Решение по делу № 11-343/2023 (11-15926/2022;) от 23.11.2022

Дело № 11-343/2023                            Судья Хабарова Л.В.

74RS0001-01-2022-001852-11                    Дело № 2-2699/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Винниковой Н.В.

судей Турковой Г.Л., Бас И.В.

при ведении протокола и аудиопротокола судебного заседания помощником судьи Ишкининой Л.Р.,

рассмотрел 12 января 2023 года в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по исковому заявлению <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить выполнение работ по организации наружного освещения по апелляционной жалобе Администрации <адрес> на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л., пояснения представителя администрации <адрес> и Комитета дорожного хозяйства <адрес> Кузьменко А.В., представителя администрации <адрес> Трофимовой А.З., прокурора Гурской О.Н., судебная коллегия

установила:

<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес>, в котором, с учетом уточнения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, просил возложить обязанности в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу солидарно обеспечить выполнение работ по организации наружного освещения на следующих участках:

    - внутриквартальный проезд между домами по <адрес> в направлении к дому по <адрес>;

    - <адрес> (внутриквартальный проезд между домами по <адрес> в направлении к дому по <адрес>);

    - внутриквартальный проезд между домами <адрес> до <адрес>;

    - пешеходный тротуар от <адрес> до <адрес> вдоль транспортной развязки путепровода № Челябинск главный» <адрес>;

    - по <адрес> на участке от <адрес> общеобразовательной школы ( далее - также СОШ ) по <адрес> «Б» <адрес>;

    - вдоль пешеходного тротуара по <адрес> у ограждения СОШ по <адрес> «Б» <адрес>;

    - вдоль пешеходного тротуара от угла <адрес> «В» по <адрес> и далее вдоль ограждения детского сада по <адрес> «Б» и школьного стадиона СОШ по <адрес> «Б» с выходом на <адрес>;

    - вдоль домов по <адрес> с выходом на <адрес>.

В обоснование иска прокурор указал на нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и требований национального стандарта «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» , выявленные в ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом дорожного надзора ГИБДД УМВД России по <адрес>. Согласно акту проверки на указанных участках улично-дорожной сети <адрес> отсутствуют фонарные столбы и иные элементы, необходимые для организации наружного освещения. Внесенное ДД.ММ.ГГГГ Главе <адрес> представление об устранении нарушений закона не было исполнено, конкретные меры по устранению нарушений не приняты, нарушения фактически не устранены. Непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, рост количества дорожно-транспортных происшествий, а также нарушает права граждан на безопасное передвижение по указанным проездам, пешеходным дорожкам в ночное время.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Шипулина В.Н. поддержала заявленные требования.

    Представитель ответчика Администрации <адрес> и третьего лица

Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> Кузьменко А.В. с исковыми требованиями в судебном заседании суда первой инстанции не согласилась, полагая ответственным за организацию наружного освещения на спорной территории <адрес>.

Представитель ответчика <адрес> ФИО7 в суде первой инстанции исковые требования не признала, полагая надлежащим ответчиком по делу Администрацию <адрес>.

Суд постановил решение об удовлетворении иска и возложении обязанности на Администрацию <адрес> выполнить работы по организации наружного освещения на указанной выше участках в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований прокурора <адрес> к администрации <адрес> суд отказал.

В апелляционной жалобе Администрация <адрес> просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового об отказе прокурору в иске. Указывает на то, что Администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку указанные в исковом заявлении прокурора внутриквартальные проезды и участки расположены за пределами красных линий, находятся в зоне многоэтажной застройки и согласно пункту 75 Правил благоустройства <адрес>, выполнение работ по их ремонту и содержанию как объектов благоустройства внутриквартальных территорий внутригородских районов (за исключением работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети и придомовых территорий) обеспечивается администрациями внутригородских районов.

В суде апелляционной инстанции представитель Администрации <адрес> и Комитета дорожного хозяйства <адрес> Кузьменко А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель администрации <адрес> ФИО7 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, указав на то, что обязанности по организации наружного освещения должна нести администрация города как орган, осуществляющий права по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено.

Прокурор Гурская О.Н. представила суду апелляционной инстанции заявление прокурора <адрес> об отказе от иска в части требований об обеспечении выполнения работ по организации наружного освещения на участке вдоль домов по <адрес> «А», 116 «А», 118 «А» с выходом на <адрес>, поскольку в настоящее время наружное освещение на этом участке восстановлено. В остальной части оставила решение на усмотрение судебной коллегии.

Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, заявлений и ходатайств, не направили, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь статьями 113, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены в части решения суда.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор обосновывал свои требования отсутствием уличного освещения на указанных в исковом заявлении внутриквартальных проезда между домами и пешеходных тротуарах, расположенных на территории <адрес>, утверждая, что данные объекты являются элементами улично-дорожной сети <адрес>, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное и беспрепятственное передвижение по указанным проездам и пешеходным дорожкам в ночное время.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции сети наружного освещения на указанных в исковом заявлении прокурора участках отсутствовали.

Удовлетворяя заявленные требования к администрации <адрес> и отказывая в иске к администрации <адрес>, суд первой инстанции принял во внимание факт отсутствия освещения и наличие обязанности администрации <адрес> выполнить работы по организации наружного освещения на указанных участках дорог, вытекающей из содержания пункта 19 части 1 статьи 14 и пункта 4 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 5 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования «<адрес>», пункта 2 статьи 59 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила благоустройства территории <адрес> ).

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в части требований относительно внутриквартальных проездов обоснованными, поскольку суд правильно применил и правильно истолковал закон, регулирующий спорные правоотношения. В то же время возложение на администрацию города обязанности по обустройству освещения на участках, которые не могут быть отнесены к улично-дорожной сети не основано на законе.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О статусе Челябинского городского округа и статусе и границах внутригородских районов в составе Челябинского городского округа», статьи 1 Устава <адрес>, принятого решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> наделен статусом городского округа с внутригородским делением.

Полномочия городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в составе Челябинского городского округа предусмотрены статьями 16, 16.1, 16.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 45.1 Федерального закона о местном самоуправлении вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона о местном самоуправлении предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16.2 Федерального закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения внутригородского района отнесено утверждение правил благоустройства территории внутригородского района, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории внутригородского района, организация благоустройства территории внутригородского района в соответствии с указанными правилами.

Федеральный закон о местном самоуправлении предоставляет субъектам Федерации права на разграничение вопросов местного значения внутригородского района, а также вопросов местного значения городского округа, переданных последним внутригородскому району.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов» (далее - <адрес> о разграничении полномочий) разграничены полномочия органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в составе Челябинского городского округа по решению установленных частью 1 статьи 16-2 Федерального закона о местном самоуправлении вопросов местного значения внутригородских районов, а также по решению закрепленных за внутригородскими районами иных вопросов местного значения из числа установленных в соответствии с частью 1 статьи 16 указанного Федерального закона вопросов местного значения Челябинского городского округа.

Согласно статьи <адрес> о разграничении полномочий к полномочиям органов местного самоуправления Челябинского городского округа по решению вопроса местного значения внутригородских районов по утверждению правил благоустройства территории внутригородского района, осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории внутригородского района, организации благоустройства территории внутригородского района в соответствии с указанными правилами относится установление в правилах благоустройства Челябинского городского округа общих положений для утверждения правил благоустройства территории внутригородского района.

К полномочиям органов местного самоуправления внутригородских районов по решению вопроса местного значения внутригородских районов по утверждению правил благоустройства территории внутригородского района, осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории внутригородского района, организации благоустройства территории внутригородского района в соответствии с указанными правилами отнесено утверждение правил благоустройства территории внутригородского района в соответствии с правилами благоустройства Челябинского городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории внутригородского района, организация благоустройства территории внутригородского района, включая проведение комплекса мероприятий по содержанию территории внутригородского района, а также по проектированию, созданию, размещению, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района, определение границ прилегающих территорий, расположенных на территории внутригородского района.

В абзаце 22 части 1 статьи 2 Федерального закона о местном самоуправлении, раскрыто понятие правил благоустройства территории муниципального образования, согласно которому это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов Российской Федерации, а также нормативных актов ее субъектов требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 8 Устава <адрес> к вопросам местного значения <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах <адрес>, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 8 Устава <адрес> утверждение правил благоустройства территории <адрес>, организация благоустройства территории <адрес> в соответствии с указанными правилами отнесены к полномочиям городского округа.

Согласно статье 9 Устава <адрес> вопросы местного значения внутригородских районов в составе Челябинского городского округа с внутригородским делением устанавливаются статьей 16.2 Федерального закона о местном самоуправлении и <адрес>.

Правилами благоустройства территории <адрес> установлены единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определены порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.

Приведенными выше Правилами благоустройства территории <адрес> предусмотрены понятия:

дворовый проезд - объект благоустройства на придомовой территории, предназначенный для проезда транспортных средств от проезжей части улиц и дорог общественного пользования либо от квартальных проездов к жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома или группе многоквартирных домов (пункт 11.1);

квартальный проезд - объект благоустройства с усовершенствованным покрытием, предназначенный для движения транспортных средств от проезжей части улиц и дорог общего пользования до придомовых территорий, нежилых зданий, строений и сооружений (пункт 21.1);

объект улично-дорожной сети - элемент транспортной инфраструктуры города, располагающийся на территории общего пользования, определенный «красными линиями», основным назначением которого является движение транспорта и пешеходов (пункт 30);

улично-дорожная сеть - система транспортной инфраструктуры городского округа, формирующая его планировочную структуру. Улично-дорожная сеть представляет собой единую непрерывную сеть улиц, дорог, площадей, а также иных элементов, предназначенную для осуществления транспортных и иных коммуникаций внутри города, выхода на внешние направления за пределы города. Улично-дорожная сеть связывает между собой все элементы планировочной структуры городского округа, а также объекты внутри планировочных районов (пункт 55).

Благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих, в том числе благоустройство объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений (мостов, дамб, путепроводов и т.д.), объектов уличного освещения, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства (пункт 59 Правил ).

Аналогичную норму содержит пункт 59 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденные решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Правила благоустройства территории <адрес> (в редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции) разграничивают полномочия администрации города и администраций внутригородских районов по вопросам организации содержания и благоустройства и относит к полномочию администрации города выполнение работ по ремонту и содержанию, в том числе в зимний период, объектов благоустройства (дороги, тротуары, пешеходные дорожки, газоны и иные) улично-дорожной сети (пункт 74), к полномочиям администрации внутригородских районов - выполнение работ по ремонту и содержанию, в том числе в зимний период, объектов благоустройства внутриквартальных территорий внутригородских районов, за исключением работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети и придомовых территорий (пункт 75).

Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ пункт 74 Правил благоустройства территории <адрес> дополнен словами «в границах «красных линий», а подпункт 1 пункта 75 изложен в новой редакции, согласно которой администрации внутригородских районов (должностные лица) обеспечивают выполнение работ по ремонту и содержанию, в том числе в зимний период, квартальных проездов и объектов благоустройства внутриквартальных территорий внутригородских районов, за исключением дворовых территорий.

Согласно пункту 3.37 Свода правил «СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП , утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

На момент рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции действовало распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении функции муниципального заказчика по содержанию объектов улично-дорожной сети <адрес>», которым были утверждены Перечень улиц и дорог <адрес>, Перечнем тротуаров, примыкающих к проезжей части улично-дорожной сети.

В настоящее время действует распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении функции муниципального заказчика по содержанию объектов улично-дорожной сети <адрес>», которым утверждены перечни объектов улично-дорожной сети <адрес>, функции муниципального заказчика по содержанию которых осуществляет Комитет дорожного хозяйства <адрес>, в том числе Перечень улиц и дорог <адрес>, Перечень парковок на объектах улично-дорожной сети <адрес>, Перечень тротуаров, примыкающих к проезжей части улично-дорожной сети <адрес>.

Объекты, указанные в исковом заявлении прокурора, в приведенные выше Перечни не включены.

Согласно пунктам 19, 23, 25, 27 Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, утвержденного решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ) содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения обеспечиваются Комитетом дорожного хозяйства <адрес> с привлечением в установленном порядке специализированных организаций. Положение устанавливает расходные обязательства муниципального образования «<адрес>» по расходам, связанным с дорожной деятельностью, объемы финансирования мероприятий по текущему содержанию и ремонту объектов дорожного хозяйства, в том числе уличное освещение и озеленение. Финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется в пределах средств, утвержденных бюджетом города в соответствии с установленным муниципальным заданием, а также бюджетами других уровней и иных источников, не запрещенных действующим законодательством, в случае их поступления.

Статьей <адрес>, принятого решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) к вопросам местного значения <адрес> относится утверждение правил благоустройства территории <адрес>, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории <адрес> в соответствии с указанными правилами.

Пункт 128 Правил благоустройства территории <адрес>, принятых решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что требования к содержанию и внешнему виду дорожных знаков, светофоров, ограждений, наружного освещения установлены Правилами благоустройства территории <адрес>.

Подпункт 38 пункта 9 Положения об администрации <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что администрация района осуществляет полномочия по организации благоустройства территории <адрес>, включая проведение комплекса мероприятий по содержанию территории района, а также по проектированию, созданию, размещению, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории в соответствии с правилами благоустройства территории <адрес>.

Исходя из положений изложенных норм в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что к полномочиям администрации <адрес> относится организация наружного освещения как элемента благоустройства на территории улично-дорожной сети, относящейся к территории общего пользования, а к полномочиям <адрес> - работы по ремонту и содержанию объектов благоустройства внутриквартальных территорий, за исключением работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети (отнесенной к компетенции города) и придомовых территорий и территорий, закрепленных в целях содержания за физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Правилами и Правилами благоустройства территорий внутригородского района.

При рассмотрении искового заявления о понуждении органов местного самоуправления о приведении в надлежащее состояние внутриквартальных проездов, существенное значение имеет установление факта нахождения этих проездов в границах муниципального образования, их отображения на генеральном плане муниципального образования, отнесение этих объектов к улично-дорожной сети.

Также подлежат установлению фактические обстоятельства, связанные с техническим состоянием проездов, выполнением собственником (владельцем) обязанности по ее ремонту и содержанию.

Согласно подпункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Наряду с этим нормой подпункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется понятие красных линий - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

По смыслу приведенных правовых норм следует, что территории общего пользования являются самостоятельными элементами планировочной структуры, объективно существующие независимо от установления красных линий, и правовой режим которых определяется исключительно в силу факта их объективного существования.

В таком случае исследование порядка утверждения красных линий в составе документации территориального планирования либо иной градостроительной документации, вопреки доводам апелляционной жалобы администрации <адрес> не имеет правового значения при доказанности факта нахождения в границах территорий общего пользования автомобильной дороги или проезда.

Согласно норме статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации целью разработки проектов планировки территории, в том числе, является установление территорий общего пользования.

В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Из содержания указанных норм следует, что генеральный план муниципального образования определяет общие принципы территориального планирования в целях обеспечения устойчивого развития градостроительных элементов и является документом перспективного развития территорий, поскольку носит долгосрочный характер - утверждается на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Указанное обстоятельство объективно исключает возможность определения генеральным планом города детальной планировки конкретной территории, что, однако, не отменяет возможности реализации органом местного самоуправления своих полномочий в сфере градостроительной деятельности в части установления элементов планировочной структуры, в том числе территорий общего пользования, в генеральном плане муниципального округа вплоть до утверждения градостроительной документации.

В то же время проект планировки территории согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации является способом реализации основной концепции территориального планирования города, ввиду чего отсутствие документации по планировке территории не препятствует достижению тех целей развития территории, для которых был принят генеральный план города.

Согласно подпункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Норма статьи 5 Федерального закона об автомобильных дорогах относит к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, и выделяет среди прочего автомобильные дороги общего пользования местного значения городского округа, под которыми понимаются автомобильные дороги общего пользования в границах округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Для целей применения национального стандарта «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ФИО9 50597-2017 (утв. приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст) утверждены группы улиц (таблица 4.1.), согласно которым помимо улиц и дорог местного значения, главных улиц, улиц в жилой застройке основные (группа «Д»), выделяют группу «Е» - улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки.

Распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об издании и применении ОДМ «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации» утверждены категории улиц, в том числе, для населенных пунктов городского типа улицы и дороги местного значения и проезды.

Согласно установленным тем же актом понятиям улицы и дороги местного значения в жилой застройке - улицы для осуществления транспортной и пешеходной связи (как правило, без пропуска грузового и общественного транспорта) на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения; проезды - для осуществления подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов, в т.ч. внутриквартальные и внутридворовые проезды.

Из изложенных норм следует, что автомобильные дороги общего пользования местного значения городского округа являются объектами транспортной инфраструктуры, утверждение перечня которых находится в компетенции органа местного самоуправления, и которые, кроме непосредственно проезжей части, включают в себя, сопутствующие и обеспечивающие безопасность дорожного движения сооружения - полосу отвода автомобильной дороги, тротуары, иные элементы обустройства.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции действовало распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении функции муниципального заказчика по содержанию объектов улично-дорожной сети <адрес>», которым были утверждены Перечень улиц и дорог <адрес>, Перечнем тротуаров, примыкающих к проезжей части улично-дорожной сети.

В настоящее время действует распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении функции муниципального заказчика по содержанию объектов улично-дорожной сети <адрес>», которым утверждены перечни объектов улично-дорожной сети <адрес>, функции муниципального заказчика по содержанию которых осуществляет Комитет дорожного хозяйства <адрес>, в том числе Перечень улиц и дорог <адрес>, Перечень парковок на объектах улично-дорожной сети <адрес>, Перечень тротуаров, примыкающих к проезжей части улично-дорожной сети <адрес>.

    Объекты, указанные в исковом заявлении прокурора, в приведенные выше Перечни не включены.

    В то же время сторонами не оспаривается, что внутриквартальный проезд между домами по <адрес> в направлении к дому по <адрес>; <адрес> (внутриквартальный проезд между домами по <адрес> в направлении к дому по <адрес>); внутриквартальный проезд между домами » <адрес> до <адрес>, на участке от <адрес> общеобразовательной школы по <адрес> «Б» используются в качестве проезда к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри кварталов.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр утвержден * Естественное и искусственное освещение», которым установлены, в том числе, нормы освещения для проездов и пешеходных зон внутри жилых кварталов, автомобильных дорог, улиц и тротуаров.

В силу статьи 3 Федерального закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 14, подпункту 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 13 Федерального закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона об автомобильных дорогах.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что субъектом Российской Федерации не принят закон о разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов, которым бы были разграничены полномочия органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в составе Челябинского городского округа и закрепления за внутригородскими районами вопросов местного значения полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района, обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание из числа установленных в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения Челябинского городского округа.

Приведенными в Правилах благоустройства территории <адрес> понятия дворового и квартального проездов как объектов благоустройства, а объектов объект улично-дорожной сети как элементов транспортной инфраструктуры города, располагающийся на территории общего пользования, определенный «красными линиями» не свидетельствуют о наличии обязанности администрации внутригородского района по организации наружного освещения внутриквартальных проездов, поскольку федеральное законодательство, имеющее большую юридическую силу, не ограничивает улично-дорожной сети границами красных линий.

Таким образом, суд при рассмотрении спора должен руководствоваться частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Поэтому ограничение правилами благоустройства улично-дорожной сети <адрес> границами красных линий не может быть применено при рассмотрении данного спора.

При таких обстоятельствах нахождение спорных внутриквартальных проездов за границами красных линий, согласно представленным администрацией города результатов планировки территории, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

Вместе с тем при рассмотрении и разрешении данного дела установлено фактическое наличие проездов, что не освобождает городской округ, от исполнения требований действующего законодательства по содержанию этих проездов в состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспортных средств, в соответствии с установленными требованиями и в том случае, если внутри квартальные проезды не включены в перечни автомобильных дорог местного значения и находятся за границами красных линий городского квартала.

В то же время участки - пешеходный тротуар от <адрес> до <адрес> вдоль транспортной развязки путепровода «Челябинск-главный» <адрес>, вдоль пешеходного тротуара от угла <адрес> «В» по <адрес> и далее вдоль ограждения детского сада по <адрес> «Б» и школьного стадиона Средней общеобразовательной школы по <адрес> «Б» с выходом на <адрес> не могут быть отнесены к внутриквартальным проездам и не относятся к улично-дорожной сети. Доказательств закрепления этих территорий в целях содержания за какими-либо лицами сторонами не представлено, следовательно, обязанность по устранению нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки, должна быть возложена на администрацию <адрес>.

Данная обязанность - по выполнению работ по ремонту и содержанию объектов благоустройства внутриквартальных территорий, за исключением работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети (отнесенной к компетенции города) и придомовых территорий и территорий, закрепленных в целях содержания за физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предусмотрена Правилами благоустройства <адрес> и Правилами благоустройства территорий <адрес>.

При таких обстоятельства решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, как постановленное в результате неправильного толкования норм материального права, и приятии в отменной части нового решения об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности по обеспечению выполнения работ по организации наружного освещения на этих участках на <адрес>.

Довод представителя <адрес> об обратном со ссылкой на положения Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых (статьи 40, 41 и 42 ) администрация города как собственник спорных земельных участков обязана соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, иных правил и нормативов, основан на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Объем полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения не ставиться в зависимость от полномочий городского округа как собственника земельных участков, право собственности на которые не разграничена.

Судебная коллегия находит подлежащим удовлетворению заявление прокурора об отказе от исковых требований в части требований об обеспечении выполнения работ по организации наружного освещения на участке вдоль домов по <адрес> с выходом на <адрес>, поскольку в настоящее время наружное освещение на этом участке восстановлено.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обладает правом на отказ от иска, если производство по делу возбуждено по его заявлению. При отказе истца от иска, независимо от позиции прокурора по делу, суд должен прекратить производство по делу, если отказ от иска не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. В такой ситуации при отказе прокурора от иска, производство по делу прекращается, а в дальнейшем возможность обращения в суд с иском о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Руководствуясь статьей 326.1, пунктом 3 статьи 328, абзацем 4 статьи 220, статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на Администрацию <адрес> обязанности по обеспечению выполнения работ по организации наружного освещения на участках пешеходного тротуара от <адрес> до <адрес> вдоль транспортной развязки путепровода «Челябинск главный» <адрес>, вдоль пешеходного тротуара от угла <адрес> по <адрес> и далее вдоль ограждения детского сада по <адрес>Б и школьного стадиона СОШ по <адрес>Б с выходом на <адрес>, вдоль домов по <адрес> с выходом на <адрес> отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

Обязать <адрес> в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение работ по организации наружного освещения на следующих участках: пешеходный тротуар от <адрес> до <адрес> вдоль транспортной развязки путепровода «Челябинск главный» <адрес>; вдоль пешеходного тротуара по <адрес> общеобразовательной школы <адрес>; вдоль пешеходного тротуара от угла <адрес> «В» по <адрес> и далее вдоль ограждения детского сада по <адрес> «Б» и школьного стадиона Средней общеобразовательной школы с выходом на <адрес>.

Принять отказ прокурора <адрес> от иска в части требований об обеспечении выполнения работ по организации наружного освещения на участке вдоль домов по <адрес> с выходом на <адрес>.

Производство по делу в этой части прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

11-343/2023 (11-15926/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Прокуратура Ленинского района г.Челябинска
Ответчики
Администрация Ленинского района г.Челябинска
Администрация г.Челябинска
Другие
Муниципальное бюджетное учреждение Эксплуатация внешних инженерных сетей г. Челябинска
Семенова Е.В.
Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Туркова Галина Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
25.11.2022Передача дела судье
20.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
18.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2023Передано в экспедицию
12.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее