Решение по делу № 2-8556/2019 от 03.09.2019

Дело № 2-8556/2019

11RS0001-01-2019-011974-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Некрасовой О.С.,

при секретаре Сакеновой К.Ю.,

с участием прокурора Загидулиной Л.В.,

представителя истца Ануфриевой М.В.,

ответчика Алёшина А.И., представителя ответчика Вахнина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

21 октября 2019 года гражданское дело по искам Администрации МО ГО «Сыктывкар»: к Алёшину А.И., Алёшиной О.И. о выселении, ограничении права пользования жилым помещением;

к Бай Н.И. об ограничении права пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

АМО ГО «Сыктывкар» обратилось в суд с исковыми заявлениями к ответчикам.

Определением суда исковые заявления объединены в одно производство.

По уточненным требованиям АМО ГО «Сыктывкар» заявлен иск:

1) к Алёшину А.И., Алёшиной О.И.

- о выселении Алёшина А.И., Алёшину О.И. вместе с несовершеннолетними ... Г.А., ... А.А. из жилого помещения по адресу: ... на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен ... и изъятию каждого жилого помещения в указанном доме;

- об ограничении права пользования Алёшина А.И., Алёшиной О.И. жилым помещением по адресу: ..., комн. 95 путем запрета доступа в данное жилое помещение предоставления (сдачи) вышеуказанного жилого помещения иным лицам на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и изъятию каждого жилого помещения в указанном доме,

2) к Бай Н.И. - об ограничении права пользования жилым помещением по адресу: ... путем запрета доступа в данное жилое помещение предоставления (сдачи) вышеуказанного жилого помещения иным лицам на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и изъятию каждого жилого помещения в указанном доме,

В обоснование иска указано, что ответчики занимают жилые помещения, которые признаны непригодными для проживания и расположено в доме, подлежащем сносу. В целях обеспечения безопасности проживания требуется ограничение прав ответчиков.

В соответствии с положениями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В судебном заседании представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» Ануфриева М.В. поддержала заявленные требования; ответчик и его представитель полагал заявленный иск подлежащим оставлению без удовлетворения, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, получив заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения иска со ссылкой на то, что проживание в жилом помещении, признанном непригодном для проживания, не является основанием для предоставления жилого помещения маневренного жилого фонда, принудительное выселение ответчиков из занимаемого жилого помещения с предоставлением им жилого помещения маневренного жилого фонда законом не предусмотрено, суд приходит к следующему.

Установлено, что жилое помещение по адресу: ..., принадлежит на праве Бай Н.И.

Бай Н.И. зарегистрирована в указанном жилом помещении с ** ** ** г.

Жилое помещение по адресу: ... принадлежит на праве собственности:

-Алёшину А.А., ** ** ** (доля в праве ?)

-Алёшиной Г.А., ** ** ** (доля в праве ?)

-Алёшиной О.И. (доля в праве ?)

-Алёшину А.И. (доля в праве ?)

Алёшин А.И. и Алёшина О.И. являются законными представителями несовершеннолетних ... А.А. и ... Г.А.

Алешина О.И., ... а Г.А., ... А.А. зарегистрированы по адресу: ... принадлежащем на праве собственности Алёшиной О.И., дата государственной регистрации права ** ** **).

Алёшин А.И. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ....

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" №... многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для расселения дома установлен – 2027 год.

При этом до вынесения указанного постановления ** ** ** состоялось решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО ГО "Сыктывкар" № №..., которым обстановка, сложившаяся в многоквартирном доме по адресу: ..., признана несущей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера и требующей проведения неотложных восстановительных работ.

Администрацией МО ГО "Сыктывкар" представлены копи писем в адрес жильцов дома, в которых предложено занять помещение маневренного фонда в здании по адресу: ..., об ограничении доступа в занимаемое жильцами жилое помещение, требование о сносе в срок до ** ** **.

Жилым помещениям по адресу: ..., постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от №... указанным помещениям присвоен статус маневренного жилищного фонда.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

На основании части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствие со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственник ( ч. 12 ст. 32 ЖК РФ).

В силу вышеизложенного по настоящему делу одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о соблюдении установленной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры изъятия земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд.

Данная процедура включает в себя, в частности предъявление органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме соответствующего требования в разумный срок и в случае их отказа принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, и жилых помещений в указанном доме, для муниципальных нужд.

Между тем, истцом не соблюдена данная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника.

Как следует из материалов дела, АМО ГО «Сыктывкар» в обоснование заявленных требований ссылается на то, что проживание ответчиков в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме, который признан аварийным ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поэтому необходимо ограничение прав собственников.

Однако представленного в суд технического отчета ООО «Техническая безопасность» следует, что имеется необходимость в выполнении ремонтных работ дома, а не его снос.

Срок для удовлетворения требования не истек.

Соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд либо о предоставлении им другого жилого помещения взамен изымаемого между ответчиками и администрацией МО ГО «Сыктывкар» не достигнуто.

Право собственности ответчиков на жилые помещения не прекращено.

Указанное исключает возможность принудительного ограничения прав.

Действующим законодательством не предусмотрено принудительное переселения граждан в жилые помещения маневренного жилого фонда, выселение из жилого помещения, признанного аварийным без предоставления иного жилого помещения, без выкупа его стоимости.. Данный порядок не отвечает интересам жильцов и прямо противоречит закону.

Администрация МО ГО «Сыктывкар», имея в распоряжении незанятые помещения маневренного жилищного фонда, не лишена права при добровольном обращении ответчиков за предоставлением жилья для временного проживания предоставить им эти помещения.

По убеждению суда, администрация МО ГО "Сыктывкар", обращаясь с иском о возложении обязанностей на собственников, установлении для них ограничений в осуществлении гарантированного Конституцией Российской Федерации права собственности, по существу пытается подменить установленный действующим законодательством порядок действий в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Вместо совершения самим истцом в кратчайшие сроки процедур, установленных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, с учетом технического состояния жилого дома, администрация МО ГО "Сыктывкар" пытается исключить наступление неблагоприятных последствий не своими действиями, а за счёт возложения ограничений и обязанностей на тех лиц, на которых они возложены быть не могут.

Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Администрации МО ГО «Сыктывкар».

Предусмотренных законом оснований для обращения указанного решения суда к немедленному исполнению не имеется.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований администрации МО ГО "Сыктывкар":

к Алёшину А.И., Алёшиной О.И.

- о выселении Алёшина А.И., Алёшиной О.И. вместе с несовершеннолетними Алёшиной Г.А., ... А.А. из жилого помещения по адресу: ..., на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен ... и изъятию каждого жилого помещения в указанном доме;

- об ограничении права пользования Алёшина А.И., Алёшиной О.И. жилым помещением по адресу: ... путем запрета доступа в данное жилое помещение предоставления (сдачи) вышеуказанного жилого помещения иным лицам на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и изъятию каждого жилого помещения в указанном доме,

Отказать в удовлетворении исковых требований администрации МО ГО "Сыктывкар" к Бай Н.И. - об ограничении права пользования жилым помещением по адресу: ... путем запрета доступа в данное жилое помещение предоставления (сдачи) вышеуказанного жилого помещения иным лицам на время осуществления органом местного самоуправления процедуры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и изъятию каждого жилого помещения в указанном доме,

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья О.С. Некрасова

Решение суда принято в окончательной форме 24 октября 2019 года.

2-8556/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее