Решение по делу № 2-1133/2020 от 02.06.2020

Дело № 2-1133/2020 (69RS0040-02-2020-002601-08)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«02» июля 2020 года                                                                            город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Ловля Д.Ю.,

с участием представителя истца помощника военного прокурора Тверского гарнизона Поправко Д.Ю., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску военного прокурора Тверского гарнизона в защиту интересов Дмитриевой З.И. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области» о возложении обязанности пересчитать, назначить и ежемесячно выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, как вдове участника боевых действий,

установил:

военный прокурор Тверского гарнизона в защиту прав и законных интересов Дмитриевой З.И. обратился в Центральный районный суд города Твери с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о возложении обязанности пересчитать, назначить и ежемесячно выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, как вдове участника боевых действий.

В обоснование заявленных требований истец указал, что проведенной проверкой исполнения должностными лицами военного комиссариата Тверской области законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Минобороны России – Дмитриева З.И. получает пенсию по случаю потери кормильца – как вдова умершего ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева Д.С., являвшегося ветераном Великой Отечественной войны.

Однако, при назначении Дмитриевой З.И. пенсии военным комиссариатом Тверской области, последней не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В ходе проверки от военного комиссара Тверской области было получено сообщение о том, что оснований для выплаты Дмитриевой З.И. данного повышения не имеется, в связи с чем, данные выплаты не производились и производиться не будут.

По мнению истца, позиция военного комиссариата не обоснована, поскольку повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Супруг Дмитриевой З.И. – Дмитриев Д.С. в период с 15.08.1941 по 09.05.1945 участвовал в Великой Отечественной войне, в связи с чем является участником боевых действий и относится к лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5 «О ветеранах», в связи с чем, ей, получающей пенсию по случаю потери кормильца, должен быть произведен перерасчет пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом, а также должна быть назначена и выплачиваться пенсия по случаю потери кормильца с учетом повышения к пенсии, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.

Обращение прокурора в суд с рассматриваемым иском вызвано тем, что к нему обратилась Дмитриева З.И. с заявлением, в котором просила оказать ей помощь в восстановлении нарушенных пенсионных прав на получение пенсии в повышенном размере.

Определением судьи Центрального районного суда города Твери от 08 июня 2020 г. исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело.

При подготовке дела к судебному разбирательству, определением судьи от 08 июня 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.

Истец Дмитриева З.И., извещенная судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель истца помощник военного прокурора Тверского гарнизона Поправко Д.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил суд заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны РФ, извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Учитывая надлежащее извещение истца, ответчика, третьего лица, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав представителя истца помощника военного прокурора Тверского гарнизона Поправко Д.Ю., действующего на основании доверенности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах и др.

Из имеющейся в деле копии заявления Дмитриевой З.И. усматривается, что 14.05.2020 она обратилась к военному прокурору Тверского гарнизона с заявлением, в котором просила восстановить ее нарушенные пенсионные права в связи с невыплатой повышения к пенсии, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.

В заявлении имеется собственноручная подпись заявителя и у суда не имеется оснований сомневаться в действительности ее волеизъявления.

Таким образом, обращение прокурора в суд с требованиями, направленными на защиту нарушенных социальных прав, в интересах истца является правомерным.

Согласно части 2 статьи 4 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу, военную службу, и их семей производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Статьей 5 названного Закона установлено три вида пенсий: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности, субъектами получения которых являются сами военнослужащие, а также пенсия по случаю потери кормильца, субъектами получения которой являются нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих.

Перечень категорий пенсионеров, имеющих право на повышение установленных размеров пенсий, приведен в статье 45 указанного выше Закона.

Согласно пункту «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 (в редакции до 2008 года) назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Федеральным законом от 03.12.2007 года № 319-ФЗ в вышеуказанную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»), - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Учитывая, что данная статья размещена в разделе «Исчисление пенсий» Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, где установлены общие правила исчисления всех видов пенсий, а также то, что такой вид пенсии, как пенсия по случаю потери кормильца, назван в вышеприведенной норме, повышение пенсии на 32% расчетного размера предусмотрено не только для самих участников боевых действий, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с названным Законом.

Также, в соответствии со статьей 46 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1, при назначении пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующее повышение пенсий.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Как следует из материалов дела, Дмитриева З.И. являлась супругой Дмитриева Д.С., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серия ПЮ .

    Свидетельством о смерти серия II-ОН от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Дмитриев Д.С. умер.

Из послужного списка Дмитриева Д.С. усматривается, что он в период с 15.08.1941 по 09.05.1945 участвовал в Великой Отечественной войне.

Таким образом, Дмитриев Д.С. является ветераном Великой Отечественной войны, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5 «О ветеранах».

Из копии заявления Дмитриевой З.И. от 05.11.2019 следует, что она в указанную дату обратилась к военному комиссару г. Твери с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца — умершего супруга Дмитриева Д.С.

Из материалов дела следует, что Дмитриева З.И. является пенсионером Министерства обороны РФ, получает с 01.11.2019 пенсию по случаю потери кормильца.

Выплата указанной пенсии осуществляется Дмитриевой З.И. с учетом повышения, как родившейся до 31.12.1931, в соответствии с п. «д» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1.

21.05.2020 истец Дмитриева З.И. обратилась в военный комиссариат Тверской области с заявлением, в котором просила назначить и выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения пенсии, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1. Указанное заявление поступило в ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» 21.05.2020, что подтверждается подписью сотрудника, принявшего данное заявление.

До настоящего времени заявление Дмитриевой З.И. со стороны ответчика не удовлетворено.

То обстоятельство, что супруг истца Дмитриев Д.С. относился к категории ветеранов боевых действий (статья 3 Федерального закона «О ветеранах») ответчиком не оспаривалось.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства с учетом вышеприведенных положений норм материального права, суд приходит к выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца отнесена к числу пенсий, подлежащих повышению, а поэтому положения пункта «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 распространяют свое действие и на члена семьи умершего участника боевых действий Дмитриеву З.И., которая является получателем пенсии по случаю потери кормильца.

Содержание части 4 статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 также указывает на возможность повышения пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 55 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1).

Согласно приведенной норме перерасчет пенсии носит заявительный характер в том случае, если после назначения пенсии лицу наступили обстоятельства, свидетельствующие о возможности ее перерасчета в большую сторону. В таком случае перерасчет пенсии осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.

Данная правовая позиция сформулирована в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, указавшим, что поскольку обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, является отнесение к ветеранам новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.

Также, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.09.2012 года №1538-0 указал, что закрепляя срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, а также обусловливая такой перерасчет обращением пенсионеров за его проведением, законодатель обеспечивает им возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии. При этом законодатель гарантировал сохранение выплаты разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время при обращении за перерасчетом после возникновения права на него. Такое правовое регулирование направлено на повышение жизненного уровня указанной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее их права.

Таким образом, для получения заявленного в иске повышения к пенсии истцу необходимо было обратиться в пенсионный орган с заявлением об этом.

    В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

    Абзацем 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрена индексация социальных пенсий - ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 указанного Федерального закона женщинам, достигшим возраста 60 лет, к которым относится истец, социальная пенсия назначается в размере 5034 рублей 25 копеек в месяц.

Действие абзаца четвертого статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ было приостановлено до 1 января 2017 года Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий». При этом, статьей 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что с 1 апреля 2016 года размеры социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», индексируются на коэффициент, равный 1,04.

Таким образом, поскольку с заявлением о перерасчете и дальнейшей выплате пенсии с учетом повышения Дмитриева З.И. обратилась в военный комиссариат Тверской области 21.05.2020, заявленные исковые требования о возложении обязанности по перерасчету, назначению и выплате истцу пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, предусмотренном пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, суд находит подлежащими удовлетворению.

При этом, суд отклоняет доводы ответчика о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что Дмитриевой З.И. уже установлена надбавка к пенсии в размере 16% в соответствии п. «д» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.

Согласно абзацу 4 статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.

Учитывая, что п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 установлена надбавка пенсии в размере 32% расчетного размера пенсии, т.е. в большем размере по сравнению с надбавкой, установленной пунктом «д», именно эта надбавка должна была быть установлена Дмитриевой З.И.

Период перерасчета определяется за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, который с учетом даты обращения истца составляет с 21.05.2019 по 30.04.2020. С 01.05.2020 следует определить Дмитриевой З.И. ежемесячные платежи в повышенном размере.

Как следует из пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609, осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсации и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством РФ; реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, отнесены к компетенции военных комиссариатов, где находятся личные пенсионные дела уволенных военнослужащих, и иные органы исполнительной власти не осуществляют работу по назначению пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат.

В связи с изложенным, заявленные исковые требования о возложении обязанности по перерасчету, назначению и выплате пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере подлежат удовлетворению.

В силу пункта 2 Положения о военных комиссариатах, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов, в связи с чем, они освобождаются от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

        решил:

исковые требования военного прокурора Тверского гарнизона в защиту интересов Дмитриевой З.И. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области» о возложении обязанности пересчитать, назначить и ежемесячно выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, как вдове участника боевых действий удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тверской области» обязанность произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемой Дмитриевой З.И. с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» за период с 21 мая 2019 года по 30 апреля 2020 года и выплатить сумму недополученной пенсии.

Возложить на федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тверской области» обязанность ежемесячно выплачивать Дмитриевой З.И. с 01 мая 2020 года пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

        Судья                                                                                                Е.А. Степанова

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2020 года.

Дело № 2-1133/2020 (69RS0040-02-2020-002601-08)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«02» июля 2020 года                                                                            город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

Председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Ловля Д.Ю.,

с участием представителя истца помощника военного прокурора Тверского гарнизона Поправко Д.Ю., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску военного прокурора Тверского гарнизона в защиту интересов Дмитриевой З.И. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области» о возложении обязанности пересчитать, назначить и ежемесячно выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, как вдове участника боевых действий,

установил:

военный прокурор Тверского гарнизона в защиту прав и законных интересов Дмитриевой З.И. обратился в Центральный районный суд города Твери с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о возложении обязанности пересчитать, назначить и ежемесячно выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, как вдове участника боевых действий.

В обоснование заявленных требований истец указал, что проведенной проверкой исполнения должностными лицами военного комиссариата Тверской области законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Минобороны России – Дмитриева З.И. получает пенсию по случаю потери кормильца – как вдова умершего ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева Д.С., являвшегося ветераном Великой Отечественной войны.

Однако, при назначении Дмитриевой З.И. пенсии военным комиссариатом Тверской области, последней не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В ходе проверки от военного комиссара Тверской области было получено сообщение о том, что оснований для выплаты Дмитриевой З.И. данного повышения не имеется, в связи с чем, данные выплаты не производились и производиться не будут.

По мнению истца, позиция военного комиссариата не обоснована, поскольку повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Супруг Дмитриевой З.И. – Дмитриев Д.С. в период с 15.08.1941 по 09.05.1945 участвовал в Великой Отечественной войне, в связи с чем является участником боевых действий и относится к лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5 «О ветеранах», в связи с чем, ей, получающей пенсию по случаю потери кормильца, должен быть произведен перерасчет пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом, а также должна быть назначена и выплачиваться пенсия по случаю потери кормильца с учетом повышения к пенсии, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.

Обращение прокурора в суд с рассматриваемым иском вызвано тем, что к нему обратилась Дмитриева З.И. с заявлением, в котором просила оказать ей помощь в восстановлении нарушенных пенсионных прав на получение пенсии в повышенном размере.

Определением судьи Центрального районного суда города Твери от 08 июня 2020 г. исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело.

При подготовке дела к судебному разбирательству, определением судьи от 08 июня 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.

Истец Дмитриева З.И., извещенная судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель истца помощник военного прокурора Тверского гарнизона Поправко Д.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил суд заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны РФ, извещенный судом надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Учитывая надлежащее извещение истца, ответчика, третьего лица, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав представителя истца помощника военного прокурора Тверского гарнизона Поправко Д.Ю., действующего на основании доверенности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах и др.

Из имеющейся в деле копии заявления Дмитриевой З.И. усматривается, что 14.05.2020 она обратилась к военному прокурору Тверского гарнизона с заявлением, в котором просила восстановить ее нарушенные пенсионные права в связи с невыплатой повышения к пенсии, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.

В заявлении имеется собственноручная подпись заявителя и у суда не имеется оснований сомневаться в действительности ее волеизъявления.

Таким образом, обращение прокурора в суд с требованиями, направленными на защиту нарушенных социальных прав, в интересах истца является правомерным.

Согласно части 2 статьи 4 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу, военную службу, и их семей производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Статьей 5 названного Закона установлено три вида пенсий: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности, субъектами получения которых являются сами военнослужащие, а также пенсия по случаю потери кормильца, субъектами получения которой являются нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих.

Перечень категорий пенсионеров, имеющих право на повышение установленных размеров пенсий, приведен в статье 45 указанного выше Закона.

Согласно пункту «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 (в редакции до 2008 года) назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Федеральным законом от 03.12.2007 года № 319-ФЗ в вышеуказанную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»), - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Учитывая, что данная статья размещена в разделе «Исчисление пенсий» Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, где установлены общие правила исчисления всех видов пенсий, а также то, что такой вид пенсии, как пенсия по случаю потери кормильца, назван в вышеприведенной норме, повышение пенсии на 32% расчетного размера предусмотрено не только для самих участников боевых действий, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с названным Законом.

Также, в соответствии со статьей 46 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1, при назначении пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующее повышение пенсий.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Как следует из материалов дела, Дмитриева З.И. являлась супругой Дмитриева Д.С., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серия ПЮ .

    Свидетельством о смерти серия II-ОН от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Дмитриев Д.С. умер.

Из послужного списка Дмитриева Д.С. усматривается, что он в период с 15.08.1941 по 09.05.1945 участвовал в Великой Отечественной войне.

Таким образом, Дмитриев Д.С. является ветераном Великой Отечественной войны, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5 «О ветеранах».

Из копии заявления Дмитриевой З.И. от 05.11.2019 следует, что она в указанную дату обратилась к военному комиссару г. Твери с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца — умершего супруга Дмитриева Д.С.

Из материалов дела следует, что Дмитриева З.И. является пенсионером Министерства обороны РФ, получает с 01.11.2019 пенсию по случаю потери кормильца.

Выплата указанной пенсии осуществляется Дмитриевой З.И. с учетом повышения, как родившейся до 31.12.1931, в соответствии с п. «д» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1.

21.05.2020 истец Дмитриева З.И. обратилась в военный комиссариат Тверской области с заявлением, в котором просила назначить и выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения пенсии, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1. Указанное заявление поступило в ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» 21.05.2020, что подтверждается подписью сотрудника, принявшего данное заявление.

До настоящего времени заявление Дмитриевой З.И. со стороны ответчика не удовлетворено.

То обстоятельство, что супруг истца Дмитриев Д.С. относился к категории ветеранов боевых действий (статья 3 Федерального закона «О ветеранах») ответчиком не оспаривалось.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства с учетом вышеприведенных положений норм материального права, суд приходит к выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца отнесена к числу пенсий, подлежащих повышению, а поэтому положения пункта «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 распространяют свое действие и на члена семьи умершего участника боевых действий Дмитриеву З.И., которая является получателем пенсии по случаю потери кормильца.

Содержание части 4 статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 также указывает на возможность повышения пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 55 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1).

Согласно приведенной норме перерасчет пенсии носит заявительный характер в том случае, если после назначения пенсии лицу наступили обстоятельства, свидетельствующие о возможности ее перерасчета в большую сторону. В таком случае перерасчет пенсии осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.

Данная правовая позиция сформулирована в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, указавшим, что поскольку обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, является отнесение к ветеранам новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.

Также, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.09.2012 года №1538-0 указал, что закрепляя срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, а также обусловливая такой перерасчет обращением пенсионеров за его проведением, законодатель обеспечивает им возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии. При этом законодатель гарантировал сохранение выплаты разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время при обращении за перерасчетом после возникновения права на него. Такое правовое регулирование направлено на повышение жизненного уровня указанной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее их права.

Таким образом, для получения заявленного в иске повышения к пенсии истцу необходимо было обратиться в пенсионный орган с заявлением об этом.

    В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

    Абзацем 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрена индексация социальных пенсий - ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 указанного Федерального закона женщинам, достигшим возраста 60 лет, к которым относится истец, социальная пенсия назначается в размере 5034 рублей 25 копеек в месяц.

Действие абзаца четвертого статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ было приостановлено до 1 января 2017 года Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий». При этом, статьей 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что с 1 апреля 2016 года размеры социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», индексируются на коэффициент, равный 1,04.

Таким образом, поскольку с заявлением о перерасчете и дальнейшей выплате пенсии с учетом повышения Дмитриева З.И. обратилась в военный комиссариат Тверской области 21.05.2020, заявленные исковые требования о возложении обязанности по перерасчету, назначению и выплате истцу пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, предусмотренном пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, суд находит подлежащими удовлетворению.

При этом, суд отклоняет доводы ответчика о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что Дмитриевой З.И. уже установлена надбавка к пенсии в размере 16% в соответствии п. «д» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.

Согласно абзацу 4 статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.

Учитывая, что п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 установлена надбавка пенсии в размере 32% расчетного размера пенсии, т.е. в большем размере по сравнению с надбавкой, установленной пунктом «д», именно эта надбавка должна была быть установлена Дмитриевой З.И.

Период перерасчета определяется за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, который с учетом даты обращения истца составляет с 21.05.2019 по 30.04.2020. С 01.05.2020 следует определить Дмитриевой З.И. ежемесячные платежи в повышенном размере.

Как следует из пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609, осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсации и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством РФ; реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, отнесены к компетенции военных комиссариатов, где находятся личные пенсионные дела уволенных военнослужащих, и иные органы исполнительной власти не осуществляют работу по назначению пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат.

В связи с изложенным, заявленные исковые требования о возложении обязанности по перерасчету, назначению и выплате пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере подлежат удовлетворению.

В силу пункта 2 Положения о военных комиссариатах, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов, в связи с чем, они освобождаются от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

        решил:

исковые требования военного прокурора Тверского гарнизона в защиту интересов Дмитриевой З.И. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области» о возложении обязанности пересчитать, назначить и ежемесячно выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, как вдове участника боевых действий удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тверской области» обязанность произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемой Дмитриевой З.И. с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» за период с 21 мая 2019 года по 30 апреля 2020 года и выплатить сумму недополученной пенсии.

Возложить на федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тверской области» обязанность ежемесячно выплачивать Дмитриевой З.И. с 01 мая 2020 года пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

        Судья                                                                                                Е.А. Степанова

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2020 года.

1версия для печати

2-1133/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриева Зинаида Ивановна
Военный прокурор Тверского гарнизона
Ответчики
Военный комиссариат Тверской области
Суд
Центральный районный суд г. Тверь
Дело на сайте суда
centralny.twr.sudrf.ru
02.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2020Передача материалов судье
08.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее