Решение по делу № 3а-30/2018 от 18.01.2018

№ 3а-30/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2018 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.

при секретаре Макаршиной А.А.

с участием представителя административного истца Терентьевой О.Л., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (Управление Росреестра по РК) Минина А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Инжиниринговая компания «АЭМ-технологии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Инжиниринговая компания «АЭМ-технологии» (далее – АО «АЭМ-технологии», Общество) обратилось в суд с административным иском по тем основаниям, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), который находится в (...). По инициативе административного истца ООО «(...)» подготовило отчет № (...) о рыночной стоимости земельного участка, согласно которому его рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2010 г. и составляет 7365000 руб.

Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Учитывая, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...) в (...), равной его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Терентьева О.А., с учетом уточнений, поддержала административный иск по основаниям, изложенным в нем, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной представленным отчетом ООО «(...)».

Представители Управления Росреестра по РК Минин А.А., Правительства Республики Карелия и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Евдокимова А.Ю., оставили разрешение требований на усмотрение суда. При этом представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия пояснила, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, категория земель: (...), разрешенное использование: (...), расположенных в (...), в (...).

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п.5 ст.65 названного Кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Судом установлено, что Общество использует земельный участок на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка № (...) от 28 декабря 2005 г. Уполномоченным органом по распоряжению земельным участком от лица собственника является в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений. С 2014 г. арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, категория земель: (...), разрешенное использование: (...), расположенных в (...), в (...), площадью (...) кв.м, собственником которого является Республика Карелия.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляла 16436550 руб. Удельный показатель кадастровой стоимости в размере 252 руб. 87 коп. утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) в государственный кадастр недвижимости внесены 21 июня 2003 г. в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 02 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании выписки из решения заседания исполкома Петрозаводского городского Совета депутатов трудящихся от 28 сентября 1976 г. № 584.

Сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером (...) внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с тем же Федеральным законом на основании заявки от 06 февраля 2006 г. № 05/06-128, свидетельство о регистрации права собственности от 21 июня 2005 г. и Описания земельных участков, подготовленного МУП «(...)» от 01 февраля 2006 г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) была определена в период проведения последней государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия.

Согласно представленных Кадастровой палатой сведений, с 12 февраля 2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости содержится кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) в размере 11654000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г. на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 г. № П/484 в Республике Карелия при Управлении Росреестра по Республике Карелия от 25 января 2018 г. № (...).

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в размере 16436550 руб. в настоящее время является архивной.

В п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

В силу абз.5 ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Учитывая, что Общество с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 07 ноября 2017 г., следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г.

Поскольку у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508).

Преимущество применения рыночной стоимости земельного участка, определяемой по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретного земельного участка, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке.

Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

С 02 января 2017 г аналогичная норма закреплена в п.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 1 названного выше закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости), возможно посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Так, Общество в обоснование административного иска предоставило отчет ООО «(...)» № (...) о рыночной стоимости земельного участка, согласно которому его рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2010 г. и составляет 7365000 руб., однако в связи с наличием нарушений законодательства данный отчет не был принят комиссией по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости.

При этом комиссия приняла отчет №(...) об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный государственным унитарным предприятием Республики Карелия «Фонд государственного имущества Республики Карелия», согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 г. определена в размере 11654000 руб.

Суд, изучив и проанализировав представленные документы, выслушав пояснения сторон, изучив дополнения представленные специалистом-оценщиком ООО «(...)», признает отчет государственного унитарного предприятия Республики Карелия «(...)» о величине рыночной стоимости земельного участка обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства.

Недостатки, отраженные в отчете ООО «(...)» при рассмотрении дела не устранены, доказательств соответствия величины рыночной стоимости 7365000 руб. не представлено.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость следует установить в размере рыночной стоимости 11654000 руб., которая подлежит применению с 1 января 2017 г. и до 31 декабря 2017 г.

Учитывая обстоятельства дела, а также руководствуясь положениями п.24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.

В соответствии с п. 7 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не являются государственными органами, утвердившими результаты определения кадастровой стоимости, и государственными органами, осуществляющими функции по государственной кадастровой оценке, следовательно, заявленные к ним требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление акционерного общества «Инжиниринговая компания «АЭМ-технологии» удовлетворить частично.

Установить по состоянию на 01 января 2010 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) расположенного в (...), в (...), категория земель: (...), площадью (...) кв.м, разрешенное использование: (...), в размере его рыночной стоимости, равной 11654000 руб. на период с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 07 ноября 2017 г.

В удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 19 марта 2018 г.

3а-30/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "АЭМ-Технологии"
Ответчики
Правительство РК
Управление Росреестра по РК
Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок
ФГБУ "ФКП Росреестра " по РК
Другие
Синцов М.Е.
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
18.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2018[Адм.] Судебное заседание
27.02.2018[Адм.] Судебное заседание
13.03.2018[Адм.] Судебное заседание
14.03.2018[Адм.] Судебное заседание
19.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее