Дело (УИД) № 57RS0014-01-2021-001610-69
производство № 2а-1-1136/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2021 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области Лазенковой Е.С.,
представителя административных ответчиков: администрации города Мценска Орловской области и Управления по муниципальному имуществу администрации города Мценска Орловской области по доверенностям Власовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аминевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Мценского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мценска Орловской области, Управлению по муниципальному имуществу города Мценска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мценска Орловской области об оспаривании бездействия по формированию земельных участков.
Заявленные требования мотивировал тем, что Мценской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией города Мценска Орловской области требований федерального законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям.
По результатам проверки установлено, на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно, в администрации города Мценска по состоянию на 23 сентября 2021 года состоят 39 человек.
Мценской межрайонной прокуратурой, в адрес администрации города Мценска внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения прав многодетных семей на получение земельного участка в собственность бесплатно, однако мер по устранению допущенных нарушений администрацией города Мценска не принято, что свидетельствует о неисполнении администрацией обязанности по обеспечению многодетных семей земельными участками.
По изложенным основаниям, просит суд признать незаконным бездействие администрации города Мценска по проведению работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, проживающих на территории города Мценска, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации города, с целью последующего предоставления указанной категории лиц, земельных участков; обязать администрацию города Мценска Орловской области провести работы по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, проживающих на территории города Мценска, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации города с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков.
Определением суда от 19 октября 2021 года к участию в настоящем деле в качестве административного соответчика привлечено Управление по муниципальному имуществу города Мценска.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области Лазенкова Е.С. поддержала административные требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков администрации города Мценска и Управления по муниципальному имуществу администрации города Мценска Орловской области Власова Е.В. в судебном заседании возражала об удовлетворении административных исковых требований по основаниями изложенным в письменном отзыве. Указала о том, что на территории г. Мценска отсутствуют свободные территории для формирования земельных участков в целях их последующего бесплатного предоставления многодетным семья. Администрацией города Мценска предпринимались меры по изысканию свободных земельных участков, о чем свидетельствует неоднократные обращения, в том числе в органы исполнительной власти Орловской области о необходимости присоединения к границам г. Мценска земельных участков, за счет территории муниципального образования Мценский район. По мере возникновения свободных земельных участков будут проводиться мероприятия по обеспечению многодетных семей земельными участками.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (подпункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно статье 2 Закона Орловской области от 10 ноября 2015 года №1872-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» земельные участки из земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, в том числе многодетным семьям для целей: ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества. Предоставление указанным гражданам (семьям), земельных участков осуществляется по месту их жительства на территории сельского поселения (городского поселения) Орловской области, городского округа Орловской области, если иное не предусмотрено настоящим Законом, при условии постоянного проживания данных граждан (хотя бы одного из членов семьи) на территории Орловской области не менее трех лет. Для индивидуального жилищного строительства, многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим основания для постановки их на данный учет, проживающим на территории города Орла, города Ливны, города Мценска Орловской области, земельные участки из земель, находящихся в собственности области, могут предоставляться на территории Орловского района, Ливенского района, Мценского района Орловской области соответственно. Орган местного самоуправления муниципального образования Орловской области (городского округа, городского поселения, муниципального района), на учете в котором состоят граждане (семьи) в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, с согласия гражданина (семьи) может предоставлять таким гражданам (семьям) земельные участки из земель, находящихся в собственности такого муниципального образования, но расположенных на территории иного муниципального образования Орловской области.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» изменение границ муниципальных образований, включение земельных участков в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов в установленном порядке относилось к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 4 Закона Орловской области от 20 декабря 2019 года № 2441-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области» Правительство Орловской области или уполномоченные им органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городских округов Орловской области (далее также - городской округ): принятию решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечению подготовки документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и утверждению документации по планировке территории в границах городских округов, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации), за исключением организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области указывает на то, что имеет место незаконное бездействие администрации города Мценска Орловской области, выразившееся в неисполнении своей обязанности по обеспечению многодетных семей земельными участками.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведения Мценской межрайонной прокуратурой проверки исполнения администрацией города Мценска требований федерального законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям установлено, что на момент рассмотрения административного дела в список многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, включены 39 семей.
В период с 2017 года и по настоящее время земельными участками обеспечены 45 многодетных семьи.
6 августа 2020 года исполняющим обязанности заместителя Мценского межрайонного прокурора в адрес администрации города Мценска внесено представление № 13-2020, с требованием в месячный срок принять конкретные меры по устранению нарушений прав многодетных семей, состоящих на учете на бесплатное предоставление земельных участков.
Согласно ответа на представление прокурора от 21 августа 2020 года, на территории г. Мценска сложилась ситуация, при которой не представляется возможным дальнейшее обеспечение земельными участками льготных категорий граждан, а именно отсутствуют свободные и пригодные земли в границах города. Данная проблема является основной причиной низкого показателя обеспечения многодетных семей земельными участками с 2016 года. Ограниченностью бюджетных средств г. Мценска в большей степени является причиной недостаточного уровня обеспечения предоставляемых земельных участков инженерной инфраструктyрой. При этом администрацией г.Мценска на постоянной основе продолжается работа по направлениям: изыскание на территории г. Мценска земельных участков пригодных для предоставления в собственность бесплатно многодетным семьям для индивидуальногo жилищного строительства. Осуществляются мероприятия по формированию 5 земельных участков в целях включения в перечень-реестр земельных участков для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям; присоединение к границам г. Мценска земельных участков за счет территории муниципального образования Мценский район; изыскание средств для разработки проектно-сметных документацией в целях обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых и уже предоставленных многодетным семьям. На письмо администрации г. Мценска от 6 апреля 2016 года Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области 13 мая 2016 года сообщил об отсутствии в казне Орловской области сформированных земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в собственности Орловской области и расположенные на территории г. Мценска и Мценского района.
Изложенное выше подтверждаются также письмом Управления государственного имущества Орловской области от 26 января 2015 года с предложением главе администрации города Мценска осуществить перевод земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 27 га в земли населенных пунктов путем включения данного земельного участка в границы населенного пункта город Мценск.
Письмом от 25 февраля 2015 года в адрес Главы администрации Мценского района о представлении согласия населения Мценского района на изменение границ Мценского района для включения в состав территории города Мценска земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное обращение было рассмотрено на заседании Мценского районного Совета народных депутатов 25 марта 2015 года, депутатами не установлено наличие оснований для организации на территории Мценского района мероприятий по выяснению мнения населения Мценского района.
По результатам рассмотрения обращения главы администрации города Мценска от 24 января 2020 года № 81 Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области 20 февраля 2020 года установлено, что земельный участок с кадастровым номером № используется арендатором в соответствии с целевым назначением земельного участка; оснований для расторжения договора аренды не имеется.
Между тем, Управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области в соответствии с поступающими обращениями администрации города Мценска обеспечено рассмотрение возможности разработки документации по планировке территории, ограниченной <адрес>.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что административным ответчиком ненадлежащим образом реализуются положения действующего законодательства, гарантирующего право многодетных семей на получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства бесплатно, поскольку принятые администрацией г. Мценска меры, в том числе, переписка с органами исполнительной власти Орловской области в течение длительного периода времени по вопросу подготовки землеустроительной документации по планировке территории, не способствуют реализации данного права в полном объеме, и не освобождают орган местного самоуправления от исполнения обязанности по формированию и предоставлению земельных участков для многодетных семей.
Согласно статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2).
Таким образом, установив количество многодетных семей (39), состоящих на учете на территории города Мценска на момент рассмотрения дела, в отсутствии сформированных земельных участков и бесспорных доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков для выполнения административными ответчиками возложенных законом обязанностей, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации города Мценска и Управления по муниципальному имуществу города Мценска в вопросе формирования земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушении прав и законных интересов многодетных семей.
С учетом изложенного, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению и считает необходимым установить административным ответчикам двухгодичных срок для выполнения работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, проживающих на территории города Мценска, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете.
Руководствуясь статьями 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Мценска Орловской области, Управление по муниципальному имуществу города Мценска по проведению работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, проживающих на территории города Мценска, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации города, с целью последующего предоставления указанной категории лиц, земельных участков.
Обязать администрацию города Мценска Орловской области, Управление по муниципальному имуществу города Мценска провести работы по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, проживающих на территории города Мценска, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации города с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков в течение 2 лет со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 ноября 2021 года.
Председательствующий Н.А. Волкова