Решение по делу № 33-8491/2024 от 30.07.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-8491/2024

Судья первой инстанции: Матюшенко М.В.

Дело № 2-147/2024

УИД: 91RS0010-01-2024-000014-96

27 августа 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи:

Бондарева Р.В.

судей:

Матвиенко Н.О., Бойко З.А.

при секретаре:

Плескун А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макиевой Яны Анатольевны к Администрации города Красноперекопска Республики Крым, главе Администрации города Красноперекопска Республики Крым Хомину Вадиму Ярославовичу о взыскании недоплаченной заработной платы, морального вреда, по апелляционной жалобе Макиевой Яны Анатольевны на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,

УСТАНОВИЛА:

Макиева Я.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд к ответчикам о взыскании недополученной премии за период 2021 г. и 2023 г., процентов за неправомерное удержание денежных средств, морального вреда. Свои требования мотивировала тем, что работодатель в указанный период необоснованно занижал выплату ей премий за выполнение особо важных и сложных заданий, достижение показателей эффективности, единовременной премии, что привело к нарушению её трудовых прав.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Макиева Я.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, принятое решение не соответствует нормам материального права. Факт нарушения истцом трудовой дисциплины, невыполнения поставленных задач работодателем не подтвержден, а поэтому в указанный период ей необоснованно занижалась или не выплачивалась премия.

Ответчик в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрнении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав Макиеву Я.А., судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из существа разъяснений, содержащих в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда в полной мере не отвечает.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер стимулирующих выплат и премий истцу выплачивался в пределах, установленных трудовым договором и Положением об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Красноперекопск, оснований для определения их в ином размере за каждый месяц не установлено, поэтому права истца не нарушены. Кроме этого, отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании недоплаченной премии за 2021 г., суд первой инстанции указал на пропуск истцом сроков на обращение в суд с данными требованиями при отсутствии уважительных причин пропуска данного срока.

Судебная коллегия с такими выводами относительно требований о взыскании задолженности по выплате премии за 2023 г. согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права, при неверной оценке доказательств по делу.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).

В соответствии со ст. 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из содержания ст. ст. 57, 135 ТК РФ следует, что установление порядка и размеров выплаты премий, а также условий лишения или снижения премиальных выплат является исключительной прерогативой работодателя.

Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает обязательных требований о наличии у работодателя систем премирования, а также о выплате премии как обязательной ежемесячной премии. Вместе с тем, если работодателем самостоятельно определена система премирования, то он уже обязан соблюдать закрепленный в ней порядок и условия выплаты премии и нарушение отдельных положений такого локального нормативного акта может повлечь наступление административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

При начислении премии работодателем могут быть закреплены условия ее полного лишения или снижения ее размера, например, в зависимости от наличия дисциплинарного проступка. Установление критериев для лишения премии или снижения ее размера относится к компетенции работодателя, за исключением случаев, когда, например, условия премирования определены в соглашении.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Красноперекопска и Макиевой Я.А. заключен трудовой договор , в соответствии с которым муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности заведующего сектора экономики и инвестиционной политики отдела экономики, инвестиционной политики администрации города Красноперекопска (т. 4, л.д. 59-76).

В соответствии с пунктом 4 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Макиевой Я.А. установлен должностной оклад в размере 10764 руб.; ежемесячная надбавка к должностному оклада за выслугу лет 10 %, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемой за счет экономии фонда оплаты труда, максимальным размером не ограничивается, премия за особо важные и сложные задания выплачивается ежемесячно в пределах и за счет средств, предусмотренных на соответствующие цели формирования фонда оплаты труда, а также за счет экономии фонда оплаты труда; единовременной выплаты к очередному ежегодному отпуску и материальной помощи в размере четырех должностных окладов 1 раз в календарном году на основании письменного заявления работника и распоряжения администрации (т. 4, л. д. 62).

На основании распоряжения Администрации г. Красноперекопска Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -к истец была уволена с занимаемой должности в связи с сокращением штатов.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, измененного апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, указанное распоряжение признано незаконным и отменено, Макиева Я.А. восстановлена на работе в прежней должности.

Согласно распоряжению главы администрации г. Красноперекопска Республики Крым -к от ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена повторно.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и отменено. Макиева Я.А., уволенная по инициативе работника, восстановлена в должности начальника отдела экономики, инвестиционной политики администрации города Красноперекопска Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ, взыскан с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула, моральный вред.

ДД.ММ.ГГГГ решением 46 сессии 2 созыва Красноперекопского городского совета Республики Крым утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым (т. 3, л.д. 153-169).

Статьей 6 данного Положения определено, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий (далее – премия) выплачивается муниципальным служащим городского округа Красноперекопск с целью повышения их материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач, достижении высоких показателей деятельности, стимулирования дальнейшего профессионального совершенствования, развития инициативы.

Под особо важными и сложными заданиями понимаются следующие показатели (критерии):

- личный вклад в обеспечение выполнения задач, функций     и реализации полномочий, возложенных на орган местного самоуправления ГО Красноперекопск;

- качественная подготовка нормативных правовых актов органов местного самоуправления ГО Красноперекопск,

- участие в организации и проведении мероприятий, имеющий местный, республиканский и федеральный уровень проведения;

- выполнение со степенью важности, сложности и срочности контрольных поручений органов государственной власти Республики Крым;

- решение вопросов, входящих в компетенцию муниципального служащего, при подготовке им документов и выполнении поручений, с проявлением оперативности и профессионализма;

- своевременность и качественное исполнение распоряжений и поручений вышестоящих органов в порядке подчиненности руководителей;

- участие в исполнении показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления городского округа Красноперекопск;

- выполнение с надлежащим качеством дополнительных, помимо указанных в должностной инструкции, обязанностей или обязанностей отсутствующих муниципальных служащих;

- оказание помощи в работе молодым специалистам;

- соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка,

- соблюдение норм служебной этики. ���������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????¬????h?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????Љ??Й?Љ?Й?Љ????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������{�����?��������?�?��????�? ?0???"?��������?�������?t???????�?�??�?�??�?�??�?�????�???????�??????????~????$???�??????�??$???????�??$????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????]������?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????h?????????????????????�?�?�?�?�?�����?������‚�����?�������������������������������������������������������������������������������������????$???�?????????$???�??????�?s�????�? ?0???"?��������?�������?t???????�?�??�?�??�?�??�?�????�???????�??????????~????$???�???????�?�?�?�?�?�?�?�?�z�����?������‹�����?������~�����?������Z�����?��������������?�?????????w??????$???????w???????D??�?�?�????? ?????????????�??$???????�???????�??�????�? ???0???"?��������?�������?t???????�?�??�?�??�?�??�?�????�???????�??????????~??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????�������???????????????????????????????????????????????????????????????????????Й?Љ?Й?Љ??????????????Й?Љ?Й?Љ?????????????Й??Й?Љ?Й?Љ??????????????????????????????????????????????????????????????Й?Љ?Й?Љ??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????��????????????????????????????�??????????�??????????�??????????�???????�??????????�????????????????????????????????�?????????????????????????????????????????????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????M��???�??????�???�??????�????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????�?�?�?�?�?�?�d�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������±�����?������±�����?������±�����?������±�����?������?�������?�?????????Y?�?????????@?�???????????�??????????????Ё?????�?�? �?�???????? ??????????????�?�?�?�?�?�?�?�l�d�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????��??????????�?j�?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????�??????�???�????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????????????????????????�����?j�???????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????Y��������????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????j�???????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?������������� ????$????????????$????????
???i????????????$???????k?�?????????Y??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????�??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????Й?Й?????????????????????????????? Премия выплачивается ежемесячно в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих ГО Красноперекопск, а также за счет экономии фонда оплаты труда. Размер премии устанавливается в процентах к должностному окладу муниципального служащего ГО Красноперпекопск за фактическое отработанное время. Максимальным размером премия не ограничивается (т. 3, л.д. 158). Пунктом 5 предусмотрен вопрос уменьшения премии по результатам работы по основаниям: - ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, некачественное их выполнение при отсутствии уважительных причин; - несоблюдение норм трудового законодательства, правил внутреннего трудового распорядка; - не выполнение или ненадлежащим образом выполнение муниципальных правовых актов, поручений и заданий непосредственных руководителей, в том числе в период испытательного срока вновь принятого мyниципaльного служащего; - несоблюдение сроков предоставления установленной отчетности, представление не достоверной информации при подготовке документов и материалов; - недостаточный уровень исполнительской дисциплины; - низкий уровень профессионал

Из материалов дела следует, что после восстановления в должности на основании апелляционного определения суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, истец полностью отработала период с июля по октябрь 2023 г., при этом ей была выплачена премия за июль 2023 г. в сумме 2058,57 руб. (30 % от оклада), в августе - 626,52 руб. (10 % от оклада), в сентябре - 343,10 руб. (10 % от оклада), в октябре - 1382,09 руб. (10 % от оклада).

При этом всем иным сотрудникам отдела экономики, инвестиционной политики: Герасимчук В.В., Шевченко Ю.В., Юдиной Т.А. премия выплачена в размере 100 % оклада за июль, сентябрь, октябрь 2023 г., за август - 70 % от оклада.

Полагая свои права нарушенными, а действия работодателя в части определения размера премии дискриминационными, Макиева Я.А. обратилась в суд с данным иском.

Как следует из положений трудового законодательства, премия по итогам работы за месяц относится к стимулирующим выплатам, направлена на повышение эффективности и результативности деятельности государственного служащего, уровня ответственности по выполнению возложенных на него задач и функций, решение о выплате премии принимается с учетом отчета государственного гражданского служащего. При этм определение конкретного размера премии по итогам работы за месяц, квартал и за год осуществляется представителем нанимателя персонально в отношении каждого гражданского служащего.

Из приведенного выше Положения об оплате труда, утвержденного решением городского совета от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что критерии оценки результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего являются одинаковыми как для установления премии по итогам месяца, так и по итогам года.

Из материалов дела не следует, что в течение 2023 года истец имела какие-либо замечания в ее адрес по вопросу ненадлежащего исполнения должностных и служебных обязанностей, либо что в отношении нее проводились служебные проверки в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, либо что к ней применялись дисциплинарные взыскания.

Указание на некачественное и несвоевременное исполнение поставленных перед отделом задач опровергается отсутствием каких-либо доказательств, подтверждающих наличие замечаний относительно исполнения истцом своих служебных обязанностей как руководителем отдела, а также отсутствием сведений о привлечении истца к дисциплинарной ответственности за какие-либо нарушения должностных обязанностей.

Указанное подтверждается сведениями работодателя о получении сотрудниками отдела 100 % премии по итогам работы за июль, сентябрь и октябрь 2023 г. и 70 % за август 2023 г.

В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что установленный истцу размер премии по итогам работы июля-октября 2023 г., представителем нанимателя не мотивирован, определен произвольно без оценки показателей работы истца в спорном периоде. При этом показания членов данной комиссии, которые были допрошены судом первой инстанции в качестве свидетелей: Полюхович М.В., Абдукадыров Э.Т., не свидетельствуют об обоснованном установлении истцу премий за указанный период, поскольку в решениях комиссии отсутствуют мотивы принятых решений. Доводы данных свидетелей о том, что Макиева Я.А. в октябре 2023 г. не выполнила поручение председателя Совмина Республикуи Крым, являются необоснованными, поскольку таких доказательств суду не представлено. При этом судом проигнорированы показания иных свидетелей: Королевой С.А., Юдиной Т.А., Герасимчук В.В., которые указывают о предвзятом отношении работодателя к истцу и отрицают факт невыполнения каких-либо поручений.

При наличии таких обстоятельств, судебная коллегия полагает, что размер ежемесячной премии Макиевой Я.А. за период июль-октябрь 2023 г. работодателем необоснованно занижен, а поэтому в данной части исковые требования истца являются обоснованными.

Из материалов дела следует, что размер ежемесячной премии истца за период 2021-2023 г. г. был непостоянным, вырьировался от 5 до 100 % от оклада (т. 6, л. д. 9-10). Предельные размеры премии работодателем не установлены. Таким образом, с учетом требований справедливости и разумности, судебная колегия полагает, что размер ежемесячной премии истцу за июль-октябрь 2023 г. должен быть определен как минимум в размере премии, выплаченной сотрудникам отдела, в котором Макиева Я.А. работает начальником, то есть в размере 100 % от оклада за июль, сентябрь и октябрь 2023 г., в размере 70 % за август 2023 г.

Исковые требования о том, что размер премии Макиевой Я.А. должен соответствовать размеру премий начальников иных самостоятельных отделов, которые варьировались от 100 до 200 % от оклада, судебная коллегия отклоняет, поскольку отсутствуют доказательства объема выполненной иными лицами работы, отношения их к труду, наличие вакансий в данных отделах и т. п.

Доводы истца, что она имеет право получить премию за два рабочих дня июня 2023 г., которые она отработала после восстановления в должности, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку оценить объем данной работы при незначительном количестве отработанных рабочих дней для определения размера премии, объективно невозможно.

Требования о взыскании недоплаченной премии по результатам работы за год также являются необоснованными, поскольку конкретный её размер не установлен, в 2021 г. она была выплачена в размере 15000 руб., при этом истец отработала весь год. При определении размера данной премии за 2023 г. в размере 5000 руб., работодателем учитывалось, что Макиева Я.А. отработала фактически полгода, при этом неоднократно находилась на листках нетрудоспособности, в отпуске, в том числе без сохранения заработной платы. При наличии таких обстоятельств, оснований для взыскания премии в большем размере судом не установлено.

Принимая во внимание изложенное, истцу подлежит взысканию недоплаченная премия за июль 2023 г. в размере 4803,33 руб. (2058,57 х 100 %:30 % - 2058,57), за август 3759,12 руб. (626,52 х 70 % - 626,70), за сентябрь 3087,90 руб. (343,10 х 100 %:10% - 343,10), за октябрь 12438,81 руб. (1382,09 х 100 %:10 % - 1382,09).

Принимая во внимание, что ответчиком не произведена выплата истцу премий в указанном выше размере, в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации ответчик обязан выплатить истцу компенсацию в связи с нарушением сроков соответствующих выплат.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Положения об оплате труда муцниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, оплата труда муниципальному служащему производится ежемесячно (л. д. 156 т. 3).

Таким образом, размер компенсации по ст. 236 ТК РФ подлежит расчету с первого числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы до дня рассмотрения судом спора. За просрочку выплаты недоплаченной премии за июль 2023 г. ответчик обязан произвести истцу выплату компенсации в размере 1896,83 руб., за август 2023 г. – 1402,66 руб., за сентябрь 2023 г. – 1080,56 руб., за октябрь 2023 г. - 3992,04 руб.

Общий размер недоплаченной истцу премии за 4 месяца составляет 24089,16 руб., компенсация по ст. 236 ТК РФ - 8373,09 руб.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Таким образом, данная категория дел носит оценочный характер, и суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы закона, с учетом степени вины ответчика, определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Поскольку при разрешении спора судом апелляционной инстанции установлен факт нарушения работодателем трудовых прав Макиевой Я.А., судебная коллегия приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, который, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивает в 10000 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Макиевой Я.А. стало известно о нарушении своего права о недополученной премии за 2021 г. в январе 2023 г. при ознакомлении с иным гражданским делом, судебна коллегия отклоняет, поскольку истцу было достоверно известно о размере начисленной и выплаченной ей премии в 2021 <адрес> противоположного судам в нарушение требований ст. ст. 12, 56 ГПК РФ суду истцом не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Макиевой Яны Анатольевны удовлетворить частично.

Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании недоплаченной премии за июль-октябрь 2023 г. и морального вреда.

Принять в данной части новое решение, которым исковые требований Макиевой Яны Анатольевны удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации города Красноперекопска Республики Крым в пользу Макиевой Яны Анатольевны задолженность по недоплаченной премии за июль-октябрь 2023 г. в размере 24089,16 руб., компенсацию за задержку выплаты премии в размере 8372,09 руб., компенсацию морального ареда в размере 10000 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменений.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий

Судьи

33-8491/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Макиева Яна Анатольевна
Ответчики
Глава Администрации города Красноперкопска
Администрация города Красноперекопска Республики Крым
Другие
Финансовое управление администрации г. Красноперекопска Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
30.07.2024Передача дела судье
27.08.2024Судебное заседание
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2024Передано в экспедицию
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее