РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2015 года г.Москва
Зеленоградский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи А.А.Васильева,
при секретаре Ю.В.Жигановой,
с участием прокурора М.А.Дубовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы в интересах Чумакова ФИО8 к Управлению социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы, Департаменту информационных технологий города Москвы о возложении обязанности.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зеленоградского административного округа города Москвы в интересах Чумакова Н.В. обратился в Зеленоградский районный суд города Москвы с иском к Управлению социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы, указав, что по заявлению Чумакова Н.В. была проведена проверка, установлена, что Чумаков Н.В. является жителем города Москвы, награжден нагрудным знаком <данные изъяты> ему выдано соответствующее удостоверение, он имеет льготы, предусмотренные Постановлением Правительства города Москвы от 30 декабря 2008 года № 1282-ПП, однако реализовать льготы, в том числе на бесплатный проезд в городском транспорте города Москвы, не имеет возможности, поскольку Управлением социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы отказано Чумакову Н.В. в выдаче Социальной карты москвича. Прокурор просил суд обязать Управление социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы выдать Чумакову Н.В. социальную карту москвича для получение социальных услуг по бесплатному проезду на городском пассажирском транспорте(кроме такси и маршрутного такси) в городе Москве.
По делу в качестве соответчика был привлечен Департамент информационных технологий города Москвы, поскольку ответчик в обоснование своего отказа в выдаче истцу социальной карты москвича указывал на техническую невозможность этого, поскольку предоставленная для этого программа не позволяет выдать москвичу, награжденному нагрудным знаком «Почетный донор Москвы», социальную карту москвича.
В качестве третьих лиц, незаявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены ГУП «Московский социальный регистр», как уполномоченный на осуществление деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию социальных карт выдаваемых гражданам и на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационных систем и ресурсов и ГБУ МФЦ города Москвы, как организацию, уполномоченную производить прием заявлений о выдаче социальной карты.
В судебном заседании прокурор и Чумаков Н.В. заявленные исковые требования поддержали в объеме, заявленном к Управлению социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы, пояснив, что истец после ДД.ММ.ГГГГ повторно обратился за получением социальной карты москвича, однако в приеме заявления о выдаче данной карты ему отказали в МФЦ, а УСЗН карту не выдает, при этом, каких либо претензий, относительно имеющихся у истца документов, о наличии права на заявленную льготу, ни кто не высказывал. Прокурор пояснил, что в электронной базе МФЦ отсутствуют сведения о льготной категории граждан, к которым относятся <данные изъяты>
Представитель Управления социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы с заявленными исковыми требованиями не согласился, ранее представив письменные возражения на иск(л.д.35-36), пояснив, что социальную карту москвича истец должен получить в МФЦ, при этом, представитель ответчика, считая, что <данные изъяты> не является получателем социальных льгот, указала, что в электронной базе УСЗН нет категории <данные изъяты> для выдачи социальной карты москвича.
Представитель соответчика Департамента информационных технологий города Москвы, с заявленным иском не согласился, ранее представил письменный отзыв на иск(л.д.88-89), пояснил в суде, что Департамент информационных технологий города Москвы передал для использования в работе районным управлениям социальной защиты населения города Москвы программный продукт - <данные изъяты> который позволяет заносить данные о получателях льгот для реализации данных льгот, сам Департамент информационных технологий города Москвы не выдает социальные карты москвича и не вправе изменять реестр льготников, которым может быть выдана такая карта. Все указанные полномочия отнесены к ведению Департамента социальной защиты населения города Москвы и районным управлениям данного Департамента.
Представитель Департамента социальной защиты населения города Москвы, участвующего в деле в качестве третьего лица незаявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебном заседании пояснил, что считает требования, заявленные к Управлению социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы, необоснованными, поскольку выдавать социальные карты москвича обязаны многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ) и их территориальные подразделения.
Представитель ГБУ города Москвы «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы»(далее – ГБУ МФЦ) в суд не явился, представив письменный отзыв(л.д.159-160), просил рассмотреть дело в его отсутствие, пояснив, что между ГБУ МФЦ и РУСЗН отсутствуют соглашения, относительно распределения полномочий о выдачи социальных карт москвича, несмотря на то, что прием заявлений осуществляется в МФЦ, поскольку само решение о выдаче или об отказе в выдаче социальной карты москвича принимают непосредственно Департаментом социальной защиты населения или его управлениями.
Представитель ГУП «Московский социальный регистр» в суд не явился, возражений, относительно заявленных исковых требований не представил, просил дело рассмотреть в его отсутствие(л.д.92-93).
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, допросив свидетеля, исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Чумаков Н.В.(истец) награжден нагрудным знаком «<данные изъяты> о чем ему выдано удостоверение(л.д.8). Истец неоднократно обращался к Управлению социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы по вопросу оформления ему социальной карты москвича для пользования имеющимся у него правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте(кроме такси и маршрутного такси) в городе Москве, однако получал отказы(л.д.10-16).
В соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1282-ПП «О Почетном доноре Москвы» нагрудным знаком «Почетный донор Москвы» награждаются граждане, сдавшие бесплатно кровь 20 и более раз (до 40) или плазму крови 30 и более раз (до 60) в медицинских организациях и научных организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. Расчет донаций производится в соответствии с правилами учета донаций и суммирования их количества в целях определения возможности награждения нагрудным знаком «Почетный донор России», утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Граждане, имеющие место жительства в городе Москве и награжденные нагрудным знаком «Почетный донор Москвы», при условии дальнейшей сдачи крови не менее 3 раз или плазмы не менее 7 раз ежегодно в медицинских организациях и научных организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в течение последующих лет на территории Москвы имеют право на меры социальной поддержки, и в частности, право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) в г. Москве. Предоставление указанной мер социальной поддержки осуществляется: - в 1-й год с момента получения удостоверения «Почетный донор Москвы» - на основании удостоверения «Почетный донор Москвы»; - во 2-й год и последующие годы - на основании удостоверения «Почетный донор Москвы» и документов, подтверждающих сдачу крови не менее 3 раз или плазмы не менее 7 раз ежегодно в медицинских организациях и научных организациях государственной системы здравоохранения города Москвы.
Реализация меры социальной поддержки в виде права на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) в г. Москве возможна при наличии у получателя мер социальной поддержки социальной карты москвича(СКМ).
Действовавшем до 01 января 2015 года Постановлением Правительства Москвы от 25 января 2005 года N 34-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2004 году и о Комплексной программе мер социальной защиты жителей города Москвы на 2005 год» было предусмотрено, что с 01 января 2005 года реализация предусмотренных Законом города Москвы от 03.11.2004 N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» права жителей города Москвы на получение социальных услуг по бесплатному проезду на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) производится на основании социальной карты москвича, выдаваемой органами социальной защиты населения города Москвы.
Положениями части 4(введенной Законом г.Москвы от 25.06.2014 N 33) статьи 3 Закона города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» предусмотрено, что лицам, награжденным наградами, учрежденными Правительством Москвы, в том числе нагрудными знаками, предоставляются меры социальной поддержки по перечню, в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Судом установлено и не отрицалось ответчиком, что Чумакову Н.В. было отказано в выдаче социальной карты москвича как в ДД.ММ.ГГГГ, так и в ДД.ММ.ГГГГ при обращении истца с заявлениями и предоставлении необходимых документов, подтверждающих право истца на получение мер социальной поддержки в виде по бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) в городе Москве. Доводы Управления социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы сводились к тому, что для истца не предусмотрена возможность выдачи СКМ, а реализовать свое право он может иным способом, без получения СКМ, при этом, представитель Управления социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы указывал на то, что технически невозможно оформить СКМ для такой категории лиц, как <данные изъяты>.
Вступившим в законную силу с 01 января 2015 года
Постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП (ред. от 16.12.2014) «О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве» был утвержден «Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве», «Порядок участия банков в выпуске социальной карты, размещения и обслуживания банками расчетного приложения на социальной карте» и «Перечнем категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты».
Пунктами 1.3.6, 1.3.7 Порядка выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП (ред. от 16 декабря 2014 года) установлено, что получатель социальных льгот - гражданин, имеющий право на получение мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социальных льгот, указанных в пунктах 1.7.3-1.7.7 настоящего Порядка. Держатель социальной карты, в частности, гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве.
Истец Чумаков Н.В. в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1282-ПП «О Почетном доноре Москвы» и пункта 1.7.5. Порядка выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, в связи с чем, он является получателем социальных льгот и на него в полной мере распространяются положения названного выше Постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП.
В соответствии с Перечнем категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП (ред. от 16 декабря 2014 года) истец относится к гражданам, не являющимся пенсионерами и относящимся к отдельным льготным категориям, как гражданин, награжденный нагрудным знаком <данные изъяты> и имеющим место жительства в городе Москве.
Таким образом, для получения социальной карты москвича, как лицо, относящееся категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП, истцу необходимы документы, указанные в Постановлении Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1282-ПП «О Почетном доноре Москвы» подтверждающие это право. В судебном заседании было установлено, что Чумаков Н.В. имеет необходимые документы для оформления СКМ.
Социальная карта москвича выдается на основании заявления гражданина. В соответствии с положениями пункта 4.1 Порядка выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП прием заявлений о выдаче социальной карты (далее также - заявления) осуществляется в пунктах приема заявлений и выдачи карт (ППВ) от заявителей являющихся получателями социальных льгот - многофункциональными центрами предоставления государственных услуг (МФЦ) независимо от места жительства заявителя, работниками управлений социальной защиты населения города Москвы в МФЦ (<данные изъяты>
В судебном заседании установлено, что Чумаков Н.В. после ДД.ММ.ГГГГ обращался как в МФЦ, так и в УСЗН для получения социальной карты москвича, однако истцу отказали в принятии заявления и отказали в выдачи как самой карты, так и временного документа для реализации права на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте(кроме такси и маршрутного такси) в городе Москве.
В судебном заседании представители Управления социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы и Департамента социальной защиты населения города Москвы считали, что оформление – прием заявлений и выдача самих социальных карт москвича возложена на МФЦ. Суд не может согласиться с данным утверждением, поскольку оно противоречит положениям Постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП в части Порядка выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве, утвержденного данным Постановлением, поскольку по смыслу пункта 4.1.1 Порядка выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве прием заявлений осуществляется работниками управлений социальной защиты населения города Москвы в МФЦ, как указанно в названном Постановлении - <данные изъяты>.
Ни Управлением социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы, ни Департаментом социальной защиты населения города Москвы не представлено суду достоверных и достаточных доказательств того, что функции по приему заявлений, принятию решения по данным заявлениям и по выдаче социальных карт москвича возложены на МФЦ. Из представленного суду отзыва МФЦ(л.д.159-160) следует, что к полномочиям МФЦ не относится принятие решения по заявлением о выдаче социальных карт москвича. Доказательств иного участники процесса суду не представили.
Как следует из Технического задания(л.д.177-199), паспорта информационной системы(л.д.204-212), работы по автоматизации внутренних процессов оказания социальных услуг «по жизненным ситуациям» были проведены, <данные изъяты> была разработана для автоматизации функций предоставления мер социальной поддержки, оказываемых жителям Москвы по «жизненным ситуациям» в управлениях социальной защиты населения районов города Москвы и Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Общая характеристика объекта автоматизации указывает на то, что государственные услуги по социальной защите населения по «жизненной ситуации» могут оказываться специалистами УСЗН районов города Москвы как в УСЗН районов, так и в районных МФЦ, при этом допускается оказание указанных услуг универсальными специалистами МФЦ в случае массового обращения заявителей по вопросам социальной защиты и возникновения очереди к специалистам УСЗН района. Из представленных документов следует, что решения по принятым заявлениям о предоставлении государственной услуги по социальной защите населения принимают специалисты УСЗН районов.
Из показания представителя Департамента информационных технологий города Москвы и допрошенного по делу в качестве свидетеля ФИО7 следует, что переданная для использования в работе в распоряжение Департаменту социальной защиты населения <адрес> и его Управлениям информационная система – <данные изъяты> которой они пользуются, приспособлена для внесения дополнительной категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки и получение социальной карты москвича, для чего Департаменту социальной защиты населения города Москвы и его районным Управлениям необходимо решать данный вопрос самостоятельно. Департамент информационных технологий города Москвы не может изменить содержание информационной системы, к нему обращений по данному вопросу не поступало. Свидетель в суде пояснила, что в настоящее время в информационной системе <данные изъяты> нет категории <данные изъяты> для внесения изменений в <данные изъяты> необходим конкурс на проведение таких работ, инициатором данного конкурса может сам Департамент социальной защиты населения города Москвы или по его обращению Департамент информационных технологий города Москвы.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, они последовательны и не противоречат иным собранным по делу доказательствам.
Суд не находит обоснованным доводы как ответчиков, так и третьих лиц, участвующих в деле, о том, что невозможно обеспечить выдачу социальной карты москвича истцу, поскольку до настоящего времени не внесены изменения в программное обеспечение по оформлению социальных карт москвича и в программе нет сведений о Почетных донорах Москвы, как о лицах - получатель социальных льгот, поскольку непринятие мер, направленных на реализацию прав гражданина, предоставленных ему законом, не может ставиться в зависимость от возможности как самой информационной системы, как и от бездействия уполномоченных органов на выдачу гражданам социальных карт москвича, в том числе и в части внесения необходимых изменений в информационную систему. При этом, суд учитывает, что сама информационная система - ИС «РУСЗН - жизненные ситуации» предназначена для автоматизации функций предоставления мер социальной поддержки и не является правоустанавливающей программой по предоставлению мер социальной поддержки.
Оценивая собранные по делу доказательства, как каждое в отдельности, так и их в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы в интересах Чумакова Н.В. к Управлению социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы, Департаменту информационных технологий города Москвы о возложении обязанности подлежат удовлетворению частично - в части возложения обязанности на Управление социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы выдать Чумакову Н.В. социальную карту москвича для получение социальных услуг по бесплатному проезду на городском пассажирском транспорте(кроме такси и маршрутного такси) в городе Москве.
Руководствуясь Законом города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», ст.ст.12,45,56,167,193-198 ГПК РФ, суд.
РЕШИЛ:
Иск прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы в интересах Чумакова ФИО8 к Управлению социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы, Департаменту информационных технологий города Москвы о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы выдать Чумакову ФИО8 социальную карту москвича для получение социальных услуг по бесплатному проезду на городском пассажирском транспорте(кроме такси и маршрутного такси) в городе Москве.
В остальной части иска прокурора Зеленоградского административного округа города Москвы в интересах Чумакова ФИО8 к Управлению социальной защиты населения района Матушкино-Савелки города Москвы, Департаменту информационных технологий города Москвы отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья