Судья Мацуева Ю.В.

№ 33-4529-2023

УИД 51RS0003-01-2023-001722-13

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 13 декабря 2023 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

6 декабря 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Морозовой И.Ю.

судей

Старцевой С.А.

при секретаре

Власовой Л.И.

Кауфман О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1671/2023 по иску Имамова П.Г. к Губернатору Мурманской области ФИО, Главе администрации города Мурманска ФИО, прокурору Ленинского административного округа города Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Имамова П.Г. и его представителя Блинова Е.И. на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 1 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения представителя Имамова П.Г.о. - Блинова Е.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя губернатора Мурманской области, представитель прокурора Ленинского административного округа, прокуратуры Мурманской области судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Имамов П.Г.о. обратился в суд с иском к Губернатору Мурманской области ФИО, Главе администрации города Мурманска ФИО, прокурору Ленинского административного округа г.Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что _ _ в первом подъезде ... ... по ... произошел взрыв бытового газа, в результате которого произошло разрушение угла дома, третий, четвертый и пятый этажи частично были обрушены.

Постановлением администрации г.Мурманска от _ _ * был введен режим чрезвычайной ситуации на территории города Мурманска на земельном участке ..., .... Указанным постановлением Управлению капитального строительства поручено подготовить проект обследования и разбор аварийного участка, в который входила квартира истца. Таким образом, объект недвижимого имущества был разобран (уничтожен), соответственно в силу статьи 325 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности Имамова П.Г.о. было прекращено.

Истцу и членам его семьи в результате указанных событий причинен материальный ущерб в размере *** рублей.

_ _ истец обратился к Губернатору Мурманской области с просьбой о предоставлении жилья, при этом предполагалось получение жилого помещения в собственность в счет компенсации утраченного в результате взрыва. Указанная просьба оставлена без удовлетворения.

_ _ Имамов П.Г.о. обратился с жалобой, в которой указал, что до настоящего времени вопрос о компенсации утраченного им жилья администрацией города Мурманска не разрешен, утрата собственности ему не компенсирована. Указанная жалоба оставлена без удовлетворения.

В результате взрыва истец был лишен прав по распоряжению собственностью, не мог улучшить жилищные условия, в чем нуждалась его супруга, которая на момент происшествия являлась ***, за тем ей установлена ***, а _ _ она умерла.

Полагал, что отказавшись выплатить денежную компенсацию за причиненный ущерб, административные органы должны были передать истцу в собственность квартиру, аналогичную утраченной им, площадь которой должна исчисляться по нормам, предусмотренным законодательством.

За защитой своих прав Имамов П.Г.о. обращался в Первомайский районный суд г. Мурманска, однако решением суда от 21 августа 2021 г. в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба в размере стоимости квартиры и произведенного накануне в ней ремонта, с владельца источника повышенной опасности - АО «Myрманоблгаз» было отказано.

В _ _ истец был приглашен в Комитет имущественных отношений г. Мурманска, где ему предложили получить частично восстановленное помещение, которое не является квартирой, не пригодно для проживания, поскольку ему необходимо понести затраты на приобретение: сантехнического оборудования, газовой плиты, межкомнатных дверей, установить сидячую ванну длиной 1200 мм либо предусмотреть установку душевой кабины; зашить стены гипсокартоном с последующим шпатлеванием; провести гидроизоляцию и стяжку в помещении ванной, плиты OSВ по деревянным лагам; провести подшивку потолка с последующим шпатлеванием.

Полагал, что вновь возведенный подъезд является недвижимостью, которая не является собственностью граждан, которые лишились своего собственного жилья в результате его уничтожения. Возведен новый объект, который должен быть отстроен с полной отделкой и пройти регистрацию как вновь образованный объект.

Считал, что ущерб причинен истцу не просто в результате воздействия источника повышенной опасности, а в результате чрезвычайной ситуации.

Истец с учетом уточнений требований просил обязать Губернатора Мурманской области ФИО, Главу администрации г.Мурманска ФИО, возглавляющих органы региональной и муниципальной власти при введении режима чрезвычайной ситуации, выполнить требования Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561, постановления правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982, выдать истцу жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в связи с утратой двухкомнатной квартиры в результате взрыва _ _ по адресу: ...; обязать прокурора Ленинского административного округа города Мурманска провести проверку выполнения губернатором Мурманской области и главой администрации г. Мурманска выполнение требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ о ликвидации последствий режима чрезвычайной ситуации по ..., в части обеспечения жилыми помещениями граждан, проживавших и утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации _ _ ***

Дополнив и уточнив исковые требования, Имамов П.Г.о. в лице представителя Блинова Е.И. просил обязать Губернатора Мурманской области ФИО, Главу администрации г.Мурманска ФИО, возглавляющих органы региональной и муниципальной власти при введении режима чрезвычайной ситуации, выполнить требования Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561, постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982 подготовить и направить в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации документы для выдачи Имамову П.Г.о. жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в связи с утратой двухкомнатной квартиры в результате чрезвычайной ситуации техногенного характера (взрыва _ _ по адресу: ...); выдать Имамову П.Г.о. по выполнению требований постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. жилищный сертификат на право приобретения двухкомнатной квартиры; обязать прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска провести проверку выполнения Губернатором Мурманской области и Главой администрации г. Мурманска требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» о ликвидации последствий режима чрезвычайной ситуации по ... в части обеспечения жилыми помещениями граждан, проживавшим и утратившими жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации _ _ ***

Судом постановлено решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Имамова П.Г.о.

В апелляционной жалобе Имамов П.Г.о. и его представитель Блинов Е.И. просят отменить решение суда и принять по делу новое решение, рассмотрев гражданское дело повторно в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, исковые требования к прокурору Ленинского административного округа г. Мурманска оставить без рассмотрения.

Указывают, что в рассматриваемом деле целью судебного разбирательства судом первой инстанции явилась не защита нарушенных прав истца, а защита бездействия органов региональной и муниципальной властей в лице их руководителей.

Полагают, судом первой инстанции необоснованно привлечены третьи лица, а также истребованы пояснения и документы, не относящиеся к вопросу применения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Отмечают, что преднамеренный переход рассмотрения административного иска к рассмотрению в порядке общего судопроизводства, является целью уклонения от выполнения положений статьи 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Обращают внимание, что с момента возникновения чрезвычайной ситуации прошло более пяти лет, однако в отношении Имамова П.Г.о., в связи с возникновением чрезвычайной ситуации, органами государственной власти и местного самоуправления не были выполнены предписания Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера».

Считают, что суд первой инстанции уклонился от выполнения разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которым граждане могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Настаивают, что в результате бездействия органов государственной власти в течении более чем пяти лет и до настоящего времени были нарушены права истца и законные интересы по восстановлению его прав в связи с чрезвычайной ситуацией техногенного характера.

Полагают, суд первой инстанции преднамеренно ограничил права истца перейдя к рассмотрению искового заявления Имамова П.Г.о. в порядке гражданского судопроизводства, тем самым возложив на истца обязанность предоставления доказательств нарушенного права.

Указывают, что судом первой инстанции неверно изложены исковые требования Имамова П.Г.о. и фактически заявленные исковые требования не рассмотрены, поскольку истцом заявлены требования об обязании ответчиков выполнить требования Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации № 561 от 7 июня 1995 г. «О государственных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 982 «Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» выдать Имамову П.Г.о. жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в связи с утратой 2-х комнатной квартиры в результате взрыва _ _ по адресу ....

Отмечают, что истцом было заявлено уточненное требование о подготовке и направлении в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации документов для выдачи Имамову П.Г.о. жилищного сертификат на приобретение жилого помещения.

Незаконность обжалуемого судебного акта подтверждается изменением исковых требований о возложении на органы власти обязанности совершить определенные действия, что свидетельствует об искажении судом существа административного иска, который суд неправомерно рассмотрел в порядке гражданского судопроизводства.

Относительно требований к прокурору Ленинского административного округа г. Мурманска, указывают, что истцом заявлено требование о принятии мер к усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдение прав граждан, пострадавших в результате стихийных и иных бедствий, а также законодательства, направленного на противодействие правонарушениям в сфере расходования бюджетных средств, выделенных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, рассматривая заявленные требования, суд должен был определить законность требований истца, имеет ли Имамов П.Г.о. право апеллировать к вышеперечисленным законодательным актам, относится ли он к категории граждан, потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, установить обязанность органов власти по выполнению указанных законов.

Указывает, что судом первой инстанции не применены положения Конституции Российской Федерации, Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности РФ», постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Считают, что в связи с демонтажем всего подъезда все объекты недвижимого имущества были разобраны, уничтожены, соответственно в силу статьи 325 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности Имамова П.Г.о. было прекращено.

Также обращают внимание на то, что _ _ истец обратился с жалобой на имя и.о. Губернатора Мурманской области ФИО, в которой была изложена просьба поручить соответствующим учреждениям предоставить истцу и его семье жилищный сертификат по нормам установленным законодательством с учётом наличия в семье ***, которая осталась без удовлетворения.

Указывают, что истец не просил обеспечить его квартирой, выводы суда об этом являются несоответствующими действительности.

Считают, что решение Первомайского районного суда г. Мурманска от _ _ , оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда, об отказе в удовлетворении исковых требований Имамова П.Г.о. о взыскании ущерба является незаконным.

Обращают внимание на незаконность действий администрации города, поскольку истец в апреле 2023 года был приглашен в Комитет имущественных отношений г. Мурманска, где ему предложили получить частично восстановленное помещение, которое в действительности не пригодно для проживания, так как необходимо понести затраты на приобретение сантехнического оборудования, газовой плиты, межкомнатных дверей, установить сидячую ванну либо предусмотреть установку душевой кабины; зашить стены гипсокартоном с последующим шпатлеванием; провести гидроизоляцию и стяжку в помещении ванной, плиты OSB по деревянным лагам; провести подшивку потолка с последующим шпатлеванием (суду предоставлена схема квартиры и предложения администрации). В соответствии же со статьей 1064 ГК РФ причиненный ущерб должен возмещаться в полном объеме.

Считают, судом первой инстанции не дана оценка правовой позиции стороны ответчика.

Полагают, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суду первой инстанции следовало указать, что правовой статус истца не соответствует нормативным положениям на получение жилищного сертификата.

Выражают несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что обязательным условием для реализации права на получение государственного жилищного сертификата является обращение граждан в компетентные органы с заявлением с предоставлением соответствующих документов, поскольку указанный вывод противоречит нормам Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», указывая, что органы власти обязаны организовать сбор документов на получение жилищного сертификата для дальнейшего их направления Правительству Российской Федерации для выпуска необходимого количества жилищных сертификатов для граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, с учетом предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обращают внимание, что истцом не ставился вопрос об установлении права собственности на возведённый объект, в связи с чем ссылка суда на положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» необоснованна.

Отмечают, что судом в ходе судебного разбирательство не исследовалось гражданское дело № 2-2548/2021.

Установленное постановлением администрации г. Мурманска от _ _ * обстоятельство того, что недвижимое имущество истца подлежит капитальному ремонту, не имеет отношения к существу заявленного спора, поскольку истцом заявлены требования, направленные на получение жилищного сертификата и выполнение органами власти положений федерального законодательства.

Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии доказательств утраты истцом жилья в результате чрезвычайной ситуации – взрыва бытового газа.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Губернатора Мурманской области ФИОФИО, старший помощник прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска – ФИО, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Имамов П.Г.о., ответчики Губернатор Мурманской области, Глава администрации г. Мурманска, прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска, представители третьих лиц АО «Мурманоблгаз», ГОКУ «Управление капитального строительства» Мурманской области, Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Истец Имамов П.Г.о. реализовал право на участие в деле посредством представителя по доверенности Блинова Е.И., Губернатор Мурманской области – посредством представителя ФИО Также в судебное заседание явился представитель прокурора Ленинского административного округа, прокуратуры Мурманской области ФИО

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГПК РФ) не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, (абзац 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Согласно классификации, содержащейся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба выделяются чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом «а» пункта 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 (утратило силу с 1 января 2020 г. в связи с изданием постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928, утвердившего новые Правила) финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и федерального характера, включая погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате указанных чрезвычайных ситуаций, осуществлялось за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, в целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий было принято постановление от 7 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (утратило силу 15 августа 2023 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации № 1291).

В силу пункта 1 указанного постановления № 561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 постановления № 561).

Постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 г. № 561 поручено: Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством строительства Российской Федерации - представить в Правительство Российской Федерации порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (пункт 3); Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - разработать совместно с Министерством строительства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (пункт 4); органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - обеспечивать предоставление жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, в 3-месячный срок со дня получения ими государственного жилищного сертификата (пункт 5).

Во исполнение вышеприведенного постановления Правительства РФ № 561 Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1995 г. № 916, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).

Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право па получение этого сертификата.

Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982 был утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (утратил силу с 15 августа 2023 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ № 1291).

В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации. Выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.

Согласно абзацу 2 пункта 6 Порядка, на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления в 8-дневный срок с даты поступления заявления гражданина подготавливается список по форме согласно приложению № 3 (1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.

Постановлением Правительства Мурманской области от 30 декабря 2010 г. № 632-ПП (ред. от 11 апреля 2011 г.) утверждено Положение о выдаче и реализации на территории Мурманской области государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (разработано в соответствии с постановлением Правительства от 7 июня 1995 г. № 561, Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 982, Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденными МЧС России, Минстроем России и Минфином России 10 июля 1995 г., приказом Минфина России от 20 ноября 1995 г. № 729 и др.).

В силу пункта 2.2 вышеприведенного Положения для включения в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями и имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, эти граждане должны не позднее трехмесячного срока с даты чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями представить в исполнительный орган государственной власти Мурманской области, уполномоченный Правительством Мурманской области (далее - уполномоченный орган), следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу (в качестве иного документа, удостоверяющего личность, принимаются свидетельство о рождении (для лиц не старше 14 лет) и справка, удостоверяющая личность, выданная территориальным органом Федеральной миграционной службы в случае утраты паспорта); справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928 (ред. от 2 марта 2023 г.) утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее по тексту Правила № 1928), которые действуют в настоящее время.

Пунктом 1 Правил № 1928 определено, что настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Федеральные правила), которые вступили в силу с 1 января 2020 г.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 Федеральных правил утраченные жилые помещения - это жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо утрачены (разрушены).

В пункте 5 Федеральных правил перечислены цели, на которые предоставляются трансферты из федерального бюджета, среди них - предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.

Таким образом, вышеприведенными Федеральными правилами, действующими в настоящее время, трансферы из федерального бюджета также предусмотрены для предоставления выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство таковых.

При этом в силу пункта 38 вышеприведенного Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.04.2022 № 608); о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Имамов П.Г.о. на основании договора купли-продажи от _ _ , зарегистрированного ГУПТИ г. Мурманска в реестровой книге * под * _ _ является собственником жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ..., в которой зарегистрирован с дочерью ФИО

_ _ в первом подъезде ..., ... по ... произошел взрыв бытового газа.

Постановлением следователя по особо важным делам отдела по расследованию дел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации от _ _ возбуждено уголовное дело * по признаку преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Из указанного постановления следует, что _ _ не позднее _ _ в подъезде * ... произошел взрыв бытового газа, в результате которого произошло разрушение угла дома, частично обрушены * этажи.

В результате взрыва бытового газа, эпицентром которого явились ...* вышеуказанного дома, погибла неустановленная женщина, фасад дома, обрушившийся на проходившего мимо неустановленного мужчину, причинил последнему телесные повреждения, которые повлекли его смерть, а также причинены телесные повреждения различной степени тяжести неустановленному мужчине, неустановленному несовершеннолетнему, находившимся в указанном доме и неустановленной женщине, находившимся рядом с подъездом указанного дома.

Обслуживание газового оборудования жилого ... осуществляется специализированными организациями, предоставляющими соответствующие услуги.

Исходя из обстоятельств произошедшего следует, что данные услуги не отвечали требованиям безопасности, создали реальную угрозу жизни и здоровью населения.

В действиях неустановленных лиц, осуществляющих обслуживание газового оборудования жилого ..., усмотрены признаки преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 УК РФ - предоставление услуг потребителю, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Вместе с тем, постановлением следователя по расследованию особо важных дел отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по ... от _ _ прекращено уголовное дело * по факту совершения преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 УК РФ, в связи с отсутствием события преступления, то есть на основании пункта 1 части 1 статьи 24 УПК РФ.

Кроме того, постановлением следователя по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по ... от _ _ возбуждено уголовное дело * в отношении ФИО, в деяниях которого усматриваются признаки преступления, предусмотренного пунктами «а, е» части 2 статьи 105 УК РФ.

Согласно указанному постановлению, _ _ в период времени с _ _ , ФИО, находясь по адресу: ..., расположенной на пятом этаже подъезда * пятиэтажного панельного дома, желая покончить жизнь самоубийством путем совершения взрыва, находясь на кухне указанной квартиры, умышленно перевел в положение «включено» все четыре конфорки газовой бытовой кухонной плиты, а затем перерезал гибкий шланг, соединяющий металлическую трубу газопровода с кухонной плитой, в результате чего газ беспрепятственно начал поступать на кухню ... далее в помещение указанной квартиры.

Затем, ФИО, понимая, что помещение его квартиры уже заполнилось взрывоопасным бытовым газом, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде неизбежности взрыва скопившегося в квартире бытового газа и причинения в результате взрыва смерти неограниченному числу лиц, как проживающих в данном доме, так и находящихся на улице рядом с ним, не желая наступления указанных последствий, но допуская их и относясь к ним безразлично, с целью совершения самоубийства зажег спичку.

В результате воздействия открытого пламени, скопившийся в ... указанного дома бытовой газ воспламенился, вследствие чего в указанной квартире не позднее 16 часов 45 минут произошел взрыв.

В результате взрыва произошло разрушение стен, потолочных и иных перекрытий в квартирах *, 13 и 9, а также обрушение 5, 4, и 3 этажей подъезда * указанного дома. Под обломками разрушенного здания оказались и вследствие этого получили травмы и погибли граждане ФИО, ФИО и ФИО

_ _ в отношении ФИО вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного подпунктами «а», «е» части 2 статьи 105 УК РФ. _ _ ФИО умер.

Постановлением следователя от _ _ уголовное дело * в отношении ФИО прекращено по подпунктам «а, е» части 2 статьи 105 УК РФ, по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 24 УПК РФ, то есть в связи со смертью обвиняемого.

Согласно материалам уголовного дела, указанного постановления и заключений экспертов *, * от _ _ , на месте происшествия в ... ... по ... произошел объемный взрыв газовоздушной смеси паров сжиженного углеводородного газа (смеси пропана и бутана технических - СПБТ). Центром взрыва - местом наибольшего выделения энергии взрыва явился весь объем ....

Обрушение части ... корпус 1 по ..., произошедшее _ _ , является следствием взрыва газовоздушной смеси в ....

Источником образования взрывоопасной смеси в объеме помещений ... являлись открытые газовые конфорки на газовой плите и поврежденный (обрезанный) газовый шланг, из которых происходило истечение паров СУГ в объем кухни и смешение его с воздухом.

Источником воспламенения газовоздушной смеси (инициирования газа), явилось открытое пламя при прикуривании сигареты ФИО в ванной комнате.

Материалами уголовного дела * и * установлено, что проверка газового оборудования, его узлов в ... проводилась в плановом порядке, нарушений целостности узлов и агрегатов газового оборудования общедомового и внутриквартирного имущества выявлено не было, жалоб от жильцов дома на утечку газа, запаха газа не поступало, а также установлен факт самопроизвольного изменения ФИО агрегатов внутриквартирного газового оборудования путем повреждения шланга, ведущего к газовой плите, что привело к наполнению помещения ... указанного дома за небольшой промежуток времени газовой смесью, и к взрыву газовоздушной смеси от открытого огня, образовавшегося от умышленного зажигания спички ФИО, в связи с чем орган предварительного следствия пришел к выводу об отсутствии события преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 УК РФ по делу *. Уголовное дело * прекращено в связи со смертью обвиняемого.

Сведений об отмене указанных постановлений о прекращении уголовных дел материалы дела не содержат.

В результате взрыва бытового газа пострадала принадлежащая Имамову П.Г.о. ..., расположенная в первом подъезде ... ... по ....

Из материалов дела также следует, что постановлением администрации города Мурманска _ _ * введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования ... в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ....

_ _ постановлением администрации города Мурманска от * отменен режим чрезвычайной ситуации в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ....

В соответствии с постановлением администрации города Мурманска от _ _ * «О выделении средств из резервного фонда администрации города Мурманска» Имамову П.Г.о. предоставлена дополнительная мера социальной помощи (неотложная помощь резервного фонда) в форме выплаты денежных средств за счет резервного фонда администрации города Мурманска в размере 100 000 рублей.

_ _ Комитетом имущественных отношений города Мурманска вынесен приказ * о предоставлении истцу на семью из 3 человек жилого помещения маневренного фонда - 2-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: ....

_ _ между Комитетом имущественных отношений и Имамовым П.Г.о. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда *, 2-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: ..., для временного проживания в нем истца и членов его семьи.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 23 августа 2021 г. по гражданскому делу * по иску Имамова П.Г.о. к АО «Мурманоблгаз» о возмещении ущерба (***).

При рассмотрении гражданского дела * судом также установлено, что принадлежащее истцу жилое помещение – ..., расположенная на втором этаже в первом подъезде ... корпус 1 по ... не утрачено, поскольку подъезд многоквартирного дома, в котором расположена квартира Имамова П.Г.о., подлежит восстановлению путем проведения капитального ремонта.

Так, постановлением администрации города Мурманска от _ _ * в соответствии со статьями 14, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», на основании заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от _ _ * помещения, расположенные по адресу: ..., ... ... признаны подлежащими капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.

Многоквартирный дом по адресу: ..., включен в краткосрочный план по капитальному ремонту, в том числе первый подъезд, пострадавший в результате взрыва бытового газа на 2021-2022 г., ММКУ «***» заключен муниципальный контракт по выполнению работ капитального характера первого подъезда дома.

Из ответа ММКУ «***» от _ _ следует, что по результатам визуального обследования, проведенного специалистами ООО «***» квартиры ... этажей (квартиры с ...) серьезно не пострадали в результате взрыва (визуально конструкции и сети находятся в удовлетворительном и работоспособном состоянии), инструментальные исследования и расчеты показали снижение прочностных характеристик всего первого подъезда здания, в связи с чем было принято решение по установке внешнего армирования из композиционных материалов и встроенного каркаса по всем помещениям первого подъезда. Второй и третий подъезды в результате взрыва не пострадали

_ _ ММКУ «***» заключен муниципальный контракт * на выполнение работ по капитальному ремонту 1-го подъезда многоквартирного ... ... по ... с подрядной организацией ООО «***». В рамках контракта выполнены аварийно-восстановительные работы в помещениях первого подъезда, а также работы по устройству временного покрытия кровли. Работы по контракту выполнены _ _ Также в период с 2019 г. по 2022 г. НКО «***» была организована работа по подготовке проектной документации и выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома: ремонт крыши, фасада, инженерных сетей водоснабжения, канализации, электроснабжения, отопления и газоснабжения. По результатам выполнения НКО «***» работ на объекте ММКУ «***» организована работа по обследованию и подготовке проектной документации на ремонт квартир с 1 по 20 указанного дома (по частным квартирам – ремонт под чистовую отделку), а также ремонт лестничной клетки (***).

Согласно ответу Комитета имущественных отношений ... от _ _ для усиления несущего каркаса до работоспособного состояния проектной документацией «Аварийно-восстановительные работы в многоквартирном ..., корпус 1, по ...», шифр 404/12/2018, разработанной ООО «***», предусмотрена установка элементов внешнего армирования из композиционных материалов и встроенного каркаса. В целях удобства эксплуатации и эстетического восприятия стен и потолков, запланирована облицовка стен и потолков жилых помещений гипсокартонными листами под дальнейшую чистовую отделку, в том числе по .... Внутренние отделочные работы, установка санитарных приборов и газовых плит подлежат выполнению силами и за счет собственника жилого помещения. Имамов П.Г.о. является собственником жилого помещения по адресу: ... (***).

По сведениям, представленным Комитетом имущественных отношений города Мурманска и Управлением Росреестра по Мурманской области государственная регистрация на объект недвижимого имущества - ... многоквартирном ... ..., по ... не прекращена, объект существует, право собственности на жилое помещение зарегистрировано за Имамовым П.Г.о.

Как следует из искового заявления Имамова П.Г.о. и объяснений стороны истца в суде первой и апелляционной инстанции, в 2023 году Имамов П.Г.о был приглашен в Комитет имущественных отношений г. Мурманска, где ему предложили получить частично восстановленное помещение с необходимостью понести затраты на приобретение сантехнических приборов, газовой плиты, межкомнатных дверей, а также на внутренние ремонтные работ.

Таким образом, судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными суду стороной ответчика относимыми и допустимыми доказательствами, что спорное жилое помещение истцом не утрачено, поскольку подъезд многоквартирного дома, в котором расположена квартира Имамова П.Г.о., подлежит восстановлению путем проведения капитального ремонта, который произведен.

Из представленного истцом отчета *, составленного ООО «***» об оценке рыночной стоимости, ранее произведенного во 2-ом квартале 2016 года, ремонта квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ..., также следует, что жилое помещение - квартира истца, не утрачено (не уничтожено), осмотр объекта недвижимости произведен оценщиком _ _ , то есть спустя месяц после события взрыва бытового газа ***

Из материалов дела, вопреки доводам апелляционной жалобы, также следует, что обращения и жалобы истца в период с _ _ по настоящее время к должностным лицам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципальных органов носили иной характер, связаны были с предоставлением жилья маневренного фонда, длительным непринятием мер по возмещению ущерба и восстановлению жилья, закреплением за его семьей предоставленного для временного проживания жилого помещения маневренного фонда по адресу: ..., в связи с состоянием здоровья его супруги, которая являлась инвалидом (***).

С 2018 года по настоящее время каких-либо обращений от Имамова П.Г.о. в прокуратуру области не поступало.

При изложенных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что факт утраты истцом спорного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – взрыва бытового газа в городе Мурманске по ... ... не нашел подтверждения по материалам дела, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Имамова П.Г.о. в полном объеме.

При этом суд правомерно исходил из того, что при отсутствии факта утраты спорного жилого помещения в силу приведенных норм права оснований для выдачи Имамову П.Г.о. государственного жилищного сертификата или социальной выплаты для приобретения жилого помещения не имеется. Доказательств обращения истца с заявлением о выдаче жилищного сертификата с приложением документов, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации, в том числе подтверждающих утрату жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место _ _ (вышеприведенный Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, постановление Правительства Мурманской области от 30 декабря 2010 г. № 632-ПП), в материалы дела не представлено.

Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, оснований не соглашаться с которыми у судебной коллегии вопреки доводам апелляционной жалобы не имеется.

Ввиду изложенного несостоятельны доводы апелляционной жалобы, в которых фактически оспаривается оценка суда представленных в материалы дела доказательств и основанные на такой оценке выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Имамова П.Г.о. Суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия соглашается.

Довод жалобы о том, что суд неправильно сформулировал требования истца и не рассмотрел таковые с учетом их уточнений и дополнений опровергается материалами дела. Судом установлены все имеющие значение для разрешения спора обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка с учетом заявленных истцом требований и его позиции о наличии у него права на получение жилищного сертификата в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения. При этом нарушений положений части 3 статьи 196 ГПК РФ судом не допущено.

Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы, в которых истец указывает на неправильное определение судом вида судопроизводства при рассмотрении его исковых требований, а также на неправильное распределение в связи с этим бремени доказывания, что, по мнению апеллянта, повлекло принятие незаконного решения.

Как следует из материалов дела и подтверждено представленными стороной ответчика относимыми и допустимыми доказательствами, жилое помещение истца не утрачено в результате чрезвычайной ситуации от _ _ и что истец не обращался заявлением о выдаче жилищного сертификата с приложением документов, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации.

В связи с чем суд правильно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, который при обращении с настоящим исковым заявлением с учетом уточнений и дополнений указывал о наличии у него права на получение жилищного сертификата.

В силу положений части 6 статьи 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

При этом как следует из первоначально поданного Имамовым П.Г.о. искового заявления, со ссылкой на положения статьи 15, 1079 ГК РФ им заявлялись в том числе требования о возложении на ответчиков Губернатора Мурманской области и Главу администрации г. Мурманска добровольно исполнить требования закона о возмещении ему (истцу) материального ущерба в размере *** рублей, причиненный взрывом источника повышенной опасности.

В силу части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В связи с изложенным, учитывая первоначально заявленные Имамовым П.Г.о. требования об оспаривании бездействия по возмещению вреда, понуждении к возмещению ущерба, характер спора определением от _ _ судья правомерно, руководствуясь статей 133 ГПК РФ, принял заявленные Имамовым П.Г.о. требования к рассмотрению в порядке гражданского производства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, а также истребованы пояснения и документы, не относящиеся к вопросу применения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. от № 68-ФЗ также не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

В силу положений статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Учитывая изложенное, исходя из характера спорных правоотношений, суд первой инстанции обоснованно привлек АО «Мурманоблгаз», ГОКУ Управление капитального строительства Мурманской области, Министерство строительства и территориального развития Мурманской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, чем права истца не нарушаются, а также с целью выяснения имеющих значение для дела обстоятельств принял в качестве доказательств представленные документы относительно предмета спора.

Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о том, что право собственности истца утрачено на принадлежащую ему квартиру в связи с ее полным уничтожением в результате взрыва бытового газа _ _

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

По смыслу приведенной правовой нормы, основанием прекращения права собст░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ... ... ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 327.1 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2548/2021, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░ ░░░░░░ 61 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2021 ░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 55 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░- ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 1994 ░. № 68-░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 330 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327, 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

33-4529/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Имамов Панахи Гаджибек Оглы
Ответчики
Губернатор МО Чибис Андрей Владимирович
Прокурор Ленинского округа г. Мурманска Карасев Денис Вячеславович
Глава администрации г. Мурманска Сердечкин Юрий Валерьевич
Другие
Прокуратура Мурманской области
Блинов Евгений Иванович
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области
АО "Мурманоблгаз"
ГОКУ Управление капитального строительства Мурманской области
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Старцева Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
08.11.2023Передача дела судье
06.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Передано в экспедицию
06.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее