2000 по 25.08.2001 – находился в войсковой части 99313;

- 21.05.2002 по 25.05.2010 – был зарегистрирован по месту жительства при войсковой части 26977, при этом прибыл из в/ч 99313.

Согласно представленным справкам за время прохождения военной службы жильем от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался, согласно справке БТИ и ГРОНИ г. Севастополя в приватизации не участвовал, согласно выписке из ЕГРН до 2016 года других жилых помещений в собственности не имел.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.09.2015 Демидов А.Ф. получил в собственность квартиру по адресу: <адрес>, право собственности на которую зарегистрировано в ЕГРН 21.07.2016.

Вместе с тем получение в собственность квартиры по наследству не является препятствием для приватизации ранее предоставленной истцу на условиях договора социального найма квартиры, поскольку препятствием для этого является только реализация ранее права на приватизацию другого жилья.

В судебном заседании установлено, что истец обращался по вопросу приватизации занимаемой квартиры в различные органы Министерства обороны Российской Федерации, Департамент капитального строительства г. Севастополя, которыми его обращения оставлены без удовлетворения (л.д. 23-29).

Согласно ответу ФГКУ «Крымское ТУИО» Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, такое решение может быть принято в судебном порядке.

На основании части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, указан в статье 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». К ним относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 5, 8 Постановления от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Из изложенного следует, что законом не предусмотрена возможность необоснованного отказа в безвозмездной передаче в собственность граждан жилого помещения в порядке приватизации, в случае их обращения за реализацией своих прав.

Право на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений из состава государственного или муниципального жилищного фонда является общим для всех граждан России и юридически основано на конституционных гарантиях статьи 35 (о праве частной собственности) и статьи 40 (о праве на жилище) Конституции Российской Федерации, нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и других нормативных правовых актах Российской Федерации, а для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - еще и на нормах статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

При этом необходимо учитывать, что государственная гарантия по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями может быть осуществлена не только путем предоставления жилья по договорам социального найма, но и в собственность, а равно путем предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья. В связи с этим реализация гражданином права на получение жилого помещения по договору социального найма не может быть истолкована как препятствие для дальнейшего оформления права собственности на такое жилое помещение.

Ограничения в праве военнослужащего на получение в собственность занимаемого жилого помещения сводятся к тому, что жилое помещение не должно относиться к категории служебных жилых помещений и не должно располагаться в закрытых военных городках.

Учитывая, что спорная квартира не относится к помещениям, приватизация которых невозможна в силу закона, у Демидова А.Ф. возникло право на приватизацию занимаемого им жилого помещения. В судебном заседании установлено, что истец ранее в приватизации жилья не участвовал.

В соответствии со статьей 7 Закона «О приватизации в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2. Инструкции "Об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих, военную службу по контракту в ВС РФ, жилыми помещениями", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010 N 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную.

Сведений о передаче спорной квартиры из государственной собственности в муниципальную собственность в судебном заседании не установлено.

Нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок передачи в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, отсутствуют, уполномоченные на это органы не определены.

Вместе с тем, по смыслу вышеприведенных правовых норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде. А отсутствие нормативно-правовых актов, устанавливающих соответствующий порядок передачи жилья в собственность, и неопределение уполномоченного на это органа, не может повлечь ущемления безусловного права граждан на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации.

Поскольку истец в настоящее время лишен возможности реализовать свое право на однократную приватизацию занимаемой им по договору социального найма квартиры по независящим от него причинам, суд находит обоснованными требования истца о признании за ним права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

Признание права собственности на квартиру за истцом, соответственно, влечет прекращение права собственности на нее Российской Федерации и, учитывая, что право Российской Федерации на квартиру не зарегистрировано в установленном порядке, принятие судебного решения о прекращении такого права не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Демидова Александра Федоровича удовлетворить.

Признать за Демидовым Александром Федоровичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру общей площадью 36,0 кв.м., расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий            (РїРѕРґРїРёСЃСЊ)            Р˜.Р’. РЎРѕРјРѕРІР°

Решение в окончательной форме составлено 14.11.2017.

Копия верна.

РЎСѓРґСЊСЏ                                     Р˜.Р’. РЎРѕРјРѕРІР°

2-2767/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Демидов А.Ф.
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Другие
ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения " Минобороны России 1 отдел (г. Севастополь)
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения"
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Сомова Инна Викторовна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
26.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2017Передача материалов судье
31.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2017Подготовка дела (собеседование)
17.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2017Судебное заседание
25.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2017Судебное заседание
09.11.2017Судебное заседание
14.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее